Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Тип урока | Урок рефлексии |
Тема | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах |
Цель | выработка умений самостоятельно применять написание безударных падежных окончаний имен существительных |
Задачи: | развивать умение устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; учить сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания –е, -и; учить контролировать правильность выбора безударного падежного окончания имен существительных. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания; Выбирать нужный способ проверки при написании окончания; Обосновывать написание безударного падежного окончания; Находить и исправлять ошибки при написании безударного падежного окончания. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; Применять установленные правила в планировании способа решения; Проводить самооценку, взаимооценку; Вносить коррективы в действия после проверки; Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. | Понимать личную мотивацию к процессу обучения, осознавать готовность к саморазвитию |
Межпредметные связи | Окружающий мир Литературное чтение |
Ресурсы урока | Основные: УМК учебник Канакина В.П. Дополнительные: презентация, карточки |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Мотивация познавательной деятельности |
Девиз нашего урока рассыпался, вам необходимо собрать его. Пропасть, грамоте, тому, горазд, не, кто. | Конструируют девиз урока: «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности. |
1.Создает условия для фронтальной работы учащихся -Что общего во всех словах? -Разделите слова на группы? -Решите орфографические задачи. | 1.Словарная работа: м…тель, сне…, п…льто, изм…розь, п…года, в…юга Определяют общее между словами. Делят слова на группы. Решают орфографические задачи. |
2.Распределите слова по склонениям | Интерактивная игра «Три склонения» Повторяют алгоритм определения склонения, распределяют слова на интерактивной доске. |
3. Послушайте строки из стихотворения. Определите автора. Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл - и вот сама Идет волшебница зима. - С кем поэт сравнивает зиму? - Образуйте от слова зима однокоренные слова. -Выполните морфологический разбор слова зима. | Слушают строки. Определяют автора А.С.Пушкин. Образуют однокоренные слова. Самостоятельная работа Выполняют морфологический разбор существительного Самооценка и взаимооценка. |
Локализация индивидуальных затруднений |
Спишите, поставьте знаки препинания. Дайте характеристику предложения. Подчеркните главные члены. Проанализируйте орфограммы и сформулируйте тему урока. | Самостоятельная работа Списывают предложение. Дают характеристику. На берёз… лежат пушистые шапки снега ветки пригнулись к земле от такой тяжест… . Формулируют тему и цель урока. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений |
-Что надо было вспомнить для выполнения задания? | Вспоминают алгоритм определения безударного падежного окончания 1 способ 2 способ Физминутка |
Реализация построенного проекта |
Организует самостоятельную деятельность учащихся. Предлагает выбрать форму работы – индивидуально или в парах. | Работа в паре Игра «Третий лишний» На ел…, на ветв…, на ветк…. О природ…, о снегопад…, у проруб…. По дорог…, в тен…, у дорог… В избушк…, на опушк…, у горк… От вьюг…, к снежинк…, у метел… |
Обобщение затруднений во внешней речи |
| Объясняют нахождение третьего лишнего слова, приводят доказательства |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организует самостоятельную работу учащихся. Предлагает выбрать уровень задания. | Разноуровневая самостоятельная работа Базовый уровень –упр 241 Повышенный уровень –упр 244 |
Рефлексия деятельности на уроке |
Вовлекает учащихся в беседу. Предлагает обсудить практическую значимость изучаемой темы, привести примеры, где знания и умения по теме могут быть использованы. | Закончи предложение. Я сегодня на уроке учился____________ Я работал с _____________настроением. Я________доволен собой. Я испытывал затруднения, когда _________________ . |
Домашнее задание |
Базовый уровень – упр.245 Повышенный уровень – упр.246 |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Начинаем мы опять Писать, склонять и объяснять. | Проверка готовности к уроку. |
Мотивация (актуализация) | -Прочитайте отрывок из стихотворения В.Жуковского: На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. - Обратите внимание на имена существительные, в которых пропущены окончания. Поставьте в этих словах ударение. Какие окончания вы вставите. Почему есть затруднения? - Тема сегодняшнего урока «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах» | Учащиеся пытаются правильно определить безударные падежные окончания имен существительных, высказывают предполагаемые пути решения. |
Словарная работа | -Словарные слова скрываются в отгадках. Задание – отгадать загадки, написать отгадки в тетрадь, подчеркнуть орфограмму «Непроверяемые гласные» 1. Старик у ворот тепло уволок, Сам не бежит, а стоять не велит. 2. Зелена, а не луг, Белена, а не снег, Кудрява, а не человек. 3. Стоит дуб, на дубу 12 гнезд, В каждом гнезде по 4 синицы. У каждой синицы по 14 яиц: 7 беленьких и 7 черненьких. 4. Сидит девица в темнице, а коса на улице. 5. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 6. Летом наедается, зимой отсыпается. 7. То я в клетку, то в линейку, Написать на мне сумей-ка. 8. Никто не трогает, а вся дрожит. 9. Не земледелец, не кузнец, не плотник, А первый на селе работник. 10. По ней встречают, а по уму провожают. 11. Четыре ноги, да не зверь, Есть перья, да не птица. - Проверьте написание слов. | Учащиеся записывают словарные слова в тетради. Один ученик пишет на доске для дальнейшей проверки. Мороз, береза, месяц, неделя, календарь, морковь, корова, медведь, тетрадь, осина, лошадь, одежда, кровать. |
Образец комплексного применения знаний | - На какие три группы можно распределить все эти слова? (три склонения) - По каким признакам вы определите склонение имен существительных? (по роду и окончанию) - Интерактивная игра «Три склонения» - Просклоняйте по одному слову каждого склонения (вспомнить все падежи, вопросы и вспомогательные слова к каждому падежу) - Найдите в 1 склонении слово, в котором все согласные мягкие (неделя) -Найдите во 2 склонении слово, в котором все согласные мягкие (мороз) - Найдите в 3 склонении слово, в котором 6 букв, 5 звуков (лошадь) -Как доказать, что задание выполнено верно? - Проверка правильности 1. по учебнику – страница102 или 125. 2. слова помощники: 1 склонение – луна, земля; 2 склонение – конь, окно; 3 склонение – любовь. | Учащиеся вспоминают правила «Три склонения имен существительных» Учащиеся распределяют на интерактивной доске имена существительные по трем склонениям с доказательствами. Учащиеся называют все падежи, ставят вопросы к словам и склоняют слова в тетради (три ученика у доски). Выделяют окончания имен существительных. Существует два алгоритма определения правильного написания безударных окончаний имен существительных: Вспомнить написание окончаний, посмотреть таблицу окончаний. Подобрать слова того же склонения в том же падеже с ударным окончанием. |
Самостоятельное применение знаний в сходной ситуации | -Запишите пословицы, вставьте безударные окончания, доказывая правильность выбора. Мороз лентя… за нос хватает, а перед трудяг… шапку снимает. Для ленивой лошад… и дуга в тягость. От дел… здоровеют, а от лен… болеют. | Учащиеся записывают пословицы под диктовку в тетрадь, (каждую половицу записывает ученик на доске) вставляют пропущенные окончания, доказывая правильность написания (определяют склонение, падеж, вспоминают слова – помощники) |
Физкультминутка | | Учащиеся выполняют упражнения, которые показывает интерактивный герой |
Развитие речи. | -Выполните упражнение 236 на странице 125 учебника. | Учащиеся составляют из слов предложения, озаглавливают текс, списывают в тетрадь, выделяют окончания в выделенных словах, определяют склонение, падеж. |
Самоконтроль, коррекция ошибок. | -Проверьте себя. На доске задание выполнено правильно. Оцените свою работу. - Если вы не допустили ошибок, поставьте себе на полях отметку «5», допустили 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 5 ошибок – отметка «3». Надеюсь, что отметки «2» нет ни у кого. | Учащиеся проверяют свою работу по образцу, данному на доске, исправляют ошибки и оценивают свою работу. |
Дополнительные задания | - Выполните морфологический разбор «в лесу». - Выполните синтаксический разбор второго предложения. | Выполняют те учащиеся, кто раньше других выполнил задание. |
Итог урока | -Вспомните отрывок из стихотворения, которое мы читали в начале урока. На солнц… темный лес зардел, В долин… пар белеет тонкий, И песн… раннюю запел В лазур… жаворонок звонкий. - Какой алгоритм для выбора правильного написания безударных падежных окончаний? Какие слова – помощники? | Учащиеся формулируют правило, называют слова – помощники (луна, земля, конь, окно, печь, степь) |
Рефлексия | - Перед вами пьедестал. Поставьте, пожалуйста, себя на одно из этих мест по тому, как вы сегодня на уроке работали, как вы себя чувствовали. - Оказывается, это не просто места, первое, второе, третье, а склонения. Напишите в тетради слово того склонения, которое вы выбрали. Дайте соседу по парте проверить, правильно ли вы подобрали слово. | Учащиеся отмечают себя на каком-либо месте. Учащиеся записывают слово одного из склонений. Доказывают, что выполнили задание правильно (определяют род, выделяют окончание). Проверяют правильность выполнения задания у соседа |
Домашнее задание | Упражнение 238 (списать три любых пословицы и выполнить задания по учебнику | |