Ι.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5» Проверка домашнего задания Краткий фронтальный опрос Учитель. Какая бывает природа? Дети. Природа бывает живая и неживая. У. Найдите среди предметов, показанных на рисунках, «лишние» и докажите, почему они «лишние» Д. «Лишний» здесь – кирпич, так как он не относится к предметам природы, он сделан руками человека. У. Оставшиеся предметы распределите на две группы. Д. Первая группа – предметы живой природы: собака, жук, девочка, берёза, василёк. Вторая группа – предметы неживой природы: облака, снег, камень, солнце. У. Объясните, как связаны между собой живая и неживая природа? Д. Например, без тепла и света, без воздуха и воды живые существа не могли бы жить. У.К какой природе можно отнести человека? Д.Человека относят к живой природе. У.Что такое явления природы? Приведите примеры. Д. Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой. У.Какие явления называются сезонными? Д. Природные явления которые связаны со сменой времени года. Некоторые ученики работают по карточкам с индивидуальными заданиями. Карточка 1 1)Дан список слов: Солнце, собака, дерево, гора, здание, рыба, одуванчик, книга, человек, платье. -Подчеркните одной чертой то, что относится к живой природе, двумя чертами, то что относится к неживой природе, волнистой линией- то, что сделано руками человека. 2) Дан список слов и словосочетаний: Листопад, камень, лиса, облако, перелет птиц на юг, стул, мяч, таяние льдов, солнце. -Подчеркните одной чертой предметы природы, двумя- явления природы, двумя чертами- явления природы, волнистой линией- то, что к природе не относится. Карточка 2 1)Дан список слов и словосочетаний: Таяние снега, самолет, птица, солнце, листопад, карандаш, дерево, созревание плодов, облако. - Подчеркните одной чертой предметы природы, двумя- явления природы, волнистой линией- то, что к природе не относится ( сделано руками человека). 2) Закончи предложение: Солнце, море, гора, лужа, камень- это…..природа; Растения, животные, человек, птицы, насекомые - это…... природа; Карточка 3 1)- Закончи предложения: Почва, горы, осадки, облака, воздух - это….. природа; Рыбы, растения, птицы, насекомые, звери – это……. природа. 2) Дан список слов: Дерево, лошадь, луна, платье, кошка, река, мяч, облако, человек, цветок. - Подчеркните одной чертой, то что относится к живой природе, двумя чертами, что относится к неживой природе, волнистой линией, то что сделано руками человека. | Познавательные УУД: 1) выявлять сущность, особенности объектов; 2) на основе анализа объектов делать выводы; 3) обобщать и классифицировать по признакам; |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Кроме растений, животных, человека и грибов к живой природе относятся и бактерии. Бактерии- это организмы, видимые только под микроскопом. Бактерии распространены повсеместно и встречаются в огромном количестве. Без бактерий невозможно получить кефир, простоквашу, творог и сыр, квашеную капусту. Некоторые бактерии вызывают болезни растений, животных, человека ( например, дифтерию, туберкулез, холеру). -Как можно определить что ты заболел? -Как определить, как сильно ты заболел? -Каким прибором измеряется температура? (Градусником, термометром) -Вот о различных термометрах мы сегодня поговорим! - Сегодня вы шли в школу. Какой показалась вам погода? (Хорошая- плохая; ветреная- безветренная; солнечная- пасмурная; дождливая). В зависимости от погоды люди одеты либо в куртки и плащи, шубы и дубленки, либо в рубашки и джемпера. - Как мы ,находясь дома, можем определить, во что нам одеться, чтобы не замерзнуть или не покрыться потом? (Посмотреть температуру воздуха за окном.) Температуру воздуха измеряют специальным прибором, он называется термометр (Демонстрация разных видов термометра). Температура измеряется в градусах. Дети под руководством учителя выделяют части термометра: стеклянную трубку, наполненную жидкостью, и шкалу. На шкале каждое деление соответствует одному градусу. Продолжая рассматривать шкалу термометра, учащиеся замечают, что около некоторых делений стоят цифры. Учитель предлагает найти 0 ( нуль)- граница между градусами тепла и холода. Цифры стоящие выше 0, показывают количество градусов тепла, ниже 0 количество градусов холода. Поглядев на термометр за окном ,мы можем определить, сколько градусов тепла и холода на улице, и в соответствии с этим выбираем одежду. На слайдах учитель показывает комнатный термометр для измерения температуры в помещении, водный термометр для измерений температуры в воде и медицинский термометр для измерения температуры тела человека. - Посмотрите на эти термометры внимательно. Что вы можете сказать? ( Все они сходны по строению: есть стеклянная трубочка с жидкостью, и шкала. Разница в том, что шкала в термометрах разная). -Как вы думаете почему, почему у разных термометров различные шкалы? В медицинском термометре шкала начинается с 34 градусов, т.к. нормальная температура тела человека 36,6 градусов. Если человек болен, температура повышается, жидкость поднимается выше отметки 37 градусов и самая высшая отметка 42 градуса, т.к. выше температура тела человека быть не может. - На водном термометре шкала от 0 градусов до 100 градусов. Почему ? (При 0 градусов вода превращается в лед, а при 100 градусах закипает). - На комнатном термометре шкала от -20 до +50 градусов, а на уличном- от -40 до +50. Почему? ( Если на улице становится холоднее, жидкость опускается, если становится теплее, то поднимается.) - А сейчас мы поучимся правильно измерять и записывать температуру. Если градусы выше нуля, то это градусы тепла и записываются со знаком «+», если градусы ниже нуля, то это градусы холода и записываются со знаком «-». Например, температура воздуха в классе +22 градуса, температура кусочков льда 0 градусов и т.д. Вместо слова градус ставится маленький кружочек. Градусник нельзя разбивать, т.к. он содержит очень вредные для организма вещества. Физкультминутка. Почему повсюду лужи? ( дети разводят руки в стороны и пожимают плечами.) Мама зонтик свой берет. (имитируют движение) Почему же? Почему же? ( Движения как в первой строке) Потому что…. ( Хором: « Дождь идет!») Дети хлопают в ладони, показывая какой сильный дождик. Практическая работа по определению температуры. | Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: 1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙΙ. Применение нового знания. | Что такое погода - беседа. - Что же такое погода? Сегодня мы попробуем разобраться в этом вместе с Сережей. Работа по учебнику с.20-21. (Чтение «цепочкой») У. Как вы думаете, зачем Серёже нужно знать, какая сегодня погода? Д. … У. А вы, собираясь в школу, узнаёте о погоде? Д. Да. Нам ведь нужно знать как одеться? Нужен ли зонтик? У. Как вы это делаете? Д. Смотрим в окно, на улицу, на термометр, на то, как одеты люди. У. Когда мы говорим о погоде, то имеем в виду и температуру воздуха, и есть ли и какие осадки, дует ли ветер и какой силы, какое небо. Всё это отражает состояние атмосферы. Состояние атмосферы в определённое время в определённом месте называют погодой. У. Какая может быть температура воздуха? Д. Низкая, высокая, положительная, отрицательная. У. Какое может быть небо? Д. Безоблачное, малооблачное, пасмурное. У. В атмосферном воздухе всегда содержится вода в виде пара. Он бесцветный и прозрачный и поэтому невидим. При охлаждении пар превращается в мельчайшие лёгкие капельки, из которых состоят облака. Покрывая небо, они создают облачность. У. Какие бывают виды осадков? Д. Дождь, снег, град. У. Если облака продолжают охлаждаться, капли тяжелеют и выпадают на землю в виде осадков. У. Какой может быть ветер? Д. Сильный, ураган, смерчь, тайфун, бриз, муссон… У. Ветер – это движение воздуха. Нагретый воздух поднимается. Его место занимает другой воздух. Так образуется ветер. Значит, воздух – это не пустота. Поэтому ветер наполняет паруса и движет кораблик. Силу ветра можно выразить такими словами: безветрие, слабый ветер, умеренный ветер, сильный ветер, ураган. Свойства ветра зависят от его направления и силы. Направления ветра определяется по стороне света, откуда он дует. У. Какие вы знаете природные явления погоды? Д. Радуга, изморозь, туман, гроза, северное сияние, метель… Выполнение задания в учебнике с.21 У. Что вы уже знаете о дожде и ветре? Д. (Индивидуальные сообщения детей о дожде и ветре.) У. Погода имеет важное значение в жизни человека. Поэтому есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Их называют метеорологи. А наука о погоде называется – метеорология. Наблюдая за атмосферными явлениями, учёные-метеорологи обнаружили, что некоторые явления часто следуют друг за другом. Зная, что было сначала, можно предсказать, что будет потом. Чтение статьи в учебнике «Как предсказывают погоду» с.22-23. Задание: Какими словами можно охарактеризовать погоду? | |