Разработка конспекта урока по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква Сс".
Разработка конспекта урока по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква Сс".
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 1б
Учитель: Закирзянова Л.Ф. Дата: 10.11.2014г.
Тема: Согласные звуки [с], [с’], буква Сс.
Цель: знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с’], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться со звуками [с], [с’], буквой с; читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой; иметь общее представление о корне слова; выполнять звуко-буквенный анализ слова; знать и обозначать соответствующим цветом звук; объяснять лексическое значение слов.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква Сс". »
Технологическая карта урока литературного чтения
Класс: 1б
Учитель: Закирзянова Л.Ф. Дата: 10.11.2014г.
Тема: Согласные звуки [с], [с’], буква Сс.
Цель: знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с’], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем
Планируемые результаты:
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться со звуками [с], [с’], буквой с; читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой; иметь общее представление о корне слова; выполнять звуко-буквенный анализ слова; знать и обозначать соответствующим цветом звук; объяснять лексическое значение слов.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
• познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
• регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Золотистый … (слайд №3) -Какой звук объединяет все эти слова?
-С какой буквой будем знакомиться?
Находят нужную страницу учебника, узнают тему урока и ставят цель.
-Школа
- В школу.
- Слон
- Свинки
- Светлячок.
- звук (с).
Работают со слайдами, выделяют первый звук в словах.
П: формирование умения ориентироваться на развороте учебника;
Р: формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
3. Выявление места и причины затруднения.
3. Звуковой анализ слов со звуками [c] [ с’], выделение звуков, их характеристика.
- С какого звука начинается слово «слон»?
- Какой мягкий звук составляет ему пару?
-Почему это согласные звуки?
Выполняется звуковой анализ слов: слон, лисичка.
4. Упражнение в различении звуков [c]
[c’].
а)
-Придумайте слова, которые начинаются со звуков [c] [c’].
б) Отгадывание загадок.
Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы? Я…
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на …
На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось,апельсин.
-Определите, какой звук [c] или [c’] встречается в словах. Где мы его слышим: в начале, середине или в конце слова?
Детям раздаются картинки. -Определите, какой звук в слове [c] или [c’]. Картинки со звуком [c] – поселите в синий домик, картинки со звуком [c’] – в зелёный домик.
-С твердого[c].
- Мягкий звук [c’].
-Зубы и язык образуют преграду выходящему воздуху.
Выполняют в тетрадях и у доски.
Называют слова.
Отгадывают загадки
-Свекла.
- Скворец.
- Стуле.
-В слове лиса слышим звук [c] в конце слова.
Выполняют задание.
Заселяют в домики.
П: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
Проводят аналогии, сравнения, сопоставления
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Знакомство с буквой Сс.
- Звуки [c] [c’] обозначаются буквой Сс. Объясните, почему буква сине-зеленого цвета? Для чего нужны две буквы?
-Что напоминает буква Сс по форме? Почему для изображения буквы Сс выбран именно сыр?
-Еще на что еще похожа буква Сс?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом. (картинка полумесяца)
Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.(картинка бублика
6. Раскрытие правила чтения буквы.
- Объясните, почему под изображением буквы Сс поставлены звуки-бусинки? На что они указывают?
-А что показывает слоговая таблица?
-Вспомните, какое правило вы изучили на прошлом уроке?
Объясняют.
-Сыр.
-Потому что слово сыр начинается со звука [c].
- На полумесяц.
-Буква читается как твердый звук [c] и мягкий [c’].
- Надо смотреть на следующую букву.
-Перед а, о, у, ы- согласный звук произносится твердо, а перед и- мягко.
К: умение сотрудничать в совместном решении проблемы.
5 Реализация построенного проекта.
7.Обучение чтению слогов с буквой Сс.
Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой Сс.
Са-са-са- в лесу бегает..
Усь-усь-усь – на лугу посется…
Ос-ос-ос –на поляне много ..
Прочитывание слогов индивидуально, хором, по рядам.
-Лиса.
- Гусь
-Ос.
Р: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи
6. Первичное закрепление во внешней речи.
8.Доскажи пословицу
1. Не спеши языком…
2.Лучшая вещь новая, лучший друг…
3.Любишь кататься, люби и
- Какая пословица вам понравилась, почему?
9. Буква потерялась:
О. ина, на.о., о.ы, .о.на, .ани.
- Спеши делом.
-Старый.
- Саночки возить.
Вставляют буквы, читают слова, делят на слоги.
Л: формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
7. Смостоятельная работа с самопроверкой.
10. Анализ моделей слов «сом», «Сима».
Работа в парах.
-Чем примечательна эта рыба по внешнему признаку?
-Что можете сказать о звучании этого слова? -Сколько в нем звуков и какие? Дайте характеристику каждому звуку.
-Сколько букв написано под словом.
-Почему это слово написано с маленькой буквы?
Аналогичная работа выполняется при разборе звуковой модели слова «Сима».
Разбирают модели слов парами.
- Она большая, с длинными усами.
-Три звука: [c][о] [м].
- Тоже три.
- Это не имя.
К: формирование умения работать в паре.
8.Включение в систему знаний и повторение.
11. Чтение текста « У кота..»
- Сколько предложений вы должны прочитать?
- Кто хочет прочитать первое? Второе? третье?
-Как вы понимаете смысл предложения «Мы сами с усами»
12. Превращение слов – волшебная цепочка.
-Какие слоги, слова предлагает прочитать Сима своим игрушкам?
-Давайте и мы поиграем в буквы.
Сам-сом; сок-сон-сор-сыр-сыч;
сад-суд-сук-сок.
- Три
Выборочное, хоровое чтение.
- Мы не глупее других, нисколько не хуже.
- Ум, ми, сом, си.
Выполняют задание
7. Рефлексия.
Организует рефлексию.
-Кто из вас может сегодня так сказать о себе: «Мы сами с усами?
- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Отмечают свое настроение в конце урока, сравнивают с тем, которое было в начале урока, анализируют изменение настроения.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р: выделение и осознание того. Что усвоено, что подлежит усвоению.
Л: самооценка, личностный рост.
П: рефлексия
различительной функции фонем.
Задачи:
-обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [с],[c] и буквой «с»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.
-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.
Познавательные УУД:
-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;
- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Регулятивные УУД:
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Тип урока
изложение нового материала
Формы работы учащихся
-фронтальная работа
-работа в парах
-самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование
ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД
Структура и ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока
3. Актуализация знаний
4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
5. Итоги урока. Рефлексия.
Проверка готовности детей к уроку. - Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться!
Структура и ход урока
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1
Организацион- ный момент
Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:
-Ребята, посмотрите, выберите и покажите, у кого из вас какое настроение?(На партах изображение солнышка и тучки) Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение
1мин.
2
Постановка целиурока
Просит открыть учебник на с.56, определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.
Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.
3 мин
3
Актуа-лизация знаний
№ 1
«Сверчок играет на скрипке»
Загадывает загадки, демонстрируя задание ЭОР
-Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «сверчок», «слон», «светлячок».?(Звук [с])
- Дайте характеристику звуку[с].
А какой буквой обозначаетсязвук [с]?
Определите тему нашего урока.
Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения.
Делают выводы, что темой урока является звук и буква «С».
Отмечают, что новый звук – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Объясняют, что на это указывают условные обозначения.
5мин
(2+3)
4
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Задание № 2
«Найди букву «С»
Задание № 3 «Звук [с']»
Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить задание ЭОР на интерактивной доске.
Даёт задание сконструировать букву С на своём наборном полотне. Организует контроль.
Проводит физминутку.
Предлагает прочитать слоги, звукобуквенные модели в Азбуке на с.56.
Предлагает прочитать в Азбуке скороговорку на с.57
Проводит физминутку.
Открывает задание ЭОР на интерактивной доске и предлагает составить предложение по схеме, сделать модель предложения на своём наборном полотне.
Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.
Конструируют букву.
Осуществляют самопроверку и проверку в парах.
Выполняют физминутку.
Читают слоги.
Читают скороговорку.
Выполняют физминутку.
Выполняют задание.
5мин
3мин
2мин
5 мин
5 мин
1 мин
5мин
(3+2)
5
Итоги урока. Рефлек-сия
Проводит беседу по вопросам:
-Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели?
-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки )
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
2 мин
Уточнить артикуляцию звуков с – сь.
Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слов.
Закрепить зрительный образ буквы с.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Сядет тот, кто отгадает загадку:
Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)
Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (самолёт)
Верещунья белобока, а зовут её … (сорока)
-Какой звук встречается во всех этих словах?
Правильная артикуляция звука «С»
1.Губы принимают положение следующего гласного.
2.Зубы сближены на расстояние около 1 мм.
3.Кончик языка упирается в нижние резцы.
4.Спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.
5. Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.
6. Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос.
7. Голосовые связки разомкнуты.
Выделение звуков с – сь. Уточнение артикуляции.
-Что вы узнали о звуках с - сь?
(с) – согласный, глухой, твёрдый.
(сь) – согласный, глухой, мягкий.
Чем отличается звук с от звука сь?
Произнесите звуки с – сь, как работает речевой аппарат?
Звук с: Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Звук сь: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Придумайте слова со звуком с
а) Учитель произносит слова выделяя интонацией звук с: собака, капуста, лиса, самолёт, сорока.
Придумайте слова со звуком сь
Село, красивые,
-Назовите все услышанные слова со звуками с, сь (Азбука)
На что похожа буква С?
Радугою до небес
Изогнулась
Буква «С».
Напрягла
Свои бока -
Подпирает
Облака.
И моста
Огромный вес
Тоже держит
Буква «С».
Под мостом течёт
Река -
Мост бетонный
На века.
Буква «С» -
Тяжеловес.
Людям
Служит
Буква «С»!
Закрепление зрительного образа буквы.
Какой буквой обозначаются звуки с – сь?
- закройте в карточке фишками все буквы с.
- соберите букву с.
- покажите правильно написанную букву с.
- выделите в тексте синим треугольником все буквы с.
Развитие фонематического восприятия.
а) воспроизведение слоговых рядов:
са – со – су – сы сы – са – со – су ста – сто – сты - сту
На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин.
Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в конце слова.
- Детям раздаются картинки. Определите, какой звук в слове с или сь, картинки со звуком с – поселите в синий домик, картинки со звуком сь – в зелёный домик.
- Работа в тетрадях.
На доске картинки: рысь, сом.
1. Назовите слово.
2. Определите, сколько слогов в слове, назовите их.
3. Определите, сколько звуков в слове, назовите их.
4. Выполните звуковой анализ.
Итог занятия.
С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звукам с - сь.