Литература. 4 класс.
Тема урока: С. Бегалин «Ёж Есена»
Цели урока: познакомить с биографией и творчеством талантливого детского писателя
С. Бегалина ; произвести анализ данного произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
-
Познакомить детей с рассказом “Ёж Есена»
-
Формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения;
-
Формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
-
Развивать устную речь учащихся; формировать читательскую самостоятельность;
-
Развивать образное и логическое мышление.
-
Развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления;
Воспитательные:
-
Воспитание интереса к миру детской литературы и жизни талантливых людей;
-
Воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки;
-
Воспитывать любовь к природе, к животным.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Орг.момент. Настроились. Читаем быстро, уверенно, лучше, чем вчера.
“Чтение без размышления – пустое занятие.”
II. Речевая разминка.
Давайте начнем наш урок с речевой разминки. (Щука, юрта, я, сестра, щенок и кошка, про запятую)-по рядам
Проговорим скороговорку:
Еж под елкою сидит
Еж ежихе говорит
Ежевики дай ежонку
Если нарисует елку.
- познакомьтесь (прочитать глазами);
- прочитайте шепотом;
- прочитайте медленно;
- прочитайте быстро.
III. Проверка домашнего задания. М.Ауэзов «Возвращение» - фронтальный опрос.
- Назовите главного героя произведения.
- Почему мальчик торопился в аул?
- Как он воспринял рассказ о разбойниках?
-Как вы думаете, трудно ли жить вдалеке от родины?
- О чём тосковал в городе мальчик?
-Какой главный смысл произведения?(тоска по месту, где ты жил и родился)
-Знаете ли вы,как называется это чувство?(ностальгия)
-Бывало ли у вас такое чувство? Что нужно делать, чтобы меньше тосковать ?
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с творчеством Сапаргали Бегалина.
1.Биографическая справка: «Слово о писателе».
Сапаргали Бегалин – детский казахский писатель. Родился в 1895 г. в далёком ауле Дегелен Семипалатинской области. Его отец, скотовод, хорошо знал и любил стихи великого Абая, он понимал, что сыну необходимо учиться. Поэтому семилетнего Сапаргали отец отвёз к мулле для обучения грамоте. Сапаргали жил у родственников и учился. Брат его отца Исмагул владел арабским и персидскими языками, он-то и познакомил любознательного мальчугана с
произведениями восточной литературы. Дядя Исмагул часто брал Сапаргали с собой в поездки по разным городам. В дальнейшем он становится хорошим рассказчиком и исполнителем прочитанного и услышанного. Мальчику с детства запали в душу народные сказки и эпосы, которые он талантливо исполнял, подыгрывая себе на домбре. Все говорили, слушая его: «Вот будущий акын». Больше всего С.Бегалина привлекала поэзия Абая Кунанбаева, которого он считал своим учителем
После окончания Семипалатинского училища Бегалин был назначен аульным учителем. Сапаргали Бегалин написал 25 поэм, роман, 12 повестей, многочисленные рассказы, 9 пьес.
Герои рассказов Бегалина являются юные табунщики, чабаны, охотники. Он писал о ребятах, любящих свою Родину и помогающие взрослым.
Во всех его произведениях звучит мысль о том, что природа добра и щедра к человеку до тех пор, пока он относится к ней с любовью, и не прощает жестокости и равнодушия.
2.Отгадайте загадку:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это. (Ёж)
- Кто это? По каким признакам вы узнали? Кто видел ежа? Где? Чем он питается?
- Сегодня мы будем читать и анализировать рассказ «Ёж Есена».
3. Подготовительная беседа.
- А сейчас наши информаторы сделают небольшое сообщение о еже.
1.Ёж – хищное ночное животное. Днём он прячется под кучей хвороста и листвы, а ночью выходит кормиться. Ёж приносит пользу. Пищей ему служат жуки, лягушки, мыши, улитки, опавшие плоды яблонь, груш и других деревьев.
2. В случае опасности ёж сворачивается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. Получается колючий шар с торчащими во все стороны шипами. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. К зиме ежи жиреют и впадают в глубокую спячку.
3. Во время ночной охоты на ежа нападает филин. Ему не страшны иглы зверька. Нет спасения ежу и от хитрой лисицы. А вот при встрече с гадюкой ёж выходит победителем.
