– Ой, ребята! Злой Кощей спрятал тему нашего урока. Слайд 3 А вы знаете, как нелегко с ним бороться. – Давайте вместе разгадаем его загадки и узнаем тему занятия. Это станет нашим первым приключением. Слайд 4 – Посмотрите, перед нами несколько предложений. Все они разные и относятся к различным видам устного народного творчества: Делу – время, потехе – час. Друзья работали спустя рукава. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Растет дуб, у него двенадцать суков, пятьдесят две ветки, на каждой – по семь листьев. – Какие из этих жанров вам знакомы? Назовите их. – Давайте проверим себя. Слайд 5 – Есть ли здесь предложение, выбивающееся из общего ряда? Прочтите его. – Как вы думаете, зачем Кощей нам его подбросил? Может быть оно связано с темой нашего урока? Давайте приглядимся к нему повнимательнее. – Какой элемент этого предложения необычный? Слайд 6 – Знаете ли вы, как он называется? Слайд 7 – А пойдёмте спросим это у всезнающей лесной жительницы – бабушки Яги. – Баба Яга согласилась нам помочь, но не просто так. Мы должны растолковать ей такие же загадочные сочетания слов, которые она никак расшифровать не может. - Вспомните из чего состоит наша речь? - Сколько значений может быть у слова? Например? - А какое значение может быть у слова? - Где мы можем узнать, уточнить значение слова? - Прочитайте заглавие стихотворения Орлова. - Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»? - Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок. Чтение стихотворения. НИ ПУХА, НИ ПЕРА Рано утром Ну, ни пуха Мама-квочка Ни пера! В класс отправила Через час Сыночка. Едва живой, Говорила: Петушок - Не дерись, Идёт домой, Не дразнись, Ковыляет еле-еле Не петушись Он со школьного двора, Поспеши, А на нём и в самом деле Уже пора Нет ни пуха, ни пера. В. Орлов - Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи) - Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»? - В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении? - Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт. - Запишите выражение и его значение. «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Слайд 2 Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему? «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Справка для учителя. "Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты. - Таких устойчивых выражений немало в русском языке. Слайд 8 |