1. | Этап мотивации (1-2 мин) Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | - Здравствуйте, ребята! -Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим друг другу. - Покажите с помощью смайлика своё настроение. - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок. -Хотите ли вы сегодня на уроке узнать что-то новое? - Надо ли нам учиться читать? | Приветствуют друг друга и учителя. Дети слушают учителя, включаются в активную работу. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные: самоопределение – мотивация учения Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. | Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности. (3-4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | - Зачем надо учиться читать? Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. -Давайте вспомним: - На какие группы делятся звуки нашего языка? - Чем отличаются гласные от согласных? - На какие группы можно разделить согласные? - Чем отличаются звонкие от глухих? твёрдые от мягких? - Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкие согласные? - Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдые согласные? -Прочитайте девиз к нашему уроку: Учись доброму, плохое на ум не придёт. (Слайд 1) | Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы учителя Повторяют и систематизируют знания Читают высказывание, затруднение в чтении буквы х | Познавательные (логические). Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, |
3. | Выявление места и причины затруднения (1-2 мин) Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | - Можем ли мы прочитать этот девиз? - Почему? | Отвечают на вопросы учителя нет я пока не могу прочитать этот девиз, т.к. мне встретилась незнакомая буква | Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно Познавательные: формулирование проблемы Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
4. | Этап построения проекта выхода из затруднения (7-8 мин) Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | - Каковы же задачи нашего урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научиться слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Научиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) (слайд 2) - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? (Буквы Х, х и звуки [х], [х’]) (слайд 3) - Посмотрите на тему урока. Итак: Что мы сделали? Назвали тему, поставили задачи? - Это урок повторения или открытие новых знаний? - Что или кто поможет нам в этом? -Как мы будем открывать новые звуки и обозначающую их букву? Составим план работы: (записать на доске) 1.Услышать звуки. 2.Дать характеристику звукам. 3.Знакомство с буквой. 4.Место в алфавите. 5.Чтение слогов, слов, предложений. | Формулируют задачи Формулируют тему урока Отвечают на вопросы учителя Составляют план работы совместно с учителем | Регулятивные: планирование, прогнозирование Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5. | Этап реализации построенного проекта (7-8 мин) Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Работа по плану. 1. Услышать звуки нам поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!) Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! (хи - хи - хи!) - Какие первые звуки вы слышали в досказанных словах? - Вспомните, как вы смеялись? Можно ли с ними играть в дразнилки? 2. Давайте дадим характеристику этим звукам? Работа в парах.(сог-гл, м-т, п-н, з-г) Что мы делали на этом этапе? ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный. Игра «Кулачок- подушечка» (учитель называет слова, учащиеся внимательно слушают и выполняют действия. Если звук мягкий – хлопают, если твердый- топают). Поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, хор, духи. Работа со схемами. Составьте схемы к словам: хор, духи. (самопроверка, взаимопроверка) Какую задачу выполняли? Оцените свои успехи. 3. Знакомство с буквой Учитель: - Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» - строчной (маленькой) и «Ха» - большой (заглавной). (слайд 4) - Зачем нужна заглавная буква? ВЫВОД. Имена собственные и начало предложений пишутся с большой буквы, а остальные слова – с маленькой. Найдите в учебнике буквы Х,х. - На что похожа буква Ха? (на ножницы, лопасть вертолёта, на мельницу, на крестик) Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку. Раз – листочки поднимаем, Два – листочки загибаем, Три – еще разок свернем, На четыре – развернем. Буква спряталась внутри, Кто догадлив – назови! (Слайд 5) - На что похожа буква? (слайд 6) «Х» на ножницы похожа, Но в работе, а не лежа. Хочешь – режешь, Хочешь – шьешь, Хочешь сам себя стрижешь. Ха – забавная игрушка, Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. (слайд 7) - Конструируйте в парах (большую, маленькую) 4. Посмотрите, какое место в алфавите занимает буква Ха? Загадка. Вырыл дом подземный ловко, Натаскал пшена в кладовку. Вечно в сумке за щекой Носит зернышки с собой. Кто же он?- наверняка Вы узнали…(хомяка) Физкультминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хату И выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – Хочет хомка сильным стать. Чему еще научимся на уроке? 5. Чтение слогов, слов, предложений. - Посмотрите на план урока. -Что ещё мы должны научиться делать? - Почитаем слоги на доске и в учебнике. (слайды 8-12) Игра «Эхо». - Я читаю слова, вы повторяете. Следите внимательно. (с.39) | Отгадывают загадки Отвечают на вопросы учителя Дают характеристику звукам Отвечают на вопросы Делают вывод Учащиеся внимательно слушают и выполняют действия, определяя место звука. Составляют схемы к словам Проверяют, исправляют Отвечают на вопросы Самооценка Формулируют вывод Я умею слышать и отличать звуки х, х* от других. Слушают учителя Отвечают на вопросы Делают вывод Учатся ориентироваться в учебнике Отвечают на вопрос учителя, сравнивают Выполняют действия Отвечают на вопрос Учащиеся рассматривают очертания букв, находят сходства с предметом (с ножницами) Работают в парах Находят букву в алфавите Отгадывают загадку Повторяют за учителем Отвечают на вопрос учителя Формулируют высказывают свои мысли Отвечают на вопросы Хором читают слоги на доске Самостоятельно в учебнике Повторяют за учителем, читают | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, умение ориентироваться в книге, работать по ней Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самоопределение, осмысленное обучение |
6. | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (4-5 мин) Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками. (парная работа) с. 39 - Итак, а теперь вернёмся к девизу нашего урока. Кто теперь может его прочитать? Учись доброму, плохое на ум не придёт. - Как вы понимаете смысл этого высказывания? | Решают типовые задания с проговариванием вслух в парах Читают девиз Учащиеся объясняют, как они понимают смысл высказывания, рассуждают, делают вывод | Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
7. | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4-5 мин) Цель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Самостоятельно на нетбуках выполните задания. Эл. Приложение к учебнику 1. Составить схемы к словам: петухи, хлопушка. (Приложение 2) 2. Читаем слоги. (Приложение 1) 3. Прочитать предложение и вставить, подходящее по смыслу слово. (Приложение 1) (Задание по выбору) (Самопроверка, коррекция) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошаговое сравнение с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: смыслообразование Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
8. | Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин) Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | - Отгадайте загадку: Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – хлеб. Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Ребята, используя рисунки из нашего учебника, мы поговорим о пути хлеба от поля до твоего стола. (слайд 13-14) - Оказывается, слово “хлеб” имеет несколько значений: ХЛЕБ - батоны, булки, пирожки (хлебопродукты) ХЛЕБ - любая пища человека, ( продовольствие.) Родственные слова. - Ласково назовём ... (хлебушек) - Небольшой хлеб ... (хлебец) - Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) - Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) - Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) - Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты) - Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) - Можно ли эти слова назвать родственными? ( Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Чтение текста с. 39. Подбор заголовка. Работа по содержанию текста: - Какое время года наступает? - Почему дрожат осины? - Где появился ледок? - Почему в тексте сказано, что хлеб надо убрать до холодов?
- Какой же путь проделывает маленькое зернышко, прежде чем попасть к нам на стол в виде хлеба, булочек, пирожков, макарон…? Рассказ учащихся: (слайд 15) а) сначала готовят землю к посеву, вспахивают, боронуют; б) зерно сеют на поле; в) всходы поливают, самолеты распыляют отраву, чтобы не было сорняков и вредителей; г) когда колоски созревают, выходят в поле комбайны и косят пшеницу. Зерно сыплется в машины, и водитель отвозит его на ток, где его очищают и сушат. д) потом зерно отвозят на элеватор, где оно хранится, а оттуда везут его на мельницу, где из него получают муку. е) затем муку везут в пекарню. Там из нее замешивают тесто, из которого выпекают хлеб, булочки. Вывод: - Ребята! Вот какой длинный путь проделал кусочек хлеба, прежде чем попасть к нам на стол. Он хранит тепло рук тысяч людей. -Как мы должны относиться к хлебу? Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб. - Прочитайте пословицы. Хлеба к обеду в меру бери, хлеб – драгоценность, им не сори! Бросил хлеб – обидел свет. -Как вы понимаете смысл этих пословиц? | Отгадывают загадку. Слушают учителя, рассуждают, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке Дополняют предложения Учащиеся отвечают на вопросы учителя Читают текст Отвечают на вопросы Учащиеся отвечают на вопросы учителя, рассуждают, доказывают свою точку зрения, прослеживают путь хлеба от зернышка к булке (повторяют все этапы пути производства хлеба). Отвечают на вопросы Формулируют вывод о том, что в производство хлеба вложен труд многих людей разных профессий. Дети должны бережно относится к хлебу. Читают пословицы Учащиеся объясняют значение пословиц | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание логические – построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: самоопределение |
9. | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2-3 мин) Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Релаксация. Отдых под музыку. - Какие задачи ставили? - Удалось ли нам решить поставленные задачи? Оцените свою работу по критериям. Я знаю… букву Х и её звуки х, х* Я умею… слышать и отличать новые звуки от других. Я умею…читать слоги, слова и предложения с буквой х. Мне понравилось… У меня получилось… Мне ещё надо поработать над… (слайд 16) Оценить смайликом настроения: Кто всё усвоил, доволен собой, хорошее настроение. испытывает затруднение. ничего не понял, плохое настроение. - Спасибо за урок! | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Оценивают свои знания по критериям С помощью смайликов оценивают свою работу на уроке | Познавательные: рефлексия Личностные: нравственно-эстетическое оценивание – оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |