Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока окружающего мира
проведенного 13.10.2016 г. в 4 «А» классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Кривко Викторией Владимировной
Учитель: Н.А. Лавренцова
Методист: М. Ю. Крикушенко
_____________________
(подпись)
Зерноград
2016
Тема урока: Наш край
Класс: 4
Цель:Расширить знания о поверхности Донского края.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, карточки с планом.
Материалы для учителя: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир 4 класс, презентация Power Point.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
(формируемые
на данном этапе урока)
ИКТ
сопровождения
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Создаёт психологический настрой на урок, посредством нестандартного приветствия.
- Здравствуйте. Меня зовут Виктория Владимировна. Присаживайтесь.
Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
Прошу вас, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ожидаете от урока?
Определяют собственные мотивы учебной деятельности.
Приветствуют учителя.
Приветствуют одноклассников
Отвечают на вопросы учителя.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
2.Этап актуализации пробного действия;
Подводит учащихся к составлению плана действий на уроке.
Ребята, я предлагаю про решать вам тест на повторения. Вам необходимо выбрать один правильный ответ. (приложения№1)
-Сдайте работы.
-Звучит запись песни «Я еду дону, в Ростов-на-дону».
- Почему сегодня наш урок начался так необычно?
- Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?
-Какой новый раздел вы начали изучать на прошлом уроке?
Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. У каждого человека на Земле есть самый дорогой сердцу уголок. И где бы он потом не жил, его всегда будет тянуть на встречу со своим босоногим детством.
-Сегодня на уроке мы продолжим разговор об Отчем крае, ведь чем больше мы узнаем о нём, тем больше любим его и гордимся им.
- Как называется наш край?
- Почему он называется Донским?
Рассуждают, планируют свои действия.
-Решают тест.
- Сдают работы.
- Слушают песню
- Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.
-Родной край -часть большой страны.
Слушают учителя.
-Донской, Ростовская область
- Потому что река Дон.
Л: Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Аудиозапись «Я еду в Дону, Ростов-на-дону»
3.Этап выявления места и причины затруднения;
-К нам в гости приехал иностранец.
-Ребята, давайте расскажем гостю о нашем родном крае.
- Мы будем не просто рассказывать, а создавать свой родной край.
- Обратите внимание на план, по которому мы будем работать.
1) Название;
2) Положение на карте;
3) Особенности природы;
4) Особенности экономики;
5) Экологические проблемы;
6) Охрана окружающей среды;
-Знакомятся с гостям.
- Слушают учителя.
- Знакомятся с планом.
К: Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Слайд №1
Слайд №2
План
4. Этап построения проекта выхода из затруднения;
-Итак, такое название нашего края?
Прикрепим наш первый кусочек края.
- Ребята покажете нашему гостю, где находиться наш край на карте?
Прикрепим второй кусочек нашего края.
-Донской край.
-Показывают положение на карте. Располагается на юге Европейской части России.
Ростовская область.
П: Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Слайд №3
Карта Ростовской области
5. Этап реализации построенного проекта;
Физминутка
-Ребята а сейчас я предлагаю нам и нашему гостью, посмотреть видеоролик о особенностях природы нашего родного края.
- Так такие же особенности природы в нашем Донском крае?
- Молодцы
Прикрепим третий кусочек.
-Организует отдых
-Смотрят видеоролик о особенностях природы родного края.
-Реки, овраги, степи, леса, рощи, балки и т.д.
-Выполняют движения
К: Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Видеоролик «Особенности природы Ростовской области»
6. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
- Предлагаю вам познакомится со статьёй. Особенности экономики Ростовской области. (приложения №2)
- Итак, с какими особенностями вы познакомились?
- Умнички
- Прикрепим четвертый кусочек нашего края.
- Знакомят гостя с особенностями экономики родного края.
- Первое место занимает по сельскохозяйственной продукции.
Наиболее развитые отрасли промышленности Ростовской области: машиностроение и металлообработка , металлургическая, химическая отрасль.
.Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
- Ребята предлагаю рассказать нашему гостю о экологических проблемах нашего края.
-Назовите экологические проблемы?
- Ребята откройте стр. 139, давайте прочитаем о поверхности нашего края.
- Как вы считаете является овраги экологической проблемой нашего края?
-Почему
- Давайте прикрепим пятый кусочек нашего края.
- Знакомятся с 5 пунктом плана.
-Называют экологические проблемы.
- Загрязнения рек, загрязнения почвы, образование оврагов, загрязнения воздуха и т.д.
- Открывают учебники, и читают о поверхности нашего края.
- Да
-Отвечают на вопросы учителя.
П: Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
8. Этап включения в систему знаний и повторения;
- Итак, давайте расскажем нашему гостю об охране окружающей среды.
- Как вы думаете как охраняется наша окружающая среда?
- Предлагаю вам прочесть на стр. 140, надо ли охранять…поверхность?
- Ребята как же остановить образования оврага?
- Какое участие в охране поверхности своего края могут принять школьники?
Прикрепим шестой кусочек.
-Знакомят гостя с охраной окружающей среды.
- Отвечают на вопрос учителя
- Читают текст из учебника, надо ли охранять…поверхность?
- Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву.
- Школьники могут участвовать в охране поверхности своего края.
К: Готовность слушать собеседника и вести диалог.
9. Этап рефлексии учебной деятельности.
-Ребята посмотрите какой замечательный родной край у нас получился.
-Давайте повторим для нашего гостя все о нашем родном крае?
Если вам понравился урок, то нарисуйте на листочке улыбку, если было сложно, то нарисуйте на листочке грустную улыбку.
Смотрят на доску
- Повторяем все что было сказано на уроке.
Р: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Приложение № 1
Тест « У Чёрного моря»
1. На побережье Чёрного моря…
А) холодное лето и тёплая зима;
Б) жаркое лето и холодная зима;
в) жаркое лето и теплая зима.
2. Теплый климат здесь благодаря:
А) морю;
Б) морю и горам;
В) горам.
3. На побережье растут:
А) магнолии, кипарисы и пальмы;
Б) буки, каштаны и березы;
В) кедры, сосны и пальмы.
4. Чайка питается…
А) насекомыми;
Б) рыбой;
В) морским планктоном.
5. люди приезжают к Чёрному морю…
А) отдыхать;
Б) лечиться и отдыхать;
В) работать.
6. Нельзя ловить рыб, находящихся возле камней, так как они…
А) занесены в Красную книгу;
Б) могут быть ядовиты;
В) нападают на человека.
7. Если медузу выбросить на берег, она…
А) погибнет;
Б) уползёт в море;
В) зароется в песок.
8. Черноморское побережье находится…
А) у Чёрного моря;
Б) между Чёрным морем и горами Кавказ;
В) у гор Кавказ.
Приложения № 2
Основное преимущество Ростовской области – это почвенные ресурсы, именно поэтому агропромышленный комплекс региона стал одним из крупнейших в России. Здесь производится до 65% сельскохозяйственной продукции. Основные продукты питания, поступающие на российский рынок благодаря развитому агропромышленному комплексу: кукуруза, пшеница, подсолнечник, просо, сахарная свекла, фрукты, овощи. Также, сельское хозяйство ростовской области поставляет на отечественный рынок не только продукты питания, но и также и сырье для перерабатывающей промышленности. Ростовская область экспортирует на рынок страны более 50% растительного масла и свыше 45% зерна в общероссийском масштабе. Это единственная по стране область, экспортирующая данную продукцию в подобном объеме. Наиболее развитые отрасли промышленности Ростовской области: машиностроение и металлообработка , металлургическая, химическая отрасль. Область занимает первое место по выпуску электровозов и комбайнов, входит в пятерку самых мощных российских производителей стальных труб и экскаваторов.
Крупнейшие заводы и предприятия Ростовской области
Машиностроение и металлообработка: • Ростсельмаш – крупнейший производитель сельхозтехники в России; • Роствертол – производство и ремонт вертолетов; • НЭВЗ – Новочеркасский электровозостроительный завод • Красный котельщик – энергетические и отопительные котлы; Металлургическая промышленность Ростовской области представлена следующими предприятиями: • Таганрогский металлургический завод, ОАО ("Тагмет") – выпуск труб (входит в группу ТМК); • Сулинский металлургический завод, ОАО – производитель проволоки, электродов, железного порошка; Химическая промышленность Ростовской области: • Новочеркасский завод синтетических продуктов, ОАО (НЗСП) - производство метанола, формалина, электроизоляционных материалов и пенообразователей;