Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Диагностические задания |
1. Форма , цвет, размер |
Цель — научить школьников выявлять закономерность в чередовании узоров, воспроизводить и продолжать узор по образцу | Задание 1 (З) Наблюдение. На доске иллюстрации различных животных. Рассмотрите иллюстрации. -Можно сравнить этих животных? Как? По каким признакам? Сравните два яблока. Назовите признаки, по которым можно сравнить предметы. (Цвет, форма, величина, материал.) Правило: сравнить предметы — значит определить, чем они похожи и чем различаются по цвету, форме, величине, материалу, назначению. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 4, № 3; с. 5, № 4 *. С.6 № 4 Нахождение сходства и отличия. Сравнение предметов по длине, ширине, количеству. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 3, с. 4 | Рабочая тетрадь № 1, с. 4 продолжить чередование узора |
2. Пересчитывание предметов |
Цель — научить школьников пересчитывать предметы, познакомить с понятиями «больше», «меньше», «столько же» | Задание 1 (З) Сосчитать предметы, расположенные на доске. Счёт в математике начинают со слова один. - Найдите предметов, которых одинаково количество. «столько же» -Каких больше? - Каких меньше? - Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ… Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 6, № 2,3; с. 7, № 4, 5 *. Нахождение сходства и отличия. Сравнение предметов по количеству. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 5, с. 2 | Рабочая тетрадь № 1, с. 5 продолжить чередование узора, №1 |
1. Геометрические фигуры |
Цель — познакомить с геометрическими фигурами, ввести понятия «число» и «цифра» | Задание 1 (З) Наблюдение. На доске 2 линии : прямая и кривая. - Чем отличаются? Какую легче нарисовать? Задание 2 (П) Нарисовать в тетради кривую линию и прямую. - В каком случае тебе было легче рисовать? Учебник, ч. 1, с. 8, правило геометрические фигуры. Учебник, ч. 1, с. 8,№ 4, с. 9 № 5, 7 Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 6, обведи цифры по образцу, Нарисовать 10 геометрических фигур в определённой очерёдности. | Рабочая тетрадь № 1, с. 6, продолжить узор |
4. Сравнение геометрических фигур |
Цель — научить школьников различать формы предметов: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник — и употреблять эти термины в речи. | Задание 1 (З) Наблюдение. На доске круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Рассмотрите эти предметы. Что это? Можно ли считать их одинаковыми? Укажите, чем они отличаются друг от друга. (Круг — форма без углов; треугольник, квадрат имеют углы.) Найдите в окружающей нас обстановке предметы в форме круга, квадрата. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 12, № 1; № 3*. С. 13 № 4,5 Соедините линией предмет с фигурой. Узнайте эти фигуры по форме. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 7, № 2 | Раскрасьте в разные цвета: • квадрат — зелёным, • круг — жёлтым, • треугольник — красным. Рабочая тетрадь № 1, с. 7 |
5. Сравнение предметов по форме и цвету. |
Цель: формировать умение сравнивать геометрические фигуры по форме, размеру и цвету. Знакомство с символическим обозначением предметов, изображённых на рисунке | Задание 1 (З) Разделить предметы на 2 группы ( по цвету). Затем эти же предметы разделить на 2 группы по форме. Знакомство с табличной формой представления информации. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 14, № 2 № 4. С. 15 №,5 Соедините линией предмет с фигурой. Узнайте эти фигуры по форме. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 8, № 1, 2 | Рабочая тетрадь № 1, с. 8, № 3 Продолжить дальше рисовать бусы, по тому правилу, который дан в образце. |
6. Сравнение предметов по высоте |
Цель — научить школьников различать предметы по величине: большой — маленький, широкий — узкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, одинаковой величины. | Задание 1 (З) Винни Пух и Пятачок собрались идти в школу и взяли с собой разные предметы — два карандаша (длинный и короткий), две тетради (толстую и тонкую), две закладки (широкую и узкую), два пенала (лёгкий и тяжёлый), две книги (большую и маленькую). Выясните, чем различаются эти предметы, и попытайтесь определить, кому из указанных героев какой предмет принадлежит. (Винни больше Пятачка, значит, он мог взять большие предметы). Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 16—17, № 3, 4 Сравните предметы. С. 17 № 6. Найди 5 отличий Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 9 № 1, 2. Обведи домик улиток, найти все грибы и раскрасить Итог: игра «Скажи наоборот» (выше — ниже...). | Каждому ученику даётся карточка с изображением разных по величине фигур. Раскрасьте: самую маленькую фигуру — синим цветом, самую широкую — красным, самую низкую — зелёным, фигуры одинаковой величины — коричневым. |
