kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта по окружающему миру 3 класс «Гроза двенадцатого года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Знакомство с событиями Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру 3 класс «Гроза двенадцатого года»»

Технологическая карта урока по окружающему миру

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Гроза двенадцатого века»

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учеников с опасностью, нависшей над Россией в 1812 году, когда независимость государства оказалась под угрозой; показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Задачи:

1) Образовательные:

  • Познакомить учащихся  с  событиями  Отечественной  войны  1812  года  и  значением  для  России  Бородинского   сражения;

  • показать примеры массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию;  

  • связать исторические события с их отражением в художественном произведении.

2) Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, умение делать выводы, обобщать;

  • развивать речь;  обогащать  словарный  запас;

  • развивать познавательную активность; развивать умение работать в паре, в группах; укреплять чувство ответственности за результат своей работы и за работу группы;  умение считаться с мнением товарищей.

3) Воспитательные: 

  • воспитывать у учащихся уважение к великому прошлому России;

  • доброжелательное  отношение  к  людям, чувство  гордости    за  свою  страну  и  благодарность  великим  людям,  служившим  России.

Ресурсы: компьютер, экран, проектор; мультимедийная  презентация; фильм о Бородинском сражении, сопровождаемый чтением  стихотворения М.Лермонтова «Бородино»; учебник А. А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой, С.В.Тырина  «Моё Отечество»,  часть 2; рабочая тетрадь;






Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. Мотивирование к учебной
деятельности

Приветствие учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

-О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира?

-Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству

-Назовите последствия войны

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

-Ледовое побоище

-Куликовская битва

- Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами.

- Разрушения, голод, нищета,

разорение страны


Постановка проблемы 

- В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ.

(Презентация. СЛАЙД 1.

Отечественная война 1812 года.)


Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово?


-Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)?

(СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?

-Войну назвали «Отечественной».

-Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными.

-«Отечественная» — значит, воевали всем Отечест­вом: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия.

-«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защища­ли свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Представлять информацию в виде схемы.

Выявлять сущность, особенности объектов.

На основе анализа объектов делать выводы.


Актуализация знаний

-Попробуйте предположить, почему?

Различные ответы детей. (Но ученики понимают, что для точного ответа у них не хватает знаний.)


Поиск решения проблемы-открытие новых знаний

-Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы понимаете слово «гроза», применительно к нашему уроку?

-Но нашли мы ответ на главный вопрос урока?

- Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон?


(СЛАЙД 3. - Наполеон)

-Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон?

(СЛАЙД 4. - Карта завоеваний Наполеона)

- “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война!

-Прочтите сами второй абзац.

-О ком вы узнали из прочитанного?

-Да. Русскую армию возглавлял старый  опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов.

(СЛАЙД 5. - Кутузов М.И.)

- Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия.

-Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году?

-Что показывают синие стрелки?

-Что еще вы заметили на этой карте?

-А почему врагу нужна именно Москва?

(СЛАЙД 6. - Отступление русских войск)

-Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами.

-Что бы вы хотели еще узнать?


-Прочтем об этом в учебнике.

-Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить?

-О каком главном сражении прочитали?

- А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино».

(Просмотр фильма. Приложение 1).

-Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта?

-Как сражались русские воины и их командиры?

-Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы.

(СЛАЙД 7. – Герои Отечественной войны.)


- Гроза - значит, говорится о ком или о чём–нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх.

-Нет.


Чтение вслух одним учеником.


- Наполеон стремился к всемирному господству.

















Ученики читают самостоятельно.

-О полководце М.И.Кутузове.




















Ответы детей


- Движение неприятеля.

-Враг остановился у Москвы.

- Именно к сердцу России - к Москве - рвались войска Наполеона.




-Была ли захвачена столица России?

Чтение вслух.

-Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию!

-Мы прочитали о Бородинском сражении.








Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре и в группах.













Личностные результаты

Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Физкультминутка

-Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.

-Продолжим урок.




-Получили ли мы ответ на главный вопрос урока?

-Прочтите название второй части параграфа.

-Как вы понимаете этот призыв?

-Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание.

- Кто помогал действующей армии?

-Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации.


-Давайте подтвердим по тексту.

-Правильно.

(СЛАЙДЫ 8,9)

-А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам.


-Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения?

-Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела.

(СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.)

-В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя.

(СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя)

Многие уже могут дать верный ответ.

- «Поднимайся, русский народ!»


Ответы детей.

Чтение, обсуждение в группах.


-Партизаны.

-Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель.



-На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне.

-Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели.

-Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Выражение решения проблемы, применение нового знания

-Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

-Верно.

(СЛАЙД 2.)

-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

-Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83.

- Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки.

(1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.)

- Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»?


-В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет.





Итоги урока.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Что для вас сегодня было самым интересным?

-Что запомнилось больше всего?

-Что понравилось?

-Что было сложным?

Ответы детей.



Домашнее задание

-Запишите домашнее задание: с.80–82, краткий пересказ; в тетради на с.37–38 № 2

-Всем спасибо!

Записывают домашнее задание













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта по окружающему миру 3 класс «Гроза двенадцатого года»

Автор: Киргизова Светлана Витальевна

Дата: 29.09.2018

Номер свидетельства: 479222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства