kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме :"Растениеводство в нашем крае" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России" по теме Растениеводство в нашем крае.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме :"Растениеводство в нашем крае" 4 класс»

Урок 31. Растениеводство в нашем крае

Цели
деятельности
учителя

создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

открытие нового знания

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач

методы и формы
обучения

объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://b-track.ru/song/17663/Детские-Песни/Что-Нам-Осень-Принесет?/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство»

Основные
понятия

Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство, сорта культурных растений

организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Звучит в записи песня «Что нам осень принесёт»
(слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной).

– О чём поётся в песне?

– Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства

слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем.

демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Актуализация опорных

знаний

Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос.


Работа
по схеме. Самостоятельная работа по карточкам

– Почему водоем является природным сообществом?

– Какую роль в водоеме играют растения?

– Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме?

– Расскажите о правилах поведения у водоема.

– Надо ли охранять болота?

предлагает, используя схему, доказать, что водоем – это природное сообщество .

Предлагает выполнить самостоятельную работу
по карточкам «Природное сообщество водоема»

Отвечают
на вопросы учителя.






Выполняют самостоятельную работу

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия; владеют способами решения проблем поискового характера; понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности и могут конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных задач.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют
и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии; определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия
со взрослыми и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки

Устные ответы,

выполненные

задания

III. Изучение
нового материала

Беседа на основе прослушанного стихотворения.







Рассказ учителя с опорой на наглядность.












































































Работа
по учебнику

предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос:
о каких растениях рассказывается в нем?
.



– К каким группам относятся эти растения?

– Какие растения называют культурными, а какие – дикорастущими?

– За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство?

– Ребята, сядем поудобнее в «машину времени» и от-

правимся путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились
в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

– Как они выглядят? чем питаются?

– Вы правы, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитанием все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство (демонстрирует схему).

– познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство.

демонстрирует гербарий (фотографии растений): пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза, подсолнечник, картофель.

– Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры?

проводит обсуждение: что получают из каждого растения (при необходимости, дополняет высказывания).

Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны.

Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Зерна овса продолговатые, из них варят кашу.

Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции. Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено. Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал.

– Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство.

демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук.

– Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа.

демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др.

– Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений?

Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений.

предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст о цветоводстве в учебнике (с. 206).

– Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате?
(Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.)

– Мир цветов прекрасен и разнообразен! (демонстрирует рисунки и фотографии цветов.)

Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.

Отвечают
на вопросы.





Внимательно слушают.






















записывают схему и объясняют, чем,
по их мнению, занимается и какие растения выращивает каждая отрасль






Высказывают свои предположения.

























Рассматривают рисунки
и фотографии.













Самостоятельно читают статью в учебнике

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы,

записи
в тетради

IV. Практическая деятельность

Загадки.


Составление схемы.









Задания
из электронного приложения к учебнику

– Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием .











Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

Отгадывают загадки.

самостоятельно оформляют схему «Растениеводство», записывая названия культур, которые выращиваются каж-

дой отраслью.

Выполняют
задания

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения
последовательности
работы

Устные ответы,

записи
в тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Над какой темой работали?

– О каких отраслях растениеводства вы узнали?

– Для чего вам нужна данная информация?

– Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

– выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

– Как оцениваете свою деятельность?

читают вывод в учебнике (с. 207).

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Схема «Водоем – природное сообщество»

Задания для самостоятельной работы по теме «Природное сообщество водоема» (на карточках)

1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется… (стрелолист).

Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер).

Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку).

С водоемами связана жизнь птиц – … , … (цапель, уток).

Стихотворение для обсуждения проблемы

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих – на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза-васильки!

(Флор Васильев.)

Загадки

1. Балерина вышла,

Сборки да оборки.

Складки да подкладки…

А имя у артистки –

Небесной прописки.

(Астра, цветоводство.)

2. Росло – красно, цвело – бело,

А снял зерно – почти черно.

(Гречиха, полеводство.)

3. В садочке есть плод,

Он сладок, как мед,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч, –

Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

(Груша, плодоводство.)

4. Закутан ребенок

В сто пеленок

(Капуста, овощеводство.)

5. Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак, цветоводство.)

6. Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки

Золотистые початки.

(Кукуруза, полеводство.)

7. В чистом поле – не в лесу

Хворостинок припасу:

Чтоб семья оделась,

Чтобы вкусно елось,

Чтобы хата грелась.

(Лен, полеводство.)

8. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина, плодоводство.)

9. Живет в поле усан –

Ус длиннее, чем сам.

Пока молодой – ус золотой,

А как перемелется –

Цвет изменится.

(Рожь, полеводство.)

10. Не корень, а в земле;

Не хлеб, а на столе;

И к пище приправа,

И на микробов – управа.

(Чеснок, овощеводство.)

11. Три сестры. Летом зеленые,

К осени одна краснеет,

Другая белеет, третья чернеет.

(Смородина, плодоводство.)

12. Щеки красные, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис, овощеводство.)

13. Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнечник, полеводство.)

14. На клумбе у окошка

Посажена картошка,

Цветы ее огромные,

И светлые, и темные.

(Георгин, цветоводство.)


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме :"Растениеводство в нашем крае" 4 класс

Автор: Васильченко Елена Ивановна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371416


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства