1.Самоопределение к деятельности Орг. момент | Формировать умение оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Проверить готовность к уроку, дать положительный настрой на урок. | Здравствуйте, ребята. Вы готовы к деятельности по открытию нового знания? На столах лежат пенал, учебник и тетрадь. Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать. Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! Откройте тетради. Запишите число, классная работа. | Выполнили самооценку готовности по критериям: • правильность выбора учебных принадлежностей, • правильность и аккуратность расположения предметов на парте, • самостоятельность подготовки, настрой на урок.
| Личностные, регулятивные Мотивация к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний, мотивация 3. Постановка учебной задачи | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний: повторение звуков, корзина идей, повторение ранее изученных суффиксов ушк, онок, ёнок,ник. Создание ситуации успеха.
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему: еще не знакомы с правилом написания суффиксов –ек и -ик., познавательную цель: открытиеспособа гласной в суффиксах –ек или –ик на основе сравнения и умения применять данный способ алгоритма и тему для изучения: написание суффиксов –ек, -ик. (в совместной деятельности с учителем).
| Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Слайд 1 Сейчас мы поиграем в игру « Третий лишний». В каждом ряду найдите лишнюю букву, докажите почему она лишняя и запишите в тетрадь. м л с а и ы к ж ш з ф б я ё у Ребята, допишите ещё одну букву с и ф. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово. А что вы знаете о суффиксах? Может кто- то хочет еще добавить к нашим ответам? Спасибо за ваши ответы. Слайд 3 -Распределите данные слова на три группы. Подумайте, по какому признаку это можно сделать? Берёза, столбы, фамилия, внучек, домик, волна. Как вы думаете, есть ли орфограмма в словах третьего столбика? Докажите. -Какую учебную задачу мы поставим перед собой на уроке? (познакомиться с новой орфограммой) Слайд 4 Вопросы: Как называется орфограмма? Можно ли её проверить? Как можно проверить эту орфограмму? -Давайте попробуем ответить на все вопросы по порядку. -Как называется эта орфограмма? -Чтобы ответить на этот вопрос, выделите в словах корень, окончание и суффикс. В каком месте находится орфограмма? (в суффиксе), Попробуйте назвать эту орфограмму. Какую поставим цель на нашем уроке?(научиться писать суффиксы ек и ик)
| Ребята определяют какая буква лишняя в каждом ряду. Записывают в тетрадь буквы. Переставляют буквы и получают слово СУФФИКС КЛАСТЕР (корзина идей): часть слова служит для образования - новых слов стоит за корнем имеет значение… обозначается /\ Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. 1 ученик работает у доски. Распределяют слова по группам (по виду орфограмм). Берёза, фамилия Столбы, волна Домик, внучек Называют критерий классификации. Сталкиваются с затруднением (не могут назвать орфограмму в словах третьего столбика). Ставят учебные задачи. Называют орфограмму. | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные. Умение классифицировать и определять критерий для классификации. Умение принимать и сохранять учебную задачу. Планирование деятельности |
4. Решение учебной задачи | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила) Осмысление новой информации детьми.
| Слайд 5 и 6. -Я предлагаю вам заглянуть сейчас в сказку «В стране невыученных уроков», где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Какое проблема встала перед Витей? (он не знает, как записать слова) -Можем ли мы ему помочь? -Запишите эти слова. (Мы не знаем, как их записать) -Давайте всё-таки поможем Вите решить его проблему. Для этого я предлагаю вам провести наблюдение за словами с данными суффиксами. - У вас на партах лежат конверты со словами. Достаньте их. - Прочитайте слова и определите, какой частью речи они являются. (существительное) - На какие две группы можно разделить слова? (ед. и мн. число) - Разделите слова в два столбика. - В каждой паре слов выделите суффикс. - Внимательно посмотрите на каждую пару слов. На какие еще группы можно их разделить?(слова с гласной -и в суффиксе и слова с гласной -е в суффиксе). Расположите слова в 2 группы. Назовите слова 1 группы. Назовите слова 2группы. Слайд 7 Кузнечик кузнечики Орешек орешки Птенчик птенчики Горошек горошки - Что вы заметили? Что происходит с гласной суффикса? (при изменении формы слова гласная суффикса или остается в нем или исчезает). - Действительно, посмотрите на группу слов с гласной -и. Гласная -и есть в суффиксе слова ед. числа, сохранилась она и в суффиксе слов во мн. числе. А в словах 2 группы что происходит? (гласная -е есть в словах ед.числа, но исчезла в словах мн. числа). - Ребята кто попробует сформулировать правило о суффиксах -ек, -ик? Слайд8. Суффикс –ИК- сохраняет гласную при изменении формы слова: кирпичИК – кирпичИКи В суффиксе –ЕК- при изменении формы слова гласная «убегает»: замочЕК - замочКи - Давайте проверим, правы ли мы с вами. Откройте учебники на с. 115. - Прочитаем правило. . Совпадают ли они? -Значит, мы совершили верное открытие. Ребята, послушайте сказку про суффиксы. Жили – были в сказочной школе суффиксы ик и ек. Суффикс -ик- был прилежным учеником, а его друг суффикс -ек- самым настоящим прогульщиком - вернее: К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс -тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе -ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом -ек-, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. -Давайте вернёмся к нашим словам. Можем ли мы теперь их записать без ошибки. Слайд 9 и 10 -Давайте посмотрим, смог ли Витя Перестукин справиться со свой проблемой | Наблюдают за словами ( изменяют форму слова – выделяют суффиксы). Обсуждают свои наблюдения. Делают вывод, сравнивают собственный вывод с правилом в учебнике. Записывают слова: ключика – ключик, замочка – замочек. | Предметные, коммуникативные, познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные Умение сотрудничать со сверстниками. Умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы. Умение составлять алгоритмы |
Физ. минутка | Цель этапа Сохранение здоровья детей.
| Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической. 1. «Буратино» 2. Если я назову слова с -ик- приседают мальчики, а если с -ек- приседают девочки: песик, дубочек, звоночек, кирпичик, дворик, лесочек. | Выполнение динамической паузы | Регулятивные, личностные |
5.Первичное закрепление | Цель этапа Формирование умения выполнять задание по алгоритму: написание гласной в суффиксе ек или ик. Взаимодействие в образовательном процессе
| -Для того, чтобы мы смогли писать слова с суффиксами –ик, -ек, я предлагаю вам составить алгоритм. Слайд 9. Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ИК], сразу слово не пишем. Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много. Если гласный звук остался, пишем суффикс –ИК-, если гласный звук исчез, пишем суффикс –ЕК-. Есть у нас слова - помощники Это знаем точно мы Нам они помогут лучше Букву в суффиксе узнать, Чтобы правильно писать. Слово НЕТ иль слово МНОГО К слову ты подставь сперва Чтобы слово изменилось И буква сильная проявилась. Проследи за гласной Если ты согласен. Если гласная исчезла, Помнить должен человек: В каждом слове повсеместно Пишем только суффикс -ЕК- Если гласная осталась, Должен помнить ученик, Что в словах (такая малость) Пишем только суффикс –ИК- -Итак, мы ответили на все вопросы. А сейчас я предлагаю вам потренироваться. Дифференцированная работа. 1-я группа (слабоуспевающие) Задание выводится на экран. Слайд 10 с записью в тетрадь (Задание выполняется комментировано под руководством учителя) Платоч…, стол…, листоч…, билет…, песоч…к, зуб…к. После окончания этой работы, подводим итог: Когда в слове пишется суффикс –ик , а когда –ек –? 2-я группа Учебник с. 118 упр. 1 (старый) Учебник (новый) | Составляют алгоритм. Работают над закреплением правила. Учатся работать по алгоритму. | Решают типовое задание на новый способ действия с проговариванием алгоритма во внешней речи. |
6.Итог занятий. Рефлексия деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
| -Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? - У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек. *Дополните предложения: Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с … . Я научился (научилась) … . На следующем уроке я хотел(а) бы … Спасибо за урок. | Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на будущие уроки. | Предметные, познавательные,регулятивные,личностные,коммуникативные |
7. Домашнее задание | Формирование умения в домашних условиях применять правило, изученное на уроке Взаимодействие в образовательном процессе
| Ребята, закрепить знания о правописании суффиксов вы сможете при выполнении домашнего задания. Откройте дневники,запишите домашнее задание. Т. С. 71 упр. 3 | | Предметные, познавательные, личностные, коммуникативные. |