7. Сравнение предметов по длине и ширине. |
Цель — научить школьников различать предметы по величине: большой — маленький, широкий — узкий, толстый — тонкий, высокий — низкий, одинаковой величины. | Задание 1 (З) Учитель называет ориентиры — дети ищут предмет; ученик указывает — все ищут. Путешествие по сказочному лесу. Найти самую длинную реку, самую широкую. Показать самое широкое поле, самую узкую тропинку. Ориентировка на листе (на магнитной доске) Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 18—19, № 3, 4 Сравните предметы. С. 19 № 7 Найди самый короткий поезд. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 9 № 1, 2. Обведи домик улиток, найти все грибы и раскрасить Итог: игра «Скажи наоборот» (выше — ниже...). | Рабочая тетрадь № 1, с. 10 № 1, 2 ( Раскрась самую длинную ленту жёлтым, самую широкую – синим, самую короткую – зелёным, самую узкую - красным |
Цель — научить школьников прямому и обратному счёту предметов в пределах 10. | Задание 1 (З) Расположить карточки с цифрами с количеством предметов в каждой группе. Правило: все предметы можно считать, используя слова один, два, три, четыре... и отвечая на вопрос сколько? Это прямой счёт. И наоборот (назад): 4, 3, 2, 1, 0. Это обратный счёт. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 22, № 3 – работаем в парах.с. 23 № 6, 7 Счёт предметов в прямом и обратном порядке: Сколько учеников сидит в первом, втором, в третьем ряду? Посчитайте *. Сколько в классе девочек, сколько мальчиков? * Сколько раз я хлопну в ладоши, сколько раз постучу карандашом? * Считайте про себя сколько овощей, книг... *. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 12, № 1 Соединить шарики с цифрами, раскрасить разным цветом Посчитайте от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. (Хоровой счёт.) | Тренируемся писать цифры 1,2,3,4,5… |
10. Порядковый счёт предметов |
Цель — научить школьников порядковому счёту предметов, находить соответствие между порядковыми и количественными числительными. | Задание 1 (З) Учитель предлагает детям одного ряда построиться у доски друг за другом. Сколько ребят? Кто первый, кто второй, кто третий? Кто стоит за, перед, между? Первый ученик садится. Сколько теперь ребят? Кто первый, кто второй? Развернулись кругом. Кто теперь первый, кто второй, кто последний? Сколько всего учеников? (Если считать слева направо, то первым будет.., вторым — ...) Вывод: по порядку предметы считают с помощью слов первый, второй, третий, четвёртый, пятый и т. д. Задание 2 (П) Учебник, ч. 1, с. 24, № 1, 2; с. 25, № 5 *. Объясните, кто первый, кто второй... Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 13, № 1. Точками и стрелками на схеме покажите порядок движения. | Рабочая тетрадь № 1, с. 13, № 2; Расставь зверей по порядку. Кого нужно поменять местами? Покажи стрелкой |
11. Числа 6, 7 |
Цель — научить школьников писать цифры 6, 7 . Соотносить число с количеством предметов | Задание 1 (ЗП) Работа с героями сказки «Незнайка» Учебник, ч. 1, с. 26, № 2, 3 Написание цифр Рабочая тетрадь № 1, с. 14, . Задание 2 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 14, № 1 обведи правильно написанные числа. Задание 3 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 13, Заполни пустые клетки в домино… | Рабочая тетрадь № 1, с. 14 Сколько знаков на каждом рисунке? Соедини рисунки с числами. Проверьте друг друга., |
12. Числа 8, 9 |
Цель — научить школьников писать цифры 8, 9. . Соотносить число с количеством предметов | Задание 1 (ЗП) Работа с Гномами. Сколько грибов встретит на пути каждый гном? Учебник, ч. 1, с. 28, № 2, 3 Написание цифр Рабочая тетрадь № 1, с. 15, . Задание 2 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 15, № 1 Задание 3 (У) С 29 № 8 Игра – «По порядку…» | . Рабочая тетрадь № 1, с. 15, № 2 Раскрась по цифрам 6 – синим 7 – зелёным 8 – красным 9 - жёлтым |
13. Числа от 1 до 9 |
Цель — закрепить усвоение учащимися темы «Сравнение и счёт предметов». | Задание 1 (ЗП) Самостоятельная работа. Слуховой диктант. 1. Нарисуйте в ряд 4 квадрата в порядке возрастания. 2. Под квадратами нарисуйте треугольники. Их на два меньше, чем квадратов. 3. Выполните задания. Учебник, ч. 1, с. 30, № 1 Задание 2 (У) Рабочая тетрадь № 1, с. 16, Письмо цифр по образцу Задание 3 (У) С 31 № 5, 6, 7 | Работа в парах: Соединить по порядку числа от 1 до 9 А друг от 9 до 1. Сравните рисунки |