kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Фразеологизмы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа Школа 21 века. Требует сопутствующей презентации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Фразеологизмы"»


Урок русского языка во 2 В классе

«Фразеологизмы»



Цель: расширение кругозора учащихся ; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.

УУД:

  1. Познавательные: знаково-символические, умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

  2. Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.

  3. Регулятивные: целеполагание, волевая саморегуляция.

Задачи:

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять; формировать орфографический навык.

2)развивающая : развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

Средства: учебник, словари, карточки, тетради, проектор,«Большой фразеологический словарь для детей».


п/п

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Действия учеников

1

Организация начала урока

1’

– Здравствуйте, ребята. Слайд 1

– Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Куда? – спросите вы. Мы отправимся в сказку. Однако добраться до неё будет не так-то просто, нам предстоит преодолеть множество препятствий.

– А для того, чтобы их преодолеть, нам нужна эмоциональная зарядка. Давайте прочтём волшебные слова, которые дадут нам силу: Слайд 2

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

– Итак, отравляемся в путь. Для этого откройте тетради, запишите в них дату и «Классная работа».


Ответы детей






Запись в рабочих тетрадях

2

Актуализация опорных знаний

5-7’

– Ой, ребята! Злой Кощей спрятал тему нашего урока. Слайд 3

А вы знаете, как нелегко с ним бороться.

– Давайте вместе разгадаем его загадки и узнаем тему занятия. Это станет нашим первым приключением.

Слайд 4

– Посмотрите, перед нами несколько предложений. Все они разные и относятся к различным видам устного народного творчества:

  • Делу – время, потехе – час.

  • Друзья работали спустя рукава.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Растет дуб, у него двенадцать суков, пятьдесят две ветки, на каждой – по семь листьев.

– Какие из этих жанров вам знакомы? Назовите их.

– Давайте проверим себя. Слайд 5

– Есть ли здесь предложение, выбивающееся из общего ряда? Прочтите его.

– Как вы думаете, зачем Кощей нам его подбросил? Может быть оно связано с темой нашего урока? Давайте приглядимся к нему повнимательнее.

– Какой элемент этого предложения необычный? Слайд 6

– Знаете ли вы, как он называется?

Слайд 7

– А пойдёмте спросим это у всезнающей лесной жительницы – бабушки Яги.

­– Баба Яга согласилась нам помочь, но не просто так. Мы должны растолковать ей такие же загадочные сочетания слов, которые она никак расшифровать не может.

- Вспомните из чего состоит наша речь?

- Сколько значений может быть у слова? Например?

- А какое значение может быть у слова?

- Где мы можем узнать, уточнить значение слова?

- Прочитайте заглавие стихотворения Орлова.

- Когда люди желают друг другу «НИ ПУХА, НИ ПЕРА»?

- Прочитайте стихотворение и подумайте, почему он выбрал именно такой заголовок.

Чтение стихотворения.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА

Рано утром Ну, ни пуха

Мама-квочка Ни пера!

В класс отправила Через час

Сыночка. Едва живой,

Говорила: Петушок

- Не дерись, Идёт домой,

Не дразнись, Ковыляет еле-еле

Не петушись Он со школьного двора,

Поспеши, А на нём и в самом деле

Уже пора Нