kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема «Совесть»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель урока - помочь учащимся соотносить понятия  «совесть»- «стыд»- «раскаяние» и

сформировать представление о значении совести в жизни каждого человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики», 4 класс Тема «Совесть»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа р.п. Озинки»

Озинского района Саратовской области





Технологическая карта открытого урока

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики», 4 класс





Тема «Совесть»











Разработала учитель начальных классов

МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Татьяна Евгеньевна Афанасьева



ОЗИНКИ – 2019



Цель: уточнить значение понятия «совесть» как одной из нравственно-этических ценностей в обществе.

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся соотносить понятия «совесть»- «стыд»- «раскаяние»;

  • формировать представление о значении совести в жизни каждого человека;

  • совершенствовать умение работать с источниками и с понятиями;

Развивающие:

  • развивать умения анализировать различные нравственные ситуации;

  • развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес, умение работать в группе;

  • развивать коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

  • воспитывать нравственные качества - доброжелательность, чуткость, совестливость, ответственное отношение к своим поступкам;

  • помочь учащимся в осмыслении нравственного понятия «совесть», взаимосвязи понятий «стыд» и «совесть;

  • содействовать воспитанию личности, способной к рефлексии

Предметные результаты:

усвоение понятий «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля».

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями ,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты: развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Тип урока: открытие новых знаний, исследование

Виды деятельности беседа, работа в тетради, ассоциативная цепочка, работа с понятиями, самостоятельная работа с источником информации,

комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: медиапроектор, мультимедийная презентация, словари, печатные тексты, учебник, раздаточный материал,



Этапы урока

Деятельность учителя и содержание урока

Деятельность учеников

УУД

I.Организационный момент.

1 мин

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Посмотрите на гостей, поприветствуйте.

Психогимнастика «Искорка добра» слайд 2

В одном селе люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто: они вставали в круг, соприкасались ладошками и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка как маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, тепло улыбнемся и пожелаем успеха:

Успех всегда придёт к тому,

Кто день за днём идёт к нему!

Выходят в центр класса, встают в круг, соприкасаются ладошками.






Произносят речёвку.


Садятся группами.

Коммуникативное УУД:

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

Регулятивное УУД:

понимать цель выполняемых действий; Организация рабочего места


II.Актуализация знаний

3 мин

















III. Подведение к теме, создание проблемной ситуации

3 мин


Итак, мы с вами часто говорим «Чему бы ты не учился - ты учишься для себя». - Какие качества необходимы на уроке, чтобы достичь цели? (внимание, трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь ) - А какие качества(добродетели) нужны, чтобы быть порядочным человеком? (доброта, милосердие, сострадание, любовь, смирение, щедрость, честность, великодушие, уважение)

-У вас на столах лежат предметы: зубная щётка, щётка для обуви, ёршик, губка, терка для посуды. Рассмотрите их внимательно и попробуйте рассказать о своём предмете (название, функция) - А что у них общего? Для чего нужны эти предметы? Вывод: Средства уборки. Это всё - предметы, которые помогают нам приводить в порядок нас и окружающий мир.

Проблемная ситуация слайд 3

Учитель показывает уч-ся лист белой бумаги с чёрной кляксой. - Что вы видите? - Странно то, что вы никто не увидели белого листа, хотя площадь его намного больше, чем площадь кляксы. Этот лист напоминает жизнь человека. Она прекрасна, удивительна и разнообразна. Но не всегда жизнь человека проходит светло и чисто, без ошибок (учитель вешает лист на доску)

Послушайте притчу «Осколки в сердце» слайд4 Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше. Прошло много лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек. - Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце много лет, - ответил слепой.

-Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике и что не давало ему покоя?

Рассаживаются по группам









У каждой группы по предмету, обсуждают и отвечают.











Ответы ребят:

Грязь, клякса, пятно

























Ответы учеников: его мучила, грызла совесть

Регулятивные УУД:

Коммуникативное УУД:

-умение вступать в диалог(отвечать на вопросы)

Познавательные:

Умение осознано строить речевое высказывание в

устной форме

IV. Формулирование темы урока, постановка цели

3 мин

- С каким нравственным понятием мы познакомимся на уроке? СОВЕСТЬ слайд 6

(вывесить слово на доску)

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать сегодня на уроке?

1.Что такое совесть?

2. Нужна ли она человеку?

3.Что значит поступать по совести?

4. Как совесть общается с человеком?

Предлагаю заполнить таблицу.

Поставьте знаки «+» в колонке «Знаю» внимательно прочитав вопросы, а в чём затрудняетесь узнаете на уроке.





Вопросы

Знаю

Узнал на уроке

1. Что такое совесть?



2. Нужна ли человеку совесть?



3. Что значит поступать по совести?



4. Как совесть общается с человеком?



Формулируют тему, цели, задач урока.
















Заполняют таблицу


Регулятивное УУД:

-определять цель деятельности на уроке;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

-извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-делать выводы на основе анализа объектов;

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать других;

-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Личностные УУД:

-определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

V. Изучение нового материала

12мин


исследование значения понятий «совесть»,
























VI.

Физминутка

1 мин

 - Ребята, сейчас вы будите исследовать значение слова «совесть». Каждая группа получит задание:

1 группа: работа со словарями ;

2-3 группа: работа с цитатами, составление кластера;

4 группа: подобрать глаголы к слову «совесть»; 5 группа: подготовить сообщение о происхождении слова «совесть»;

Учитель: - Какой вывод можно сделать? Слайд7

- Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». 

-Для чего нужна совесть человеку?
- Совесть в человеке работает, работает его душа. Можно даже сказать, что у совести 2 дела: слайд 8

  1. Перед выбором совесть подсказывает – можно – нельзя;

  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»



- Как нужно жить с совестью?

- Что нужно делать, чтобы не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Если не следовать этим правилам, что будет делать с нами совесть?

Совесть побуждает человека делать хорошее и избегать делать злое, сопровождая хорошие поступки чувством радости и удовлетворения, а плохие поступки – чувством стыда, страхами и душевными муками, которые часто называются «угрызениями совести». 


СЛАЙД 9


Работают с определениями (по группам), обсуждают, отвечают представители от групп



Ответы учащихся


Совесть помогает стать человеку лучше












Жить с совестью нужно в ладу.

  1. Слышать совесть;

  2. Слушать совесть;

  3. Поступать по её подсказкам.

Она нам будет всё время напоминать, у нас на душе будет неспокойно



Выполняют упражнения

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;



Регулятивные УУД

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД

- слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

Личностные результаты

- определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы;

- анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм;

-сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.


VII. Закрепление Работа с учебными пособиями

10мин










Учитель:

- Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись.

- Какое чувство возникает? (стыда)

- Как вы думаете, совесть и стыд это близкие понятия?

Обратимся к статье учебника.

1.Работа по учебнику с.48 Слайд 10

Поработаем с текстом. Прочитайте и ответьте на вопросы:

-Кто был первым, кто пытался объяснить понятие «совесть»?

- В чём отличие понятий совесть и стыд?

- Как вы думаете, человек рождается с совестью или её развивают и воспитывают?

- Про кого так говорят «Ни стыда, ни совести»? (про наглого и беспринципного человека, который не испытывает стыд и раскаяние за свои поступки)

- Как называется такое выражение?


2. Откроем тетрадь урок 23, задание 3

Подберите нужные выражения-фразеологизмы.

Проверяем от каждой группы. Слайд 11








Работают со статьёй учебника стр.48

Выбирают понятия «совесть» и «стыд», объясняют смысл. Стыд – это переживание перед людьми.

Совесть – это стыд перед самим собой.

Это близкие понятия.


Фразеологизм

Выполняют индивидуально, самостоятельно

VIII. Обобщение изученного

2 мин

А теперь, давайте вспомним начало нашего урока. - С какой целью мы используем эти предметы (щётки, тёрки, губки…)? - Давайте подумаем, каким образом можно убрать с листа кляксу? - Но плохой поступок так просто не изменишь. Время назад нельзя возвратить. - Каким образом нам поступать, исправить этот поступок? Слайд 12 -Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. Все знают такой праздник, как Масленица. Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения и всех прощать. Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Ответы учеников:

(очистить одежду, обувь, посуду и т.д).

(закрасить, заклеить, замазать …)


(Попросить прощения, раскаяться, признать свою вину)

Познавательные УУД

- извлекать информацию из текста;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- делать выводы на основе анализа объектов;

- осуществлять синтез, составлять целое из частей;

- использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- устанавливать причинно-следственные связи; обобщать.

IX. Рефлексия.

5 мин

-Ребята, сейчас приложите ладошку к своему сердечку. Послушайте как оно стучит, прислушайтесь что оно говорит.

- У вас лежат красные и зелёные листочки.

На красном напишите то качество или действие за которое вам стыдно, об этом вам подскажет ваша совесть

На зелёном напишите то качество или действие за которое ваша совесть вас одобряет.

А теперь зелёные листики прикрепите к веточкам дерева, а красные – внизу.

Пусть всё хорошее и доброе в вас растёт и цветёт, а плохое и недостойное унесёт талая вода.

- Кто хотел бы с нами поделиться своими историями?

-Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.


Вернёмся к нашим табличкам. Слайд 13

Ответили мы на вопросы?

Что значит, жить в ладу со своей совестью и что даст вам в жизни?


Слушают сердечко.

Пишут и прикрепляют на дерево.







Рассказывают свои ситуации.








Отвечают на вопросы таблицы( У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть)

X. Домашнее задание

1 мин

Задания по выбору:

1. Вспомнить свои поступки и извиниться (для всех)

2.Изобразить совесть в виде символа (урок 23 зад.4)

3. Пословицы о совести.


Выбирают и записывают задания


Р.S. Если будет время




Попробуем составить синквейн

Совесть

Чистая, спокойная

Мучает, удерживает, направляет

Совесть контролирует

Судья





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Афанасьева Татьяна Евгеньевна

Дата: 24.03.2019

Номер свидетельства: 504349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства