kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Правописание щу-ща"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 4 классе.
(семинар учителей малокомплектных школ)
Дата: 06.02.2015
Учитель: Кондакова Евгения Петровна
Тема: Склонение имен прилагательных женского рода.
Тип: изучение нового материала.
Задачи: - создавать условия для наблюдения за падежными окончаниями имен прилагательных женского рода ед. числа;
- учить выделять падежные окончания имен прилагательных женского рода единственного числа;
- учить склонять имена прилагательные женского рода единственного числа.
Планируемые результаты
Предметные: называть падежные окончания имен прилагательных женского рода ед. числа; сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода; подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные; склонять имена прилагательные женского рода единственного числа.
Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; анализировать информацию, представленную в таблице; 
Личностные: проявлять интерес к русскому языку; проявлять познавательные способности через изучаемый предмет.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ход урока
1.    Организационный момент.
Цель: психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.
    Слайд 1.    - Раннее утро, солнышко встало:
Доброго дня всем оно пожелало.
- повернитесь к соседу по парте, улыбнитесь друг другу.
    Слайд 2.    Улыбкой дверь отворите в пути,
Улыбку нельзя удержать в заперти.
Улыбка цветет, растет на устах.
Улыбка прогонит и злобу  и страх.
- Повернитесь к нашим гостям и подарите им свои улыбки.
- каким вы хотите видеть урок?
- Для этого надо, чтобы …
Наши уши очень внимательно ……. (слушали)
Наши глаза отлично …… (видели)
Наша голова хорошо …… (думала).
2.    Актуализация знаний учащихся.
Цель: учить последовательно идти к намеченной цели. Развивать речь, внимание, мышление. Закрепить знания об имени прилагательном.
- Откройте тетрадки и запишите число.
- Что вспомнили при записи числа?
1) Слайд 3. – Посмотрите на слова записанные на экране. 
Д…рога, комн…та, а…ея, кв…ртира.
Длинная, уютная, широкая, большая.
- Что можете сказать о словах записанных в первой строке?
- А о второй?
- Какие задания можно выполнить опираясь на эти слова?
- Назовите орфограммы пропущенные в словах.
- Подберите смысловые пары сущ.+прил.
- Назовите, что есть общего в прилагательных?
- На что указывают эти окончания?
- Какие окончания у имен прилагательных женского рода?
- Эти сочетания букв мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
- Ребята, а для чего мы проводим каллиграфическую минутку?
- Какие правила каллиграфии необходимо помнить?
ая, яя  аая   яя ааая….
- определите последовательность и напишите составленную цепочку строчных букв.
- Самооценка. Если вы написали красиво, то на полях поставьте «+», а если есть нарушения, то «+.»
- Взаимопроверка. Обменяйтесь с соседом по парте. Если вы не согласны с оценкой друга, то обведите в кружок.
2)  - По памяти запишите составленные словосочетания. Составьте предложение и сделайте разбор.
3) Работа в группах. 
- посмотрите на тесты, которые у вас на столах.
- Разгадайте ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов. (СКЛОНЕНИЕ)
- Что такое склонение?
- Какой цели достигли выполнив это задание?
3. Самоопределение к деятельности.
Цель: учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловы партнером учителя.
- Ориентируясь на ключевое слово, прилагательные которые вы записали. Сформулируйте тему. Слайд 4. «Склонение иен прилагательных женского рода»
- Используя опорную запись, сформулируйте учебные задачи.
Слайд 5.  Познакомиться …….
                  Учиться определять ………….
                   Повторить ……………….
4. Работа по теме урока.
Цель: - учить склонять имена прилагательные женского рода единственного числа, самостоятельно делать вывод.
1. Работа по учебнику стр. 29 Упр. 58
- определите план действий. Рассмотрите таблицу и сделайте вывод.
( имена прилагательные ж. р. в Р., Д., Т., П. падежах иеют одинаковые окончания –ой, ей и отвечают на один и тот же вопрос). Слайд 6 Опорная схема.
Обрати внимание: прилагательные ж. р. в Т.п.  имеют окончания – ою, - ею. Они чаще встречаются в поэтической речи или разговорной.
3.    Склонение имен прилагательных с существительным.
Дружная ранняя (весна)          ( 1 ребенок работает по электронному приложению)
- проверка по Электронному приложению.
- Если задание вам показалось легким, то поставьте «+», если испытывали сложности, то «+.».
- Всегда ли написание безударных падежных окончаний имен прилагательных совпадало с произношением?
- Как можно проверить? 
- Можно ли определить падеж прилагательного по окончанию? 
- Как определить падеж прилагательных?
    Слайд 7,8.    ФИЗПАУЗА 
5.    Закрепление нового материала.
Цель:  отрабатывать умение определять род и падеж прилагательного.
1)    Задание по карточке. Вставить пропущенные окончания, определить падеж.
2)    Для тех кто справится быстрее есть дополнительное задание 1- звуко-буквенный анализ, 2- разбор по составу.
- Ребята, мы сегодня много говорили об именах прилагательных, а какова их роль в речи?
- Давайте послушаем Елисееву Марию и проверим наши предположения.
3)    Защита проекта на тему: «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина», Елисеева М. (презентация)
6. Итог урока
- Что узнали на уроке?
7. Рефлексия. Слайд 8.
- Продолжи высказывание.
Сегодня на уроке я …
Самым интересным на уроке для меня было …
Я встретился с трудностью при …
У меня хорошо получилось ….
Мне это необходимо для ….
Слайд 9.  д/з дифференцированные карточки трех уровней, по выбору учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Правописание щу-ща" »

Технологическая карта урока

Тема: Правописание «ща-щу»

Учитель начальных классов Наумова Лариса Евгеньевна «МОУ ИРМО «Гороховская СОШ»

Педагогическая цель

Повторить и закрепить изученные правила, улучшать грамотность детей. Развивать устную речь.

Воспитывать прилежание, уважение к учебному труду.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Повторят знания о шипящих;

Вспомнят написание сочетаний ща-щу,ча-чу, жи-ши;

Будут учиться правильно, писать эти сочетания в словах.

Личностные
результаты

Формировать эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности. Формировать общее представление о нормах поведения.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Коммуникативные УУД
1. Формировать умение слушать и слышать других учащихся;
2. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом учителя;
3. Формировать и отрабатывать умение согласованно работать в парах и коллективе.
Познавательные УУД
1. Формировать умение извлекать информацию из предложенного задания;
2. Формировать умение на основе анализа схемы делать выводы.
Регулятивные УУД

1. Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Формировать умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Буквы щ,а,у строчная, печатная, письменная буквы; буквосочетание, предложение;

Образовательные
ресурсы

Презентация, компьютерная технология.

Сценарий урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради ручки)

Прозвенел весёлый звонок.

Начинаем наш урок.

Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

- Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь. И пусть хорошее настроение поможет вам на уроке быть внимательными, доброжелательными по отношению друг к другу и прилежными учениками.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

Сегодня вас приглашают в гости жители одного удивительного посёлка. А что это за посёлок и кто его жители вы мне ответите сами, отгадав загадку.


Тридцать три сестрички
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет, То на всё найдёшь ответ. (СЛАЙД 2) - Эти жители очень любят играть.

- Одна из любимых игр – это прятки. Давайте поиграем с ними. (СЛАЙД 3) Какие буквы спрятались?

Охарактеризуйте их.







Это посёлок Алфавит (Буквино).


Щ, а, у

Письменные, строчные

Совместно
с учителем формулируют учебную задачу

Фронтальный.

Устные ответы

III. Самоопределение к деятельности.

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Верно.

- А чем мы будем заниматься на уроке? (СЛАЙД 4)

- Правописание жи-ши.

Повторим знания о шипящих;

Вспомним написание сочетаний жи-ши;

Будем учиться правильно писать эти сочетания в словах.

Внимательно
слушают

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Лингвистическая разминка.


Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.


Произнесите звуки, которые дают спрятавшиеся буквы

- Что вы можете рассказать о букве Жж?




- А какой парный звук у звука [ж]?

Скажите, какая орфограмма в русском языке связана с этими буквами?


-[ж], [ш]

- обозначает согласный звук [ж], всегда твёрдый, звонкий

- глухой [ш]

–жи-ши


Анализируют образец буквы с тем какой звук она даёт

Фронтальный.

Устные ответы


Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный.



Инсценировка стихотворения "Жили-были буквы Ж и Ш"


- Кто напомнит мне по какому мы посёлку путешествуем?

- Буквино! Шли-шли мы и увидели дом, в котором живут Же и Ша

(СЛАЙД 5)

Жили-были, не тужили
Буквы Же и Ша в квартире.
Неразлучны они были.
Крепко-накрепко дружили.

Но случилось как-то вдруг
Им услышать в двери стук.
Дверь открыли, крикнув: «Ах!» Буква И стоит в слезах.
Плачет буква И, рыдает.
Нет друзей, живу одна я.
Можно с вами подружиться, Вместе жить и веселиться? «Проходи!», – сказали И,
А за ней вприпрыжку Ы:
«Вы меня впустите тоже,
Я на И чуть-чуть похожа!»

Буквы ей сказали дружно:

«Это правило знать нужно. (СЛАЙД 6)

Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и.


Внимательно
слушают


Пальчиковая гимнастика


Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой

Моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику (слайд 7) приложение 1

Выполняют пальчиковую гимнастику по образцу на презентации.


Внимательно
слушают, выполняют упражнение

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой (СЛАЙД 8,9,10)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья от вас не скрою,

ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

Минутка чистописания

Индивидуальная. Практический

(СЛАЙД 11)

- На следующей строке пропишите эти сочетания жи - ши

- Назовите слова, в которых есть эти сочетания букв (записать несколько слов)


Слушают объяснение учителя

Анализируют образец букв и соединений букв, в соответствии с ним выполняют письмо.

Фронтальный.

Наблюдение
учителя

V. Осмысление


Индивидуальная. Практический

Редактирование текста

Редактировать текст (СЛАЙД 12)

Ребята, жители посёлка Буквино решили устроить вам испытание – предлагают вам прочитать текст, но что же случилось с текстом? Какая проблема возникла, кто скажет?


Отвечают на вопросы учителя.

Нужно вставить слова - помощники, которые выпали из текста

Анализируют
текст, высказывают свое мнение.

Групповой, индивидуальный. Устные ответы

VI. Физкультминутка

Коллективная. Практический

Физкультминутка (СЛАЙД 13) Приложение 2

Вы наверное устали? – Ну тогда все дружно встал!

Выполняют движения по образцу на презентации

Осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение упражнений

VII.Дифференцированная работа на опорных листах по уровням сложности


Индивидуальная

Каждому из вас я выдам карточки разных цветов

Ученикам, получившим карточки голубого цвета необходимо выписать из текста слова, в которых есть сочетания жи-ши алфавитном порядке.

Ученикам, получившим карточки розового цвета нужно вписать в слова жи или ши.

Ученикам, получившим карточки жёлтого цвета нужно списать слова в правильный столбик – левый жи, правый ши. Подчеркни сочетания жи, ши. 

Приложение 3

Выполняют индивидуальные задания на опорных листах

Дифференциация в выполнении заданий по уровням сложности.

Индивидуальный.

Наблюдение
учителя

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

Парная, Словесный, практический.
Беседа.

Работа в парах на опорных листах Приложение 3

Цель: Уметь применять правила и слаженно работать в парах

Ребята, каждой паре я выдам задание. Вам нужно прочитать словосочетания и придумать с ними 2 предложения.

Анализируют
словосочетания.


На основе словосочетаний
составляют
предложения

Парный, индивидуальный. Чтение, устные ответы

IX. Подведение итогов урока.


Словесный,
беседа.

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Что мы хотели закрепить? (Мы повторили знания о шипящих? Вспомнили написание сочетаний жи-ши?

Вспомнили как правильно писать эти сочетания в словах?)

- Как вы думаете, достигли мы этой цели?

– Ответы детей.



Фронтальный. Устные ответы.

X. Рефлексия.


Словесный, практический.
Беседа.

А теперь оцените себя сами – если вы считаете, что на уроке всё было понятно, то возьмите смайлик жёлтого цвета. Если были какие-то сложности, что возьмите смайлик красного цвета.

А теперь давайте посмотрим на домик, в котором живут жи и ши и сделаем их домик веселей – «поселим» наши смайлики в их домик с помощью клея.


Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.

Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Правописание щу-ща"

Автор: Кондакова Евгения Петровна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176762


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства