kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка конспекта урока по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква Сс".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1б

Учитель: Закирзянова Л.Ф. Дата: 10.11.2014г.

Тема:  Согласные звуки [с], [с’], буква Сс.

Цель:  знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с’], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: познакомиться со звуками [с], [с’], буквой с; читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой; иметь общее представление о корне слова; выполнять звуко-буквенный анализ слова; знать и обозначать соответствующим цветом звук; объяснять лексическое значение слов.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

•  познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

•  регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•  коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Оборудование: учебники, учебная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, схемы слов, cхемы звуков,  толковый словарь, оценочные таблицы у учащихся, слоговая таблица, картинки (лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин, полумесяц).

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка конспекта урока по литературному чтению по теме: "Согласные звуки [с], [с’], буква Сс". »

Технологическая карта урока литературного чтения

Класс: 1б

Учитель: Закирзянова Л.Ф. Дата: 10.11.2014г.

Тема: Согласные звуки [с], [с’], буква Сс.

Цель: знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с’], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем

Планируемые результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: познакомиться со звуками [с], [с’], буквой с; читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой; иметь общее представление о корне слова; выполнять звуко-буквенный анализ слова; знать и обозначать соответствующим цветом звук; объяснять лексическое значение слов.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Оборудование: учебники, учебная презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска, схемы слов, cхемы звуков, толковый словарь, оценочные таблицы у учащихся, слоговая таблица, картинки (лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин, полумесяц).



Основные этапы организации учебной деятельности по проблемно-диалогической, интегративной технологии.

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Примечания

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  1. Организационный момент

Настрой на работу

- Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!  

Подготовка класса на работу, настрой, отметка настроения на оценочном листе

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2. Актуализация опорных знаний.

Создает положительную мотивацию, просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока

1.Работа по учебнику с. 79.

Придумывание названия, хоровое чтение заголовка «Школа» (акрофоническая запись).

2.Рассматривание рисунка.

-Во что играет девочка?

- Кого учит девочка?

-Отгадайте загадки:

-Ходит длинный,

Пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора, огромен он.

Ты узнал, кто это? ( слайд №1)

-И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

А все же называются

Они- морские … (слайд №2)

-То погаснет, то зажжется,

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется?

Золотистый … (слайд №3)
-Какой звук объединяет все эти слова?


-С какой буквой будем знакомиться?

Находят нужную страницу учебника, узнают тему урока и ставят цель.



-Школа






- В школу.





- Слон




- Свинки




- Светлячок.

- звук (с).



Работают со слайдами, выделяют первый звук в словах.

П: формирование умения ориентироваться на развороте учебника;

Р: формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);



3. Выявление места и причины затруднения.

3. Звуковой анализ слов со звуками [c] [ с’], выделение звуков, их характеристика.


- С какого звука начинается слово «слон»?

- Какой мягкий звук составляет ему пару?

-Почему это согласные звуки?



Выполняется звуковой анализ слов: слон, лисичка.

4. Упражнение в различении звуков [c]

[c’].

а)

-Придумайте слова, которые начинаются со звуков [c] [c’].

б) Отгадывание загадок.


Хоть я и сахарной зовусь, Но от дождей я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы? Я…


На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на …

На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин.

-Определите, какой звук [c] или [c’] встречается в словах. Где мы его слышим: в начале, середине или в конце слова?

Детям раздаются картинки. -Определите, какой звук в слове [c] или [c’]. Картинки со звуком [c] – поселите в синий домик, картинки со звуком [c’] – в зелёный домик.






-С твердого[c].


- Мягкий звук [c’].


-Зубы и язык образуют преграду выходящему воздуху.

Выполняют в тетрадях и у доски.





Называют слова.





Отгадывают загадки


-Свекла.



- Скворец.


- Стуле.






-В слове лиса слышим звук [c] в конце слова.




Выполняют задание.

Заселяют в домики.

П: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;


Проводят аналогии, сравнения, сопоставления



4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Знакомство с буквой Сс.

- Звуки [c] [c’] обозначаются буквой Сс. Объясните, почему буква сине-зеленого цвета? Для чего нужны две буквы?


-Что напоминает буква Сс по форме? Почему для изображения буквы Сс выбран именно сыр?

-Еще на что еще похожа буква Сс?


Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом. (картинка полумесяца)


Села мышка в уголок

Съела бублика кусок.(картинка бублика


6. Раскрытие правила чтения буквы.

- Объясните, почему под изображением буквы Сс поставлены звуки-бусинки? На что они указывают?


-А что показывает слоговая таблица?

-Вспомните, какое правило вы изучили на прошлом уроке?




Объясняют.




-Сыр.

-Потому что слово сыр начинается со звука [c].


- На полумесяц.













-Буква читается как твердый звук [c] и мягкий [c’].



- Надо смотреть на следующую букву.

-Перед а, о, у, ы- согласный звук произносится твердо, а перед и- мягко.

К: умение сотрудничать в совместном решении проблемы.



5 Реализация построенного проекта.

7.Обучение чтению слогов с буквой Сс.

Составление и чтение прямых и обратных слогов с буквой Сс.


Са-са-са- в лесу бегает..

Усь-усь-усь – на лугу посется…

Ос-ос-ос –на поляне много ..





Прочитывание слогов индивидуально, хором, по рядам.

-Лиса.


- Гусь

-Ос.


Р: принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи



6. Первичное закрепление во внешней речи.

8.Доскажи пословицу

1. Не спеши языком…

2.Лучшая вещь новая, лучший друг…

3.Любишь кататься, люби и

- Какая пословица вам понравилась, почему?


9. Буква потерялась:

О. ина, на.о., о.ы, .о.на, .ани.





- Спеши делом.

-Старый.


- Саночки возить.




Вставляют буквы, читают слова, делят на слоги.

Л: формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;




7. Смостоятельная работа с самопроверкой.

10. Анализ моделей слов «сом», «Сима».

Работа в парах.


-Чем примечательна эта рыба по внешнему признаку?

-Что можете сказать о звучании этого слова? -Сколько в нем звуков и какие? Дайте характеристику каждому звуку.

-Сколько букв написано под словом.

-Почему это слово написано с маленькой буквы?


Аналогичная работа выполняется при разборе звуковой модели слова «Сима».

Разбирают модели слов парами.



- Она большая, с длинными усами.




-Три звука: [c][о] [м].



- Тоже три.


- Это не имя.

К: формирование умения работать в паре.


8.Включение в систему знаний и повторение.

11. Чтение текста « У кота..»

- Сколько предложений вы должны прочитать?

- Кто хочет прочитать первое? Второе? третье?

-Как вы понимаете смысл предложения «Мы сами с усами»



12. Превращение слов – волшебная цепочка.

-Какие слоги, слова предлагает прочитать Сима своим игрушкам?

-Давайте и мы поиграем в буквы.

Сам-сом; сок-сон-сор-сыр-сыч;

сад-суд-сук-сок.


- Три


Выборочное, хоровое чтение.

- Мы не глупее других, нисколько не хуже.






- Ум, ми, сом, си.





Выполняют задание







7. Рефлексия.

Организует рефлексию.


-Кто из вас может сегодня так сказать о себе: «Мы сами с усами?

- Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, Отмечают свое настроение в конце урока, сравнивают с тем, которое было в начале урока, анализируют изменение настроения.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: выделение и осознание того. Что усвоено, что подлежит усвоению.

Л: самооценка, личностный рост.

П: рефлексия












различительной функции фонем.

 Задачи:

 -обучающие: познакомить учащихся с новыми звуками [с],[c] и буквой «с»; научить читать слоги, слова и предложения с этой буквой; формировать навык  сознательного чтения, обогащать словарный запас учащихся.

-развивающие: развивать фонематический слух детей, развивать речь детей, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.

-воспитательные: формировать культуру общения, воспитывать интерес и желание читать, прививать навыки работы в коллективе.

Познавательные УУД:

-моделирование – преобразование объекта из словесной формы в пространственно – графическую модель;

- рефлексия способов и условий действия , контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Регулятивные УУД:

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи.

 

Тип урока

изложение нового материала

 Формы работы учащихся

 -фронтальная работа

-работа в парах

-самостоятельная работа

   Необходимое техническое оборудование

ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

 

Структура и ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

3. Актуализация знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

5.  Итоги урока. Рефлексия.

 

 

 

 

                           Проверка готовности детей к уроку.
- Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!  

 

 

 

 

 

 

 

                                               Структура и ход урока

 

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя                

Деятельность ученика

Время

1

Организацион- ный   момент

 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение новой темы:

-Ребята, посмотрите, выберите и  покажите, у кого из вас какое настроение?(На партах изображение солнышка и тучки) Скажите, каким бы вы хотели видеть наш урок? Повернитесь друг к другу. Положите свои ладошки на ладошки друга. Скажите: «Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу».

 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, проговаривают, выполняют упражнение

1мин.

2

Постановка целиурока

 

 

Просит открыть учебник на с.56, определить по условным обозначениям, какова цель нашего урока.

Высказывают предположения, что на уроке будут изучать новый звук и новую букву, читать звуковые модели слов с новым звуком, конструировать букву.

 

3 мин

3

Актуа-лизация знаний

 № 1

«Сверчок играет на скрипке»

 

Загадывает загадки, демонстрируя задание ЭОР

-Что объединяет все эти слова? Произнесите первый звук слов «сверчок», «слон», «светлячок».?(Звук [с])

- Дайте характеристику звуку[с].

А какой  буквой обозначаетсязвук [с]?

Определите тему нашего урока.

 

Разгадывают загадки, выделяют звуки, высказывают свои предположения.

 Делают выводы, что темой  урока является звук и буква «С».

Отмечают, что новый звук – согласный, глухой, может быть твёрдым и мягким. Объясняют, что на это указывают условные обозначения.

5мин

(2+3)

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

Задание № 2

«Найди букву «С»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3  «Звук [с']»

Вызывает несколько учеников (по очереди), предлагает выполнить  задание ЭОР на интерактивной доске.

 

 

Даёт задание сконструировать букву С на своём наборном полотне. Организует контроль.

 

 

 

Проводит физминутку.

 

 

Предлагает прочитать слоги, звукобуквенные модели в Азбуке на с.56.

 

 

Предлагает прочитать в Азбуке скороговорку на с.57

 

 

 

 

 

 

Проводит физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывает задание ЭОР на интерактивной доске и предлагает  составить предложение  по схеме, сделать модель предложения на своём наборном полотне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, контролируют выполнение задания товарищами.

 

Конструируют букву.

Осуществляют самопроверку и проверку в парах.

 

Выполняют физминутку.

 

Читают слоги.

 

 

 

 

Читают скороговорку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

5мин

 

 

 

 

 

3мин

 

 

 

 

 

2мин

 

 

5 мин

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

5мин

(3+2)

5

Итоги урока. Рефлек-сия

 

Проводит беседу по вопросам:

-Чему учились на уроке? Выполнили поставленные цели?

-Что понравилось? Что больше всего запомнилось? А что показалось вам трудным? Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (На партах изображение солнышка и тучки )

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

2 мин

 

 

 

 Уточнить артикуляцию звуков с – сь.

Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа слов.

Закрепить зрительный образ буквы с.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Сядет тот, кто отгадает загадку:

Сто одёжек, все без застёжек. (капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт в деревне кур крадёт. (лиса).

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (самолёт)

Верещунья белобока, а зовут её … (сорока)

-Какой звук встречается во всех этих словах?

Правильная артикуляция звука «С»

1.Губы принимают положение следующего гласного.

2.Зубы сближены на расстояние около 1 мм.

3.Кончик языка упирается в нижние резцы.

4.Спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.

5. Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.

6. Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос.

7. Голосовые связки разомкнуты.

Выделение звуков с – сь. Уточнение артикуляции.

-Что вы узнали о звуках с - сь?

(с) – согласный, глухой, твёрдый.

(сь) – согласный, глухой, мягкий.

Чем отличается звук с от звука сь?

Произнесите звуки с – сь, как работает речевой аппарат?

Звук с: Зубы сближены. Губы немного растянуты. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

Звук сь: Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

Придумайте слова со звуком с

а) Учитель произносит слова выделяя интонацией звук с: собака, капуста, лиса, самолёт, сорока.

Придумайте слова со звуком сь

Село, красивые,

-Назовите все услышанные слова со звуками с, сь (Азбука)

На что похожа буква С?

Радугою до небес

Изогнулась

Буква «С».

Напрягла

Свои бока -

Подпирает

Облака.

И моста

Огромный вес

Тоже держит

Буква «С».

Под мостом течёт

Река -

Мост бетонный

На века.

Буква «С» -

Тяжеловес.

Людям

Служит

Буква «С»!

Закрепление зрительного образа буквы.

Какой буквой обозначаются звуки с – сь?

- закройте в карточке фишками все буквы с.

- соберите букву с.

- покажите правильно написанную букву с.

- выделите в тексте синим треугольником все буквы с.

Развитие фонематического восприятия.

а) воспроизведение слоговых рядов:

са – со – су – сы сы – са – со – су ста – сто – сты - сту

ас – ос – ус – ыс ус – ыс – ас – ос аст – ост – уст – ыст

б) Выделение звуков с – сь, из ряда слогов:

Раздаются карточки слогов слияния. кы, сы, зи, ми, си, кя, са, зу, се, мя, су, за, , сё, му.

в) Выделение звуков с- сь из слов: если в слове есть звуки с- сь – поднимите букву - с.

Сом, щётка, зайка, собака, шум, стол, самолёт, зубы, сядь, цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий, сон, щавель, поднос, закат.

Развитие навыков звукового анализа.

На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин.

Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в конце слова.

- Детям раздаются картинки. Определите, какой звук в слове с или сь, картинки со звуком с – поселите в синий домик, картинки со звуком сь – в зелёный домик.

- Работа в тетрадях.

На доске картинки: рысь, сом.

1. Назовите слово.

2. Определите, сколько слогов в слове, назовите их.

3. Определите, сколько звуков в слове, назовите их.

4. Выполните звуковой анализ.

Итог занятия.

С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звукам с - сь.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Закирзянова Лилия Фаридовна

Дата: 31.12.2014

Номер свидетельства: 149190

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства