Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Начинаю я урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, чтобы грамотно писать. 1. Языковая разминка. 1. Запись под диктовку. «Какой же у Иволги домик маленький», – пропищала Береговушка. (В. Бианки) 2. Объяснение постановки знаков препинания, составление схемы. 3. Обозначение орфограмм в словах и между словами. 4. Разбор слова по составу, запись однокоренных слов. 2. Словарная работа. 1. Введение слова корзина. а) Лексическое значение. – Это однозначное или многозначное слово? Что оно обозначает? Корзина: 1) Плетёное изделие для хранения, переноса, упаковки. 2) В баскетболе: обруч с сеткой. б) Состав слова. – Запишите три однокоренных слова, выделите корень, обозначьте безударную гласную. в) Игра «Наполните корзину». – Наполните корзину предметами, названия которых – это существительные 2-го склонения, «кладите» (записывайте) имена существительные, начинающиеся на буквы слова корзина. к – картофель о – орех р – редис з – зверобой и – ирис н – нарцисс а – ананас г) – Запишите словосочетание со словом корзина в П.п. (например: ). 2. – Вставьте пропущенные буквы, объясните их выбор. Хвостик м_рков_, выдернули по м_рковк_, читал о к_ртофел_, мечтал о к_ртошк_, поднялись по тр_вог_, нарвали букет с_рен_. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
II. Формулирование проблемы. | – Какая из орфограмм в именах существительных из последнего задания словарной работы не относится к непроверяемым написаниям? (Буква безударного гласного в окончании.) – Сформулируйте задания для работы с этой орфограммой. (Находить слова, в которых есть орфограмма-буква безударного гласного в окончании существительного. Писать слова, применяя правило для выбора буквы в окончании. Составлять предложения со словами, в которых есть эта орфограмма.) – Давайте составим план урока. Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.) | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Развитие умений. | Работа по учебнику. Дифференциация: упр. 188–189, упр. 190–191; по уровням . 1. Упр. 188 – развивается умение писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного с опорой на алгоритм. Выполняется коллективно, используется образец рассуждения на с. 20. 2. Упр. 189 – развивается умение правильно писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании в составе предложений. Выполняется по вариантам. I вариант выписывает предложения, в которых в окончании существительных пишется буква е. II вариант выписывает предложения, в которых в окончании существительных пишется буква и. Проверка коллективная. Схемы предложений сравниваются с записью на доске: 3.Упр. 190 – проводится как письмо по памяти (1-е четверостишие) после предварительной подготовки. Самопроверка.Упр. 191 – развивается умение писать под диктовку текст, включающий слова с изученной орфограммой после предварительной самостоятельной подготовки. 4. Выполняется в группах. а) Упр. 192 – развивается умение сочетать существительные в падежных формах с подходящими по смыслу глаголами, правильно писать безударные окончания имён существительных. б) Упр. 193 – развивается умение составлять словосочетания с существительными в указанных падежных формах, правильно писать слова с изученными орфограммами. Алгоритм самооценки; – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
IV. Итог урока. Рефлексия. | Игра «Верно – неверно». Учитель читает высказывания, дети их оценивают и исправляют. 1) Написание буквы безударного гласного в падежном окончании существительного – это орфограмма. (Верно.) 2) В безударном окончании имени существительного 3-го склонения всегда пишется буква и. (Верно.) 3) Для проверки безударного окончания существительного можно воспользоваться любым словом-помощником с ударным окончанием. (Неверно.) 4) Для существительного (на) тропинке словом-помощником может быть слово степь, так как оно женского рода. (Неверно.) – Я работал с__________________ – Я доволен собой_______________ – Я испытываю затруднения__________________ – Я работал активно | |