Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по окружающему миру "Война 1812 года"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 р.п. Новая Майна МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Представление
Учитель: Савдерова Надежда Ивановна
Педагогический
Стаж: 29 лет
Категория: первая
Предмет: окружающий мир
Класс: 4 Б
Тема урока: «Война 1812 года»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов деятельности, (ОНЗ, открытия новых знаний по Л. Г. Петерсону).
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, метод проблемного обучения
ФОПД: индивидуальная, групповая, фронтальная
Триединая дидактическая цель урока:
обучающий компонент
Учащиеся получат возможность:
1.Познакомиться с причинами, основными событиями, итогами Отечественной войны 1812 года, героями.
2.Учиться работать со схемами и картами сражений, работать с текстом учебника
развивающий компонент
3.Развивать устную диалогическую и монологическую речь, долговременную память, произвольное внимание, логическое мышление, умение наблюдательность, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
воспитывающий компонент
4.Воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое страны, стремление брать пример с героев прошлого.
Планируемые результаты.
Будут сформированы:
Личностные УУД: умения ясно, четко излагать свои мысли; умения понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры, личная ответственность за свое выступление, за общее благополучие; гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за вою Родину и историю
Метапредметные УУД:
Регулятивные: приобретать навыки целеполагания ( умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно), то есть умения с помощью педагога планировать свою собственную деятельность ; умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы
Коммуникативные: умения организовывать сотрудничество и совместное действие с учителем и сверстниками, находить общие способы работы в парах, в группах, вести устный диалог, слушать товарища, давать оценку действий партнера, приобретать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: понимать, сопоставлять и обобщать информацию, предъявленную в разных видах, выбирать задания из предложенных, пользоваться справочными материалами, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений, формулировать проблему, находить способы решения проблемы поискового характера.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир 4 класс». Часть 2. Авторы Е.В.Саплина, А.И.Саплин. АСТ * Астрель* Москва. 2009
Рабочая тетрадь №2 к учебнику Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир. Часть 2» 4 класс.
Презентация. Проектор.
Карта.
Этапы урока, цель, задачи этапа
УУД, формируемые на данном этапе
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Прогнозируемый результат
I. Организационный. Самоопределение к деятельности.
Задачи:
Организовать эффективное самоопределение учащихся к учебной деятельности;
Проверка готовности учащихся к УЗ.
( 1мин)
Личностные:
- положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание
Регулятивные:
- волевая саморегуляция
Коммуникативные:
Приветствует учеников и гостей.
-Здравствуйте. Как гостеприимные хозяева окажем внимание нашим гостям.
Осуществляют самооценку готовности к уроку. Приветствуют гостей. Эмоциональный настрой на урок.
Хором:
Мы рады приветствовать вас в классе.
Возможно, есть классы и лучше, и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень тепло.
.
Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм, организация внимания всех учащихся.
II.
Актуализация ведущих знаний и способов действий, фиксация затруднения в пробном учебном действии, мотивация к учебной деятельности
Цель:
1. Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению нового знания.
Задачи:
1.Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, принятие ими целей УЗ
2. Создать условия для актуализации знаний, необходимых при закреплении изученного материала.
( 5мин)
Личностные:
- самоопределение:
а) готовность и способность учащихся к саморазвитию;
-смыслообразование:
а) развитие мотивов учебной деятельности;
Регулятивные:
- саморегуляция:
а) концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Коммуникативные:
умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли
Познавательные:
умение находить ответ на вопрос
Слайды 1- 2
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое на машине Времени. – Какая наука изучает прошлое?
- Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны. Каждый из этих людей оставил свой след в истории нашего Отечества. Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности (принимает ответы)
- Сегодня на уроке вы познакомитесь с историческим деятелем, портрет которого вы видите во втором ряду и узнаете, какие страницы истории нашей страны с ним связаны. Кто может назвать имя исторического деятеля?
Что известно вам о нем?
Принимают участие во фронтальной беседе.
- История - наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили.
- Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).
