155410, г. Заволжск, Ивановская область, ул. Мира, д.20 тел : 8 (49333) 2-10-38
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне | Приветствует детей, проверяет готовность учащихся к уроку. Организует внимание школьников. С добрым утром, начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Всем работать, отвечать. - Хорошо, что прозвенел звонок и начинается урок. Ребята, что вы ожидаете от нашего урока? - Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперёд ума. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. | Проверяют готовность рабочего места к уроку. Высказывают свои мысли. Настраиваются на работу. | УУД: - самооценка готовности к уроку (Л.); - положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л.); - стремление к положительным результатам труда. (Л.) - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) |
2. | Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, возникновение проблемной ситуации | - Мы вновь отправляемся с вами в увлекательное путешествие по Стране Знаний, где уже сделали много открытий. Думаю, сегодняшний урок не станет исключением. Первую остановку мы сделаем в Звукограде. Привлекает внимание детей к рисунку «Звукограда» на форзаце учебника. Давайте вспомним: -Почему этот город так называется? -Какие звуки вы знаете? Помогает строить высказывания детей о звуках речи с опорой на таблицу «Звуки речи». Подводит итог повторению. Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять. Звук мы можем только слышать, А еще его сказать. - Какой речью мы сейчас пользовались? - Звуки нам помогают в устной речи. Организует работу по странице учебника. - Следующая наша остановка «Библиотека». - Что такое библиотека? - Зачем идут ребята в библиотеку? Я надеюсь, что со временем каждый из вас станет активным читателем школьной или городской библиотеки. - А достаточно ли нам знаний о звуках речи, чтобы стать читателем? | Обобщают знания о звуках речи, строят деловые монологические высказывания на основе модели. Называют отличительные признаки гласных и согласных звуков и особенности их произношения. Рассматривают иллюстрацию на с. 59 Букваря. Создают и слушают высказывания о книгах, чтении на основе картинки букваря. Дают свои объяснения значения слова библиотека. Зачитывают определение слова из Толкового словаря. Осознают необходимость узнать буквы для обозначения звуков речи. Выражают желание научиться читать. | Предметные: - умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - спрашивать о значении незнакомых слов, уточнять значение слов, используемых в речи. УУД: - ориентироваться на странице букваря; понимать задания, представленные в словесной и модельной форме (П.); - желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); - интерес к работе по букварю (Л.); - слушать и понимать речь других (К.) |
3. | Постановка учебной задачи. Составление плана урока. Цель: обсуждение затруднения, проговаривание темы урока, составление плана работы | - Чему нам предстоит научиться? - Мы будем учиться письменной речи: учиться читать и писать. Все ребята в классе умеют читать? Значит, нужно этому научиться? А ребята, которые читать уже умеют, не только будут нам помогать, но и сами еще многому научатся. - А что нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке? - Давайте составим план нашего урока. | Формулируют учебную задачу. Читают заголовок в учебнике «Узнаем буквы и учимся читать» и сравнивают со своими предположениями. Формулируют тему урока с опорой на рамочки на с. 60. Составляют совместно с учителем примерный план урока в виде опорных картинок. | УУД: - определять цель учебной деятельности с помощью учителя (Р.); - коллективно планировать действия для решения учебных задач (Р.); - соблюдать правила общения, формулировать мысли, высказывать суждения (К.) |
4. | «Открытие» учащимися новых знаний. Цель: решение учебной задачи, знакомство с буквами гласных звуков | Знакомство с буквами Аа: - Отгадайте загадку: Этот старый наш знакомый: Он живёт на крыше дома- Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками в болото. (аист) - Выберите схему, которая подойдет к слову аист. Проверим. - Какой буквой можно обозначить звук а? Покажите эту букву в рамочке на странице букваря. - Что сделал аист? - Буква А дарит вам рассказ о себе. Может быть, вы узнаете еще что-то новое. 2) Знакомство с буквами Оо: - Где аист свил гнездо? - Есть ли схема этого слова в учебнике? Давайте проверим. - Где мы можем использовать заглавную букву О? Найдите пример в учебнике. Организует работу по с. 60 Букваря. - Буква О тоже дарит вам рассказ о себе. - Мы, конечно же, не будем прощаться с буквами А и О. А сможем ли мы их узнать среди других значков? Продолжим работу, но сначала немного отдохнем. | Отгадывают загадку. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слова ударный гласный звук и обозначают его буквой а. Составляют предложение Аист свил гнездо. Работают со схемой предложения, определяют опасные места. Приходят к выводу о необходимости использования заглавной буквы А для написания первого слова в предложении. Просматривают видеофрагмент о букве А, стараются узнать новое об изученной букве. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слова ударный гласный звук и обозначают его буквой о. Находят схему и запись предложения, где используется заглавная буква О. Просматривают видеофрагмент о букве О, стараются узнать новое об изученной букве. Находят новую букву среди значков звуков и знаков препинания. Запоминают образ букв Аа – Оо. | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - создавать высказывания на основе различных источников; - составлять предложения, членить предложения на слова. УУД: - узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, выполнять некоторые в громкоречевой форме (Р.); -осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - ориентироваться на странице букваря; (П.); - понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.); - интерес к работе по букварю (Л.); - соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) |
5. | Физкультминутка. Цель: создание условий для физической и психоэмоциональной разгрузки | Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой, Снова – правою ногой, Снова – левою ногой, После – правою ногой, После – левою ногой. Вот тогда придешь домой! | Проговаривают стихотворение и имитируют действия аиста. | - ценностное отношение к здоровому образу жизни (Л.) |
6. | Первичное закрепление. Цель: повторение нового знания, постановка новых букв в слова для их различения в письменной речи | - В доме, где аист свил гнездо, живут две девочки: Аня и Оля. Сделаем еще одну остановку. Давайте познакомимся с девочками. Составим схемы их имен. Это задание выполним в парах. Организует работу в парах, оказывает помощь. - Что вы можете сказать о схемах, которые получились? -Как же нам узнать, где Аня, а где Оля? -Давайте поставим буквы в слова. Какой буквой обозначим звук а? Звук о? А какие буквы нам нужны заглавные или строчные? Почему? - Теперь знаем, где чье имя? -Какую же роль выполняют буквы в письменной речи? Так же, как разные звуки в устной речи помогают узнать разные слова, буквы в письменной речи помогают нам отличить одно слово от другого. | Вспоминают правила работы в парах: - думаю сам; -высказываю свое мнение; -выслушиваю соседа; -приходим к общему мнению. Работают в парах под руководством учителя. Моделируют звуковой состав слов Аня и Оля, отражая после-довательность звуков и их характеристику. Проверяют правильность составления звуковых схем. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, учатся соблюдать правила речевого поведения. Осознают необходимость поставить буквы для обозначения первых звуков. | Предметные: - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; -умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; - различать звуки и буквы. УУД: -умение представлять информацию в виде схемы (П.); - совместно делать умозаключения, обобщения (П.); - различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.); - интерес к работе по букварю (Л.); - умение видеть и признавать свои ошибки (Л.); - совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) |
7. | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: проверка умения обозначать гласные звуки изученными буквами | -А сейчас вы попробуйте самостоятельно обозначить гласные звуки в словах буквами-именинницами. Будьте внимательны! Организует индивидуальную работу по картинкам и схемам на с.61 учебника. Оказывает помощь в случае затруднения. -Проверим выполнение задания. Надеюсь, что у вас все получилось! | Формулируют задания, представленные схематически. Анализируют звуковой состав слов. Вычленяют из слов ударные гласные звуки и обозначают их буквами. Проверяют правильность выполнения задания с опорой на образец. Оценивают свою деятельность. Осуществляют квази-чтение с опорой на модель. | Предметные: - умение применять знания на практике; - правильно называть буквы, соотносить их со звуками; УУД: - различать способ действия и результат, оценивать последний (Р.); - умение удерживать учебную задачу, интерес к работе по букварю (Л.); - соблюдать правила общения, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) |
8. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: обучение чтению сочетаний гласных букв | -Ребята, давайте проверим по нашему плану, все ли мы выполнили. - Мы познакомились с буквами Аа и Оо, которые обозначают гласные звуки в письменной речи. Что мы теперь можем сделать? -Порадуем буквы А и О своим чтением. Я думаю, что это получится у всех! Организует дифференцированную работу учащихся по чтению сочетаний и предложений. | Оценивают выполнение работы в соответствии с планом. Читают хором сочетания гласных букв на с. 60 с опорой на ударение. Читающие дети читают предложения на с. 61, остальные – дополняют их нужными словами. | Предметные: - применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения); - читать правильно и плавно по слогам. УУД: - желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.); - интерес к работе по букварю (Л.); - удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.) |
9. | Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса | - Все ли задачи, которые ставили на урок выполнили? - Какие задания понравилось больше выполнять? - Что вызвало затруднения? Как с ними можно справиться? - Кому было трудно на уроке, хлопните в ладоши. - Кому было неинтересно на уроке? - Кому понравилось на уроке – хлопните в ладоши! - У кого все получилось на уроке, похлопайте в ладоши. - И сегодня мы вместе с вами пришли в новый город – Буквоград. Организует работу по форзацу учебника. Кто там живет? Найдите домик, в котором живут буквы А и О. Как вы думаете, что мы будем делать на следующих уроках? «Как хорошо уметь читать!» - совсем скоро скажет каждый из вас. А сегодня мы только начали знакомиться с буквами русского алфавита, русской азбуки. «Азбука – к мудрости ступенька». Я верю, что каждый из вас стал сегодня умнее и мудрее. Удачи вам на следующих уроках! | Оценивают выполнение работы и подводят итог урока. Делают умозаключения, выводы. Показывают с помощью хлопков оценку своей деятельности. Осознают необходимость дальнейшего изучения букв. Выражают желание продолжить учиться читать. | УУД: - определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью (Р.); - стремление к положительным результатам труда, развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении (Л.); - соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.) |