1. Познакомить учащихся с особенностями правописания безударных падежных окончаний имён существительных.
2. Формировать умение проверять безударные окончания имён существительных единственного числа.
1. Развивать навык грамотного письма.
2. Развивать мышление, память, речь учащихся.
1. Воспитывать доброту, взаимовыручку, товарищество, правильное отношение к человеческим ценностям.
1. Соблюдать санитарно - гигиенические нормы.
2. Сменять виды деятельности учащихся.
3. Соблюдать двигательную активность детей.
Этапы урока. цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Мотивация (1-2 мин.) Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | - Ребята, сегодня мы начнём урок со слов великого мыслителя, философа, педагога Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению» - Прочитайте девиз нашего урока. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Молодцы! Вижу, что все настроились на качественную, плодотворную работу. | - Птицу узнают в полёте, а человека – в работе. - На что способен человек можно узнать по его делам, по отношению к выполняемой работе | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: понимать возможность различных позиций других детей. |
II. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.) Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий. | - Открыли тетради и записали число, классная работа. 1) Словарная работа – выборочный диктант с комментированием. -Послушайте пословицы и скажите, чему они нас учат: «Тот достоин наград, кто трудиться рад». «Кто в труде впереди, у того орден на груди». - Прослушайте пословицы ещё раз и назовите слова с непроверяемым написанием. - Назовите лишнее слово. Почему это слово лишнее? - Назовите синоним к словам награда, орден. - Запишите слова в 3 столбика, распределяя по склонениям. 2) Вывод. - Для чего необходимо умение определять склонение имён существительных? - Какие ещё морфологические признаки существительного надо знать, чтобы правильно писать окончание? 3) – Возьмите планшет и, пользуясь таблицей, просклоняйте по-цепочке записанные слова, называя окончания. 1 ряд – награда 2 ряд – орден 3 ряд – медаль - Оцените свою работу. | Слушают пословицы, высказывают своё мнение. (Чтобы получить награду, надо хорошо трудиться) -Награда, впереди, орден. -Впереди, так как остальные слова – имена существительные. - Медаль, поощрение, заслуга. Записывают слова с комментированием, ставят ударение, обозначают безударную гласную. - Чтобы правильно писать окончания. - Падеж и число. Склоняют слова по рядам, называют окончания. Оценивают себя сигналами. | Познавательные: -осуществление сравнения и классификации по заданным критериям; -построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; -анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные; -формулирование собственного мнения и позиции. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. |
III. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.) Цель: выявление места и причины затруднения. | 1) - Перед вами слова. Запишите их в 1 столбик, вставьте пропущенную букву, поставьте ударение. Из рек. По вод. На кон. В степ. - Проверьте, оцените себя. - Молодцы! Все справились. - В какой части слова была пропущена буква? 2) – Прочитайте слова 2 столбика. Покажите пропущенную букву карточками-сигналами - Проверьте и оцените себя. - Молодцы! С заданием справились, но были допущены ошибки. - В какой части слова была пропущена буква? - Почему при записи слов 1 столбика у вас не возникло затруднения, а при работе над словами 2 столбика были допущены ошибки? - Исходя из этого, скажите, над какой темой мы будем работать сегодня? - Какую цель себе поставим? | Записывают слова, ставят ударение. Проверяют по эталону. Оценивают свою работу сигналами. - В окончании. Читают слова, показывают сигнал с буквой Е или И. Проверяют по эталону. Оценивают свою работу сигналами. - В окончании. - В 1 столбике окончания ударные, а во втором безударные. - Правописание безударных окончаний имён существительных. - Выяснить способ проверки безударного окончания имён существительных. | Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -различать способ и результат действия; -осуществлять пошаговый контроль по результату; -уметь оценивать правильность выполнения действий. Личностные: -установка связи между целью и мотивом. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.) Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению. | - Посмотрите внимательно на слова 1 и 2 столбика. Могут ли слова 1 столбика помочь при проверке написания слов 2 столбика? Почему? - Сделайте вывод как можно проверить безударное окончание имени существительного. - В каждом склонении есть слова с ударным окончанием. Назовём их опорными словами. - Попробуем построить алгоритм использования опорных слов для проверки безударных окончаний. Из избушк. – н.ф. – избушка – 1 скл. – из земли – И – из избушкИ | Сравнивают слова. - Слова 1 столбика могут помочь при написании слов 2 столбика, так как имеют одинаковое склонение и падеж. - Безударное окончание имени существительного можно проверить ударным в том же склонении и падеже. Знакомятся с опорными словами. Высказывают свои предположения Наблюдают за пошаговым построением алгоритма по эталону. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; -моделирование; -построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -принятие общего решения в совместной деятельности. |
Физминутка |
V. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.) Цель: усвоение нового способа действий. | 1) - Запишите слова 2-го столбика в тетрадь, объясните, пользуясь алгоритмом. 2) Исследовательская работа в группах - У вас написаны высказывания. Среди них есть как верные так и ложные утверждения. Выберите верное утверждение и отметьте знаком «+», неверное – знаком «- « (Задания на карточках в приложении) - На основе исследования каждая группа заполняет таблицу на доске. (Таблица окончаний в Р., Д., П. падежах) - Заполните индивидуальную таблицу – памятку на своих местах. 3) Сделайте вывод, как можно проверить безударное падежное окончание имён существительных. 4) Знакомство с общей памяткой на слайде. | По одному работают у доски, проговаривая шаги по алгоритму. Работают в группах Заполняют индивидуальную таблицу – памятку - Окончание можно проверить по опорным словам или пользуясь таблицей окончаний. Знакомятся с двумя способами проверки безударных падежных окончаний. | Познавательные: -структурирование знаний; -выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи; -выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4 – 5 мин.) Цели: интериолизация нового способа действий; рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха. | 1) Дифференцированное задание. - Перед вами карточки разных цветов. Жёлтые – высокий уровень сложности. Зелёные – повышенный уровень сложности. Голубые – средний уровень сложности. Красные – базовый уровень сложности. - Выберите себе соответствующий вашему уровню цвет и приступайте к выполнению. (Задания для разного уровня в приложении) 2) Проверка в группах. - Объединитесь по цвету карточек в группы и выполните взаимопроверку. - Оцените свою работу. | Выбирают карточку по желанию, работают самостоятельно. Объединяются в группы по цвету карточек и выполняют взаимопроверку. Оценивают свою работу. | Познавательные: -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: -умение слушать и вступать в диалог; -участвовать в коллективном обсуждении проблем; -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками |
VII. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.) Цели: включение «открытия» в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного. | - Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания существительных? - Где могут встретиться безударные окончания существительных? Творческая работа. - Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму. Проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и. Она, на, высокой, ель, живёт, вершина. Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка. Зимой, встретить, парк, в, городском, королёк, можно. | - Чтобы грамотно писать - В диктанте, изложении, сочинении и т.д. Составляют и записывают предложения. Зачитывают полученный текст. | Умение определять уровень собственных знаний. Умение анализировать информацию. Умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями |
VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.) Цели: самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания. | - Какую цель на уроке мы ставили?
- Удалось ли достичь цели? - Чем можете доказать?
- Поработаем с планшетом (Тема 3, тест) -Оцените свою работу на уроке. | - Узнать правила написания безударных падежных окончаний существительных - Удалось. - Составили алгоритм, учились применять его на практике. Выполняют тест, проверяют себя. Оценивают свою работу. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки |
IX. Домашнее задание: с.п. упр.176 (1 уровень), 177(2 уровень) |
2016 г.