- Михаил Илларионович Кутузов
Возникла у учеников внутренняя потребность включения в учебную деятельность, приняты ими цели. УЗ
III.
Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1. Осознание учащимися того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
( 2 мин)
Личностные:
- нравственно – этическая ориентация:
а) уважительное отношение к иному мнению, истории;
Регулятивные:
- оценка:
а) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество:
а) ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
б) предлагать помощь и сотрудничество;
Познавательные:
- информационные:
а) поиск и выделение необходимой информации из различных источников
- Определите год изучаемого события. Для этого с настоящего года отнимите два века и 4 года.
Слайд 3
-Сформулируйте тему нашего урока.
Выявление проблемы.
- Какое слово в названии темы урока вам непонятно?
На уроке мы поговорим о грозной опасности, с которой столкнулась наша страна в начале XIX века.
- От какого существительного образовано прилагательное
отечественная?
- Найдите и прочитайте лексическое значение слова «Отечество» в толковом словаре И.Ожегова и Н.Ю.Шведова.
- Как вы думаете, почему войну 1812 года называют Отечественной?
- Прочитайте с толковом словаре значение слова Отечественная.
- Итак, вы решили, что войну называют Отечественной потому, что она направлена на защиту Отечества, потому, что она справедливая. Эти объяснения правильные, но не достаточные. Существует еще одно важное объяснение, почему войну называют Отечественной, которое вы должны сами открыть.
Слайд 4
- Возникла проблема.
.
Определяют
- 1812 год
Читают на Слайде 3:
- Тема нашего урока: «Отечественная война 1812 года ”.
Варианты ответов.
Вариант ответа:
- От существительного
отечество
Работают с толковыми словарями. Значение слова Отечество. Ответ: «ОТЕЧЕСТВО – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит»
Ребята высказывают свои предположения, почему войну 1812 года называют Отечественной.
Ребята читают
Слайд 4
Ребята формулируют и читают на слайде проблему.
Сформирована проблемная ситуация. Работа с толковыми словарями не дает полного ответа на поставленный вопрос
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1. Постановка целей учебной деятельности, и на этой основе – выбор способа и средств их реализации
( 3мин)
V.
Реализация построенного проекта.
Цель:
1. Построение учащимися нового знания и формирование умений применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении всех задач этого типа.
( 12 мин)
Личностные:
- самоопределение:
а) самостоятельная и личная ответственность за свои поступки;
б) осознание ответственности за общее благополучие;
Регулятивные:
- целеполагание:
а) формулировать и удерживать учебную задачу;
- планирование:
а) составлять план и последовательность действий;
- прогнозирование:
а) предвосхищать результат;
Коммуникативные:
- управление коммуникацией:
а) определять общую цель и пути её достижения;
Познавательные:
- общеучебные:
а) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
б) ставить, формулировать проблему;
-информационные:
а) сбор информации.
Личностные:
-смыслообразование:
а) эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- нравственно-этическая ориентация:
а) навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
б) эстетические ценности и чувства;
в) этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Регулятивные:
- осуществление учебных действий:
а) выполнять учебные действия в громко речевой форме;
б) использовать речь для регуляции своего действия;
Коммуникативные:
- взаимодействие:
а) высказывать собственное мнение, задавать вопросы;
б) строить монологическое высказывание;
в) вести устный диалог, слушать собеседника;
- управление коммуникацией:
а) предлагать в сотрудничестве взаимопомощь;
Познавательные:
- общеучебные:
а) пользоваться инструкциями;
б) осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
в) осуществлять смысловое чтение;
-логические:
а) установление причинно-следственных связей;
б) построение рассуждения, обобщение.
- В конце урока вам предстоит решить эту проблему и ответить на третий пункт главного вопроса: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?»
- Что для этого мы должны предпринять?
- Конечно, вы будете использовать учебник. На машине Времени отправитесь в прошлое, 1812 год, по очереди 3 экипажа (группы, команды).
-Что такое экипаж?
- Из прошлого каждая команда будет транслировать события, знакомить с новой информацией, которую предварительно добыли в результате поисковой деятельности. Все остальные будут внимательно слушать, постараются запомнить главное. В результате путешествий будет создана «Галереи Славы героев Отечественной войны 1812 года».
После окончания выступлений заполните хронологическую таблицу по теме нашего урока. Будете работать с оценочными листами. Оцените своё выступление в баллах, а также за выполнение заданий.
Помните о правилах работы в группе
Слайды 6 - 8
Организует самостоятельную работу учащихся по учебнику, слушает выступления учащихся из 1 группы по решению Проблемы: «Исследовать причины начала войны».
Слайды 9 - 18
Организует самостоятельную работу учащихся, с учебником, слушает выступления учащихся из 2 группы по решению Проблемы: «Исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года».
Учитель:
Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери (свыше 40 тысяч убитыми). Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
Слайды 20 - 22
Организует самостоятельную работу учащихся с учебником, индивидуальные выступления учащихся из 3 группы по решению Проблемы: «Исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»
Организует виртуальное
возвращение путешественников, обобщение.
- Давайте ответим на главный вопрос нашего урока: «Почему войну 1812 года называют Отечественной?»
- Да, на защиту Отечества встал весь народ, поэтому войну называют Отечественной. Это третий, главный, пункт объяснения, почему войну 1812 года называют Отечественной.
Слайд 4
Ребята высказывают свои предположения.
Варианты ответов:
-Прочитать учебник
-Рассказать, что подготовили.
Работают со словарем.
«Экипаж –команда корабля, самолета, танка, а также состав специалистов, обслуживающих какой-нибудь движущий механизм».
Все учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Выступают с рассказом учащиеся 1 группы (Приложение 1)
Работают с картой на слайде.
Открывают «Галерею Славы».
Все учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Выступают с рассказом учащиеся 2 группы (Приложение 2)
Работают с картой
Пополняют
«Галерею Славы»
Все учащиеся самостоятельно работают с учебником.
Выступают с рассказом учащиеся 3 группы
(Приложение 3)
Работают с картой в учебнике с.75
Пополняют «Галерею Славы»
Варианты ответов.
Наполеон Бонапарт был уверен в скорой победе. Однако в России он встретил отчаянное сопротивление всего народа. После того, как на защиту родины встал весь народ, война превратилась в войну Отечественную.
Определен круг источников и формы познавательной деятельности, которые помогут ответить полностью на поставленный вопрос.
Формируется навык групповой работы по определенному алгоритму для достижения единой цели
Физминутка ( 1 мин)
Здоровьесбережение
отдых
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1. Интериоризация (последовательное преобразование действия от внешней/материализованной формы к внутренней через речевые формы) новых знаний и исполнительская рефлексия
( 6 мин)
Личностные:
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Регулятивные:
- сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коммуникативные:
- обращаться за помощью; формулировать свои затруднения
Организует самостоятельное выполнение учащимися тестового задания, организует вербальное сопоставление работы с эталоном ( самопроверку и самооценку)
Выполняют самостоятельную работу с последующей самопроверкой по ключу, учащиеся исправляют допущенные ошибки, отмечают баллы в оценочном листе. (Приложение 2)
Выполнена первичная проверка усвоения нового материала, проведена учащимися адекватная самооценка знаний, выявлены и ликвидированы пробелы в знаниях.
VII. Включение новых знаний в систему
Цель:
1. Включение новых знаний в систему знаний
( 6 мин)
IX. Обобщение по теме урока. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель:
1. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения новых знаний
( 5 мин)
Личностные:
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину и историю
Коммуникативные:
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, слушать монологическую речь
Познавательные:
передача информации устным способом
Личностные:
- способность обучающихся к саморазвитию
Регулятивные:
- определять качество и уровень усвоения знаний
Коммуникативные:
- осуществлять взаимный контроль, взаимопомощь
Познавательные:
Переход к вариативной части урока
Учитель:
Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками.
Давайте предоставим слово исследователям 4 группы.
Слайды 23 – 31
Организует индивидуальные выступления учащихся из 4 группы по вопросу «Памятники победы в войне 1812 года ».
Организует обобщение в форме письменного дополнения текста опорными словами с последующей взаимопроверкой. Учитель задаёт дифференцированное домашнее задание. Организует обсуждение и запись домашнего задания.
Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Учитель даёт качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
Выступают с рассказом учащиеся из 4 группы с информацией на тему: «Памятники победы в войне 1812 года » с опорой на слайды и под музыку Генделя
Учащиеся с текстом, обращаясь в случае затруднения к товарищам, выполняют взаимопроверку по ключу. Работают с оценочными листами, выставляют средний балл за работу на уроке.
Приложение 6
Через эмоции способствовали формированию патриотических чувств.
Своевременно подвели итоги урока, оценили свою учебную деятельность.
Приложение 1
1 группа- экипаж .
Проблема: «Исследовать причины начала войны».
Инструкция:
Использовать текст учебника стр. 73-74 (1 – 3 абзацы)
Используйте домашние заготовки.
Ответьте на вопросы:
а) Кто был у власти во Франции в конце 18 века?;
б) Кто был у власти в России?
в) Кто первым начал войну и почему? Когда?
г) Кто возглавлял французскую армию?
д) На сколько частей была разделена русская армия?
е) Используя домашние заготовки, расскажите о великих полководцах России.
ж) Покажите на карте вторжение французской армии в Россию.
Учитель:
- Давайте заслушаем историков 1 группы
1 историк: Сярдин А
- В конце XVIII века в Европе постоянно шли войны. В 1799 году во Франции пришел к власти генерал Наполеон Бонапарт. Вскоре он провозгласил себя императором и решил покорить весь мир. Уже многие покоренные страны лежали у ног Наполеона. Ему нужно было завоевать Россию.
В то время страной правил Александр1.
Слайд 8
2 историк: Бриндукова К
Наполеон серьезно готовился к войне с Россией. Его армия была хорошо вооружена, обучена, имела численное превосходство над русской армией. В июне 1812 года армия Наполеона перешла границы России. Силы Наполеона превосходили русских ( 600 тыс. человек). Русская армия имела 590 тыс. человек. Но начать борьбу с Наполеоном могли чуть более 200 тыс. человек ( часть армии находилась на юге, где продолжалась война с Турцией). Остальная часть армии была разделена на три части, стоявшие друг от друга очень далеко. Командующие Барклай де Толли, Багратион, Тармасов.
3историк. Мингалиева А
Французский император планировал победить Россию очень быстро, дав основные сражения у границы. Но возглавляющий русскую армию Барклай де Толли решил по – другому: необходимо отступать в глубь страны, постепенно изматывая противника и уменьшать его силы. Две армии с боями отступали и соединились под Смоленском. Самой главной целью Наполеона была Москва (показать на карте Москву, выделить её).
Еликов Н
«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.
Если я овладею Петербургом, я возьму её за голову.
Заняв Москву, я поражу её в сердце» – говорил Наполеон.
- Как вы понимаете смысл его слов?
Приложение 2
Хронологическая таблица по теме урока «Отечественная война 1812 года» (для выполнения)
Даты События
1799 г.
Армия Наполеона перешла границы России
июнь 1812 г.
Во Франции у власти Наполеон
26 августа (7 сентября) 1812 г.
Сражение у села Тарутино
1 сентября 1812 г.
Русская армия вышла из Москвы
2 сентября 1812 года
Совет в Филях
начало октября 1812 г.
Бородинское сражение
7 октября 1812 г.
Объявлено об окончании Отечественной войны 1812 года
25 декабря 1812 года
Наполеон вывел свою армию из Москвы
Хронологическая таблица по теме урока «Отечественная война 1812 года» ( образец выполненного задания)
Даты События
1799 г.
2) Армия Наполеона перешла границы России
июнь 1812 г.
1) Во Франции у власти Наполеон Армия
26 августа (7 сентября) 1812 г.
6) Сражение у села Тарутино
1 сентября 1812 г.
5) Русская армия вышла из Москвы
2 сентября 1812 года
4) Совет в Филях
начало октября 1812 г.
3) Бородинское сражение
7 октября 1812 г.
8) Объявлено об окончании Отечественной войны 1812 года
25 декабря 1812 года
7) Наполеон вывел свою армию из Москвы
Приложение 2
2 группа - экипаж.
Слайды 9 - 18
Проблема: «Исследовать главное сражение Отечественной войны 1812 года»
Инструкция.
Откройте учебник на стр. 74-75
Используйте домашние заготовки.
Ответьте на вопросы:
а) Кто возглавил русскую армию в тяжелый момент?
б) Какое главное сражение Отечественной войны 1812 года, где оно произошло, чем закончилось?
в) В какой деревне Кутузов собирал генералов и что там было решено?
г) Покажите на карте место сражения
4 историк. Гарифуллин А
Слайд 10
Сообщение историка.
Военная биография М. И. Кутузова.
Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в дворянской семье, на новгородской земле. Его отец был военным инженером, оказал большое влияние на образование и воспитание сына. С детства Кутузов был одарен крепким сложением, соединяя пытливость, предприимчивость и резвость с задумчивостью и добрым сердцем. Получил военное образование .Отлично знал 5 языков (немецкий, французский, польский, шведский и турецкий).
В 1774 г. в бою близ Алушты (русско-турецкая война) он со знаменем в руке вел за собой солдат в бой, при преследовании противника был тяжело ранен, потерял глаз. После излечения был послан императрицей в Крым к Суворову. Там был вторично тяжело ранен (пуля попала в щеку и вышла в затылок). Когда он выздоровел, врач, его лечивший, заметил: "Видимо, провидение сохраняет этого человека для чего-то необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая была смертельна". После излечения с войсками Суворова брал крепость Измаил. Генерал Кутузов награжден орденами.
Портрет Кутузова на Галерею Славы.
Учитель.
Ум М. И. Кутузова, его чувство предвидения, талант полководца очень помогли русской армии в борьбе с Наполеоном.
5 историк. Грунев А
Слайд 11
Итак, возглавил русские войска опытный полководец Михаил Илларионович Кутузов. Когда Наполеон уже подходил к Москве, численность русской и французской армии почти сравнялась. Соотношение сил было следующим: - у французов – 130 000 солдат и 587 орудий;
- у русских – 120 000 солдат и 640 орудий.
Теперь противнику можно было дать решительное сражение. Он выбрал место для генерального сражения у села Бородино, близ города Можайска в 124 км от Москвы
Вершинина К
Есть события, которым поэты и писатели посвящают произведения. Бородинское сражение одно из них. Михаил Лермонтов написал стихотворение «Бородино».
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки Французы тут как тут.
Редут – В старых армиях: сомкнутое прямоугольное, многоугольное или круглое полевое укрепление с наружным рвом.
Учитель:
Главной задачей Бородинского сражения для М.И. Кутузова было перекрыть обе дороги на Москву.
6 историк.Маштаков А
Слайд 12
26 августа (7 сентября) 1812 года в 5 часов 30 минут утра грянул бой. Под Можайском на Бородинском поле сошлись почти 300 тысяч человек из двух враждебных армий. Французы атаковали центр и левое крыло русских. Здесь сражались войска Багратиона. Они 6 часов защищали левый фланг русской позиции, на который в начале боя пришёлся главный удар наполеоновской армии. Несколько раз русские отражали натиск противника и сами переходили в атаки. Князь лично водил свои части в контратаки и был тяжело ранен осколком гранаты в берцовую кость левой ноги. Умер от полученного ранения 24 сентября 1812г
Портрет Багратиона
7 историк. Ефремов Д
Слайд 13
До позднего вечера длилась перестрелка, Обе стороны сражались отчаянно, стояли насмерть. Бородинское поле было усеяно телами убитых французов и русских. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела. В Бородинском сражении Михаил Богданович Барклай –де -Толли командовал правым крылом и центром русских войск, проявил большое мужество и искусство в управлении войсками. В день битвы под ним убито и ранено пять лошадей.
Портрет на Галерею Славы.
Слайд 14
8 историк. Ромашкина Д
Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле.
Вам не видать таких сражений, Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел.
Это было величайшее сражение, каких еще не знала Европа. Оно продолжалось 15 часов. И после ожесточенных боёв французы отступили, но не считали себя побеждёнными. Бородинское сражение не выиграл никто.
Карта. Сражение «Бородинское».
Один из дней воинской славы России установлен в честь Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией.
8 сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения
.
Учитель:
Узнав о больших потерях (около 60 тысяч убитыми), Наполеон приказал прекратить сражение и отвести войска. Кутузов остался доволен исходом боя. Наполеон не сумел прорвать оборону русских. В Бородинской битве русские войска понесли огромные потери (свыше 40 тысяч убитыми). Была уничтожена половина армии. Французы тоже не досчитались многих тысяч солдат и офицеров, но у Наполеона ещё оставались резервные войска. Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может потерять всю армию. Продолжать бой было очень рискованно. Кутузов отдал приказ: оставить Бородино и отвести войска к Москве.
Приложение 3
Слайды 20 – 22
3 группа - экипаж.
Проблема: «Исследовать партизанское движение во время Отечественной войны 1812 года и окончание войны»
Инструкция.
Откройте учебник на стр. 74-75
Используйте домашние заготовки.
Ответьте на вопросы:
а) Кто такие партизаны?
б) Кто возглавил партизанское движение?
в) Изгнание французской армии за пределы России.
Слайд 17, 18
11 историк: Леонтьева Л
- После московского пожара в Отечественной войне 1812 года произошёл крутой перелом. На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ.
Против армии Наполеона началась настоящая народная война. Крестьяне уходили в леса и формировали там партизанские отряды. Женщины и дети участвовали в партизанском движении. Василиса Кожина – староста хутора в Смоленской губернии организовала в Сычевском уезде партизанский отряд из подростков и женщин. Все вооружение партизан составили вилы, рогатины и косы. Партизаны нападали на французские отряды, захватывали пленных и после передавали русским войскам.
Портрет Василисы Кожиной – на Галерею Славы.
12 историк: Будылев А
Герасим Матвеевич Курин
Был предводителем крестьянского партизанского отряда в Вохонской области ( ныне Павлов Посад). Крестьянский отряд состоял из 5300 пеших и 500 конных воинов. Кавалерию возглавил Стулов Егор Семенович. Командующий Владимирским ополчением князь Борис Голицин выделил им в поддержку отряд из 20 казаков. Отряд отбивал захваченное французами продовольствие, захватил в плен много французских солдат, 3 пушки. За храбрость Герасим Матвеевич награжден Георгиевским крестом, Стулов Егор Семенович Знаком отличия, введен в состав Почетных граждан
В отряды приходили и помещики, чьи поместья разорили французы. Попавшие в плен русские солдаты бежали и тоже шли в партизанские отряды воевать с ненавистными французами. Вокруг Москвы действовали сотни отрядов партизан и ополченцев. Они изматывали французскую армию мелкими атаками и стычками. Жители русских городов собирали средства на поддержание русской армии и ополченцев.
Налететь, как снег на голову, и быстро скрыться стало основным правилом партизан.
Слайд 19
14 историк: Амедзянова А
Кутузов понял, какую огромную пользу приносит русской армии развернувшаяся партизанская война. Он стал использовать партизанские методы нападения на французов. Кутузов приказал сформировать несколько конных отрядов. Их задачей было неожиданно появляться в тылу врага и наносить ему удары с тыла. Эти действия в тылу врага получили названия рейды.
Кутузов приказал формировать партизанские отряды из солдат и крестьян. А чтобы они действовали согласованно с русской армией, во главе рядов ставил офицеров. Первый такой отряд возглавил гусар Денис Васильевич Давыдов. Лихой наездник, умница, красавец и поэт.
После окончания войны он написал немало стихотворений. В них он рассказал о героях Отечественной войны, об их подвигах, любви и разлуке с родными. Его можно назвать земляком. Последние 10 лет жизни он провел в Верхней Мазе Радищевского района Ульяновской области. Незадолго до своей смерти Денис Васильевич написал поэму «Бородинское поле», в которой поведал о мыслях и чувствах русских солдат перед решающим сражением. До конца своих дней Денис Васильевич заботился о том, чтобы все герои Отечественной войны были прославлены и никого из них не забыли.
Портрет на Галерею славы.
Учитель:
Вместе с Кутузовым Денис Васильевич разработал план ведения партизанской войны против французской армии. Партизаны освободили десятки сел, деревень в Подмосковье и в Смоленской губернии. Рейды партизан в тылу врага нанесли огромный ущерб французам. Только за время пребывания в Москве в боях с партизанами Наполеон потерял почти 30 тысяч лучших солдат. Наполеон предложил Кутузову перемирие. Но русские были непреклонны.
Целый месяц находился Наполеон в Москве. Не хватало продовольствия, приближались холода и Наполеон понял, что зимовать в Москве смерти подобно.
В начале октября у села Тарутино произошло сражение. Французы понесли большие потери и отступили. 7 октября Наполеон вывел свою армию из Москвы.
Французы оставили Москву и двинулись обратно к реке Неман.
Слайд 20
15 историк: Никитина М
Отступление французов было мучительным. Они жестоко голодали: в разоренных селах и деревнях не было ни куска хлеба. Они шли по старой Смоленской дороге. Партизаны громили обозы неприятеля с остатками продовольствия. Наступившая зима совершенно измучила французских солдат. У них не было теплого обмундирования и обуви. В разоренных избах французы находили кое-какую одежду. Все это надевали на себя. Чтобы согреть окоченевшие ноги, французские солдаты надевали крестьянские лапти, наматывали на ноги тряпки. Армия . Это было жалкое зрелище.
16 историк Леонтьева Л
Армия Кутузова все время шла рядом с французскими войсками. Но в решительный бой с ними не вступала, а изматывала противника в небольших, но постоянных сражениях. Кутузов приказал не выпускать французов со старой Смоленской дороги и гнать их до самой границы. Русская армия тоже несла потери в боях с противником. Старый полководец Михаил Илларионович Кутузов ни на минуту не покидал своих солдат. Он вместе с ними переносил все тяготы военного похода. Около реки Березино армия Кутузова догнала французов и окончательно их разгромила. Наполеон чуть сам не попал в плен. На другом берегу Березины «непобедимый» французский император бросил свою армию и бежал во Францию.
Лишь жалкие остатки французской армии добрались до Немана и покинули территорию России. Кутузов сообщил императору Александру I: «Неприятель полностью истреблен. Война закончена». Так в декабре 1812 года закончилась Отечественная война русского народа против армии Наполеона.
25 декабря было объявлено об окончании Отечественной войны.
. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.
Приложение 4
Хронологическая таблица по теме урока.
Событие
1799 г.
Во Франции у власти Наполеон
июнь 1812 г.
Армия Наполеона перешла границы России
26 августа (7 сентября) 1812 г.
Бородинское сражение
1 сентября 1812 г.
Совет в Филях
2 сентября 1812 года
Русская армия вышла из Москвы
начало октября 1812 г.
Сражение у села Тарутино
7 октября 1812 г.
Наполеон вывел свою армию из Москвы
8 сентября
День Воинской славы России.
Приложение 5
Благодарные потомки хранят память о событиях Отечественной войны 1812 года
Слайды 23 -31
4группа.
«Изучить памятники победы в войне 1812 года.».
Инструкции:
1.Используйте домашние заготовки.
2.Ответьте на вопросы:
а) Какие памятники были возведены в память о победе в Отечественной войне 1812 года?
17 историк. Шихова Л
Триумфальная арка. Была построена в 1829–1834 гг. (восстановлена в 1968 г.) по проекту архитектора О.И. Бове. Она повторяла триумфальные постройки Древнего Рима, возводилась из кирпича и была облицована белым известняком. Арку высотой 28 м венчает колесница, запряженная шестеркой лошадей, которой правит крылатая Богиня Победы.
Храм Христа Спасителя. В самом центре Москвы на народные пожертвования был воздвигнут этот огромный и величественный памятник героям 1812 года. Лучшие живописцы Отечества трудились над украшением храма. Внутри на мраморных досках были начертаны названия всех полков, участвовавших в освободительной войне, и имена особо отличившихся офицеров и солдат. Золотой купол храма был виден за 30 верст от Москвы.
18 историк. Кутузов А
Московский Манеж. Был построен в честь 5-й годовщины победы над Наполеоном для проведения парадов, смотров войск, строевых занятий и верховой езды. Сейчас это Выставочный зал.
Александровский сад. Назван в честь Александра I. Был открыт после Великого пожара 1812 г. Здесь протекала небольшая речка Неглинка, которую решили заключить в кирпичную трубу и в 1820 г. устроить сад, ставший местом памяти. Сюда к Вечному огню москвичи и гости столицы постоянно приносят цветы.
Кутузовская изба. Стоит в месте, где в начале XIX в. действительно находился дом главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова. Это был первый музей Отечественной войны 1812 года.
19 историк.Акимов С
Бородинский мост. Сооружен в 1912 г. через реку Москву и соединяет Смоленскую и Б. Дорогомиловскую улицы.
20историк. Цаплина С
Панорама "Бородинская битва". Сооружена Францем Алексеевичем Рубо и открыта в 1912 г. в специально построенном павильоне на Чистых прудах в Москве. В 1918 г. она была демонтирована и после длительной реставрации вновь открыта для всеобщего обозрения к 150-летию битвы в 1962 г. в здании музея-панорамы на Кутузовском проспекте.
21историк. Баранов Н Под музыку Гендаля «Сарабанда с вариациями»
Памятник М.И. Кутузову и славным сынам русского народа. Поставлен в 1973 г., в год 160-летия кончины главнокомандующего, перед музеем-панорамой "Бородинская битва" (скульптор Н.В. Томский).
В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. Памятники воздвигнуты на средства родственников, друзей и благодарных россиян. В центре Бородинского поля возвышается огромная колонна.
Это главный памятник русским солдатам.
В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. На том месте, где вовремя Бородинского сражения были построены земляные укрепления, стоит сегодня женский монастырь.
Приложение 6
Оценочный лист
Оценка за выступление:
Оценка за выполнение задания №1:
Оценка за выполнение задания №2:
Средняя оценка:
Задание №1 Хронологическая таблица по теме урока
«Отечественная война 1812 года»
Даты События
1799 г.
Армия Наполеона перешла границы России
июнь 1812 г.
Во Франции у власти Наполеон
26 августа (7 сентября) 1812 г.
Сражение у села Тарутино
1 сентября 1812 г.
Русская армия вышла из Москвы
2 сентября 1812 года
Совет в Филях
начало октября 1812 г.
Бородинское сражение
7 октября 1812 г.
Окончание Отечественной войны 1812 года
25 декабря 1812 года
Наполеон вывел свою армию из Москвы
Задание №2. Обобщение. Вставь в текст пропущенные слова.
«В__________году армия французского императора________________ перешла границу России. На защиту отечества поднялся весь народ, поэтому ее называют____________________________. Главнокомандующим русскими войсками был назначен полководец_________________. Главное сражение этой войны произошло у деревни___________________, ______сентября ______года.
На военном совете в подмосковной деревне____________главнокомандующий___________________принял непростое решение. Чтобы сохранить армию, он решил оставить________________. Однако напрасно французский император__________________ожидал на____________________горе делегацию граждан с ______________от города. Через несколько дней в городе начались___________________ и через месяц император____________принимает решение покинуть город».
Домашнее задание: учебник, с.73- 75, пересказ, с.75 – 76, прочитать, поиск информации о егерях и гренадёрах 1812 года.