Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: познакомить учащихся с правописанием приставок в глаголах.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Прозвенел звонок, Начинается урок! - А теперь, улыбнитесь друг другу. Садитесь. - Как мы будем работать на уроке? - Дружно, терпеливо, внимательно. - Девиз нашего урока: «Мы сможем, мы сумеем, у нас всё получится» Запишите число, классная работа. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | 1. На доске записано: Пп Рр Ии Сс Тт Аа Вв Кк Ии - Запишите заглавную и строчную буквы. Какое слово получилось? 2. Из слов выберите «лишнее» слово и напишите всю строчку красиво. Кошка, плывёт, берёза, телефон. 3. А теперь сформулируйте тему урока, связав минутку чистописания. - Давайте поставим цель нашего урока. Интеллектуальная разминка. Отвечаем быстро и кратко. 1. Как одним словом назвать берёза, берёзовый, берёзка? 2. Сколько звуков в слове юла? 3. Ча-ща пиши с буквой …. 4. На какие вопросы отвечает дательный падеж? 5. Что обозначает имя существительное? 6. Как называется часть слова без окончания? 7. Сколько слогов в слове школа? 8. Какой знак ставится в конце вопросительного знака? 9. Какая часть слова находится перед корнем? 10. Как называется часть речи, которая обозначает действие предмета? Словарная работа. Самостоятельно выполните упражнение: Вставь буквы в словарные слова: ж_ лезо, _здалека , кил_ метр, _бида, п_чаль, пр_и_шествие, св_бода, в_лшебник, к_ мыш | - Получилось слово – приставки В этом ряду «лишнее» слово плывёт, т.к. это глагол. А все остальные имена существительные. - Будем учиться писать приставки с глаголами. (Открыли учебник урок 35.) познакомимся с … (с правописанием приставок в глаголах) узнаем … (правила правописания приставки с глаголами) научимся … (применять это правило при письме) Самопроверка с доски. | Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П-логические) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, что мы еще не знаем). | 1. Работа в парах. У вас на столе лежат карточки со словами. (по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать, (на)ливать, (на)него. (по)дорожке, (про)бежка, (под)землёй, (у)тебя, (у)лететь, (по)глядеть, (на)мокнуть. Определите, что в каждом случае стоит в скобках – предлог или приставка. Выпишите их в два столбика: в 1 столбик, слова с предлогами, а во второй – слова с приставками. - Какими частями речи являются слова 1 столбика? - Есть ли среди слов первого столбика глаголы? - А среди второго столбика? - Сделайте вывод. (Какая часть речи никогда не употребляется с предлогами?) | Предлоги приставки по тропинке попрыгать во дворе наливать на него пробежка по дорожке улететь под землёй поглядеть у тебя намокнуть - Глаголы не употребляются с предлогами. В глаголах пишутся приставки. | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели(П) Формулирование проблемы (П) |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка учебной деятельности и на этой основе- выбора способа и средств их реализации | Грамматическая сказка. «Неразлучные друзья» Нередко на Глагол нападала грусть из-за того, что мало было у него настоящих, верных друзей. И вот шёл он как-то печальный, опустив голову, по берегу реки. Вдруг слышит: кто-то плачет. Подошёл поближе и видит: сидит на камне Приставка и заливается горючими слезами. - Что ты плачешь? – спросил Глагол. - Как же мне не плакать? – сказала в ответ Приставка. – Мне так плохо жить одной. - Ну так давай дружить, и мне веселей будет. - Согласна! – с радостью воскликнула Приставка, утирая слезу. - А у тебя есть братья? - Да, и очень много, но все они живут в разных местах: прыгают, бегают. Поют, кричат, дерутся… - Давай я познакомлю их со своими сестричками – приставками, если мне удастся их всех собрать: одна где-то над, другая – под, третья – за, четвёртая, кажется, - в… Наконец приставки перезнакомились с глаголами и стали навек неразлучны. Так им понравилось дружить. - Так как же глаголы пишутся с приставками? | Коллективная работа | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление. Цель этапа: усвоение учащимися правила | Физминутка Сколько на доске глаголов, столько выполни наклонов. Сколько здесь с приставкой слов, столько выполни прыжков. (разбросать, исправить, рассвет, здоровый, разный, сказать, мокнуть, окрепнуть, раскраска, вбежать) Работа по учебнику. 1) с.89 – чтение рубрики «Обрати внимание» с.89 упр.1 (двое учащихся – у доски, а остальные в тетрадях). Выписать из упражнения, раскрыв скобки, десять глаголов. | 6 6 | Действие по аналогии (П) Контроль( Р) Оценка (Р) Коррекция( Р) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П-общеуч.) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | с.90 рубрика «Вспомни» 3) с.90 упр.2 – самостоятельная работа. 1ряд – 1 предложение. Решили лисы кролика (за)печь, А кролик из духовки прыг (за)печь. 2 ряд – 2 предложение. Сугробы снега вьюги (на)мели, И грузовик, как баржа (на)мели… ( 3 ученика у доски, а остальные в тетрадях). Учащиеся сверяют свои работы с заданием выполненной на доске, исправляют ошибки, доказывают свою точку зрения. | Решили лисы кролика запечь, А кролик из духовки прыг за печь. Сугробы снега вьюги намели, И грузовик, как баржа на мели. | Контороль, коррекция, выделение и осознание усвоенного(Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения ( Р) |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся. Д/з: с. 90 упр.4 | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. «Я вспомнил …» «Я повторил…» «Я узнал…» | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности( П) Самооценка на основе успешности (Л) |