20.10. Окружающий мир
Тема: « Разнообразие растений»
Задачи:
- познакомить учащихся с основной классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений;
- воспитывать чувства бережного отношения к природе, её значимости в жизни человека;
- развивать познавательный интерес; умение наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать.
Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Тест
- Сообщение темы и целей урока
- Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
- На какие 2 большие группы делится природа?
- Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?
- Как называется наука, которая изучает живую природу?
- На какие большие группы делится живая природа?
- Как называются эти группы?
- А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из- под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Что между ними общего? К какому царству они относятся?
- Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
картинки с разнообразными растениями.
- На какие группы можно распределить эти растения?
- Какие части растения вы знаете?
- Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
Растения
низшие высшие
водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
- Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?
- Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.
Минутка для релаксации глаз.
* Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
* Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
* Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.
4.. Планирование работы.
- Работать будем по группам самостоятельно.
- Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
1 группа – водоросли
2 группа – мхи
3 группа – папоротники
4 группа – хвойные растения
5 группа – цветковые растения
-Задания для самостоятельной работы, задание № 1 - для 1 группы –
Дать краткую характеристику водорослям:
1. Особенности жизнедеятельности.
2. Части растения.
3. Представители.
- Задание № 2 – для 2 группы –
Дать краткую характеристику мхам.
- Задание № 3 – для 3 группы –
Дать краткую характеристику папоротникам.
- Задание № 4 – для 4 группы –
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
- Задание № 5 – для 5 группы –
Дать краткую характеристику цветковым растениям.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные.
Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов.
Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников.
Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений
Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов.
Вопросы:
- Где растут водоросли? (в воде)
- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)
- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).
- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)
6.Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому работать в группе было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Кто остался доволен своей работой на уроке?