V. Первичное восприятие текста. Прочитайте название рассказа. Предположите, о ком пойдёт речь?
VI. Проверка первичного восприятия текста.
- Какое впечатление на вас произвел рассказ?
- В какой момент вы волновались?
- Кто главные герои этого рассказа?
- Кого испугались мальчики?
Физкультминутка «Мы устали, засиделись»
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. (Дети садятся.)
VI. Чтение и анализ произведения.
А) Словарная работа
Арифметика - раздел математики, изучающий простейшие свойства чисел, выраженных цифрами, и действия над ними
Крынка – глиняный горшок для молока.
Б) Беседа по содержанию
- Как в доме у Есена появился ёж?
- Какие слова бабушки удивили Есена?
- Что случилось утром в беседке?
- Что чувствовали мальчики, наблюдая за борьбой?
- Найдите в тексте предложение, в котором выражена идея произведения?
(Вот отблагодарил тебя ёж за заботу о нём. Отблагодарил…))
- Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Есена.).
Чему учит вас этот рассказ? ( За добро всегда платят добром.)
В)Работа с пословицами.
- На столе лежат карточки с пословицами. Выберите ту пословицу, которая подходит к данному рассказу.
1)“Все хорошо, что хорошо кончается.”
2)“На всякую беду страха не напасешься.”
3)“У страха глаза велики.”
- Как вы понимаете пословицу “У страха глаза велики”?
- Важно с детства учиться контролировать свой страх, не поддаваться ему легко. В любой ситуации надо думать о том, что вы в полной безопасности и защищенности, а это в свою очередь, дает ощущение спокойствия.
VI. Чтение рассказа В. Бианки «Ёж-спаситель»
– Прочитайте название произведения (“Ёж - спаситель”).
– Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”?
– За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.
Ёж-спаситель
Маша проснулась рано-рано, накинула на себя платьишко и, как была, босиком, побежала в лес.
В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала корзиночку и побежала назад к дому, прыгая по холодным от росы кочкам. Но вдруг поскользнулась и громко вскрикнула от боли: ее босая нога, сорвавшись с кочки, до крови укололась о какие-то острые колючки.
Оказалось, под кочкой сидел еж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал. Маша заплакала, уселась на соседнюю кочку и стала обтирать кровь с ноги. Еж замолчал.
Вдруг прямо на Машу ползет большая серая змея с черным зигзагом на спине - ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги отнялись. А гадюка ползет к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.
Тут вдруг еж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка вскинула всем передом тела и кинулась на него - как плетью ударила. Но еж ловко подставил ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Еж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину лапкой.
Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой.
В.БИАНКИ
– Почему так озаглавлен рассказ? Объясните.
- Сравните эти два произведения. Одинаковы ли ситуации, в которые попали наши герои?
- Прочитайте как Маша встретилась со змеей
- Какие слова помогают представить змею
- Посмотрите – это гадюка?
- Какие действия совершала змея?
- Что испытывала девочка?
- Какие слова использует автор, чтобы показать страх девочки?
- Как вы понимаете эти строчки?
- Как еж сражался со змеей?
- Какие действия совершала змея?
- Как понимаете слова «как плетью ударила»?
- Как еж отреагировал на её нападение?
- О чем это говорит?
- Как повела себя гадюка?
- Почему?
- Обрати внимание на дальнейшее поведение ежа
- Почему автор использует слово «лапками»?
- Как вы думаете чем закончится эта схватка?
- Как повела себя Маша?
- Какие чувства вы сейчас испытали?
- Понимал ли еж, что он спасает Машу?
- Какова кульминация и развязка? (схватка животного со змеем)
V. Творческое задание.
- Как вы думаете, что думал ёжик, видя плачущую Машу? Что бы он ей сказал, если бы мог говорить?
- Какие чувства по отношению к Маше вы испытываете? – (Чувство страха за Машу, жалость).
– Почему? (Гадюка могла укусить, ёжик уколол)
- Кому из вас хотелось бы чтобы у него жил ежик
Д\з: пересказ рассказа близко к тексту. Написать текст-рассуждение на тему «Хорошо бы ежику жилось дома»
С.Бегалин «Ёж Есена»,В.Бианки «Ёж-спаситель»
Фамилия, имя уч-ся:
1.Кто главный герой рассказа?
2. Что произошло с героем?
3.Как вёл себя ёж?
4.Что вызвало страх у ребят?
5.Как происходила «битва»?
6.Что показал этот случай? (сделай вывод)