I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит в записи песня «Что нам осень принесёт» (слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной). – О чём поётся в песне? – Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Работа по схеме. Самостоятельная работа по карточкам | – Почему водоем является природным сообществом? – Какую роль в водоеме играют растения? – Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме? – Расскажите о правилах поведения у водоема. – Надо ли охранять болота? предлагает, используя схему, доказать, что водоем – это природное сообщество . Предлагает выполнить самостоятельную работу по карточкам «Природное сообщество водоема» | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют самостоятельную работу | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия; владеют способами решения проблем поискового характера; понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности и могут конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала | Беседа на основе прослушанного стихотворения. Рассказ учителя с опорой на наглядность. Работа по учебнику | предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: о каких растениях рассказывается в нем? . – К каким группам относятся эти растения? – Какие растения называют культурными, а какие – дикорастущими? – За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство? – Ребята, сядем поудобнее в «машину времени» и от- правимся путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди. – Как они выглядят? чем питаются? – Вы правы, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитанием все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов. Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство (демонстрирует схему). – познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство. демонстрирует гербарий (фотографии растений): пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза, подсолнечник, картофель. – Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры? проводит обсуждение: что получают из каждого растения (при необходимости, дополняет высказывания). Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции. Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено. Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал. – Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство. демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук. – Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа. демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др. – Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений? – Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений. предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст о цветоводстве в учебнике (с. 206). – Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.) – Мир цветов прекрасен и разнообразен! (демонстрирует рисунки и фотографии цветов.) | Читает стихотворение заранее подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. записывают схему и объясняют, чем, по их мнению, занимается и какие растения выращивает каждая отрасль Высказывают свои предположения. Рассматривают рисунки и фотографии. Самостоятельно читают статью в учебнике | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, записи в тетради |
IV. Практическая деятельность | Загадки. Составление схемы. Задания из электронного приложения к учебнику | – Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием . Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Отгадывают загадки. самостоятельно оформляют схему «Растениеводство», записывая названия культур, которые выращиваются каж- дой отраслью. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – О каких отраслях растениеводства вы узнали? – Для чего вам нужна данная информация? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как оцениваете свою деятельность? | читают вывод в учебнике (с. 207). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | Устные ответы |