Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности | Приветствие учащихся. – Проверим готовность к уроку. -О каких войнах вы уже узнали из курса окружающего мира? -Вспомните, когда и с кем приходилось воевать нашему государству -Назовите последствия войны | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место -Ледовое побоище -Куликовская битва - Со степняками-кочевниками, с немецкими и шведскими рыцарями, с татаро-монголами, с поляками и шведами. - Разрушения, голод, нищета, разорение страны | |
Постановка проблемы | - В истории нашей страны есть события, о которых люди рассказывают веками. Слыша о них, мы становимся сильнее духом, потому что узнаем, какими мужественными были наши предки. Сегодня мы поговорим еще об одной войне, в которой участвовало наше государство, наш народ. (Презентация. СЛАЙД 1. Отечественная война 1812 года.) Ни одна предыдущая война не имела такого названия. Что необычного вы заметили? Как вы понимаете это слово? -Вот сколько у вас мнений. Но точного ответа мы так и не услышали. Какой же возникает главный вопрос урока (проблема)? (СЛАЙД 2. ГЛАВНЫЙ ВОПРОС: Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? | -Войну назвали «Отечественной». -Слово «отечественная» происходит от слова «отец»: Отечество - это то время, когда жили отцы. Раз отцы воевали, то и все войны можно назвать отечественными. -«Отечественная» — значит, воевали всем Отечеством: до 1812 года Отечественных войн не было. Только в 1812 году воевали всем Отечеством, а до этого _ только армия. -«Отечественная» — потому что защищали Отечество: война 1812 года называется Отечественной, так как люди защищали свое Отечество, а до этого только нападали на другие страны. | Познавательные УУД Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. |
Поиск решения проблемы-открытие новых знаний | -Откройте учебник, с. 80. Какая тема урока. Как вы понимаете слово «гроза», применительно к нашему уроку? -Но нашли мы ответ на главный вопрос урока? - Продолжим все вместе. Прочтем первый абзац «Мы долго молча отступали». К чему стремился Наполеон? (СЛАЙД 3. - Наполеон) -Давайте посмотрим на карту. Какие страны завоевал Наполеон? (СЛАЙД 4. - Карта завоеваний Наполеона) - “Ещё три года – и я господин мира”- говорил Наполеон. На пути Наполеона оказалась наша страна. Летом 1812 г. огромная армия из 600 тысяч человек вторглась в пределы нашего Отечества. Наполеон Бонапарт рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам его, после нескольких сражений, Россия будет просить мира. Началась война! -Прочтите сами второй абзац. -О ком вы узнали из прочитанного? -Да. Русскую армию возглавлял старый опытный полководец Кутузов. Михаил Илларионович Кутузов начал свою службу в полку, которым командовал Александр Васильевич Суворов. (СЛАЙД 5. - Кутузов М.И.) - Кутузов видел, как Суворов бережёт солдат. Он понял, что сила армии в солдате, и всю жизнь берёг русских воинов. Суворов ценил и любил Кутузова. «Умён, умён, хитёр, хитёр, - никто его не обманет», - говорил он о Кутузове. В начале войны 1812 года Михаилу Илларионовичу было уже 67 лет. Кутузова любили солдаты, на него надеялась вся Россия. -Рассмотрите карту в учебнике. Назовите города России, захваченные Наполеоном в 1812 году? -Что показывают синие стрелки? -Что еще вы заметили на этой карте? -А почему врагу нужна именно Москва? (СЛАЙД 6. - Отступление русских войск) -Русская армия вынуждена была отступать вглубь страны, чтобы собраться с силами. -Что бы вы хотели еще узнать? -Прочтем об этом в учебнике. -Что мы узнали? Почему Москву пришлось оставить? -О каком главном сражении прочитали? - А теперь мы посмотрим небольшой фильм об этом сражении, которое будет сопровождаться стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино». (Просмотр фильма. Приложение 1). -Понравился ли вам фильм? А стихотворение великого поэта? -Как сражались русские воины и их командиры? -Вглядитесь в лица самых известных героев Отечественной войны, не жалевших своих жизней на поле битвы. (СЛАЙД 7. – Герои Отечественной войны.) | - Гроза - значит, говорится о ком или о чём–нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный страх. -Нет. Чтение вслух одним учеником. - Наполеон стремился к всемирному господству. Ученики читают самостоятельно. -О полководце М.И.Кутузове. Ответы детей - Движение неприятеля. -Враг остановился у Москвы. - Именно к сердцу России - к Москве - рвались войска Наполеона. -Была ли захвачена столица России? Чтение вслух. -Чтобы спасти армию, а значит, и всю Россию! -Мы прочитали о Бородинском сражении. |
Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Умение работать в паре и в группах. Личностные результаты Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Физкультминутка | -Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. -Продолжим урок. | | |
| -Получили ли мы ответ на главный вопрос урока? -Прочтите название второй части параграфа. -Как вы понимаете этот призыв? -Прочтите эту часть самостоятельно и обсудите в группах ответ на задание. - Кто помогал действующей армии? -Кто такие партизаны? Рассмотрите иллюстрации. -Давайте подтвердим по тексту. -Правильно. (СЛАЙДЫ 8,9) -А теперь в группе ответьте на вопрос в самом начале части. Запишите ваш ответ на листок и прочтите его нам. -Молодцы! Рассмотрите иллюстрации на с.83. Что мы можем сказать о событиях после Бородинского сражения? -Верно. В Москве Наполеона не ждало ничего хорошего. В ней не было ни жителей, ни продовольствия. И, в конце концов, там начался сильнейший пожар. Москва сгорела. (СЛАЙД 10. – Пожар в Москве.) -В сожжённом городе Наполеон ждал, что русские попросят у него мира. Но шли недели, никто не появлялся. Чуть больше месяца простояли французы в Москве. Их стали одолевать голод и болезни. Бонапарт приказал отступать из Москвы. Наполеон понял, что с завоеванием Москвы, Россия не была завоевана. Война закончилась разгромом наполеоновской армии и полной победой России. В честь этого в Москве был построен Храм Христа Спасителя. (СЛАЙД 11. -Храм Христа Спасителя) | Многие уже могут дать верный ответ. - «Поднимайся, русский народ!» Ответы детей. Чтение, обсуждение в группах. -Партизаны. -Партизаны – народные мстители, простые крестьяне, которые гнали врага со своих земель. -На защиту Отечества поднялся весь народ: армия, горожане, крестьяне. -Впервые у России был очень серьезный противник – французская армия, покорившая почти всю Европу. Отечество оказалось на пороге гибели. -Французы не смогли покорить Россию, хотя и захватили Москву. | Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Выражение решения проблемы, применение нового знания | -Возвращаемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Верно. (СЛАЙД 2.) -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? -Задайте друг другу вопрос из учебника на с.83. - Откройте рабочие тетради на странице 37. В парах в качестве закрепления решите кроссворд, вам хватит двух минут. Первым двум парам учеников, которые верно справятся с кроссвордом, я поставлю оценки. (1. Отечественная. 2. Партизаны. 3. Кутузов. 4. Наполеон. 5. Бородино.) | - Почему войну 1812 года назвали «Отечественной»? -В ходе войны 1812 года решалась судьба всего Отечества. Будет существовать Россия или погибнет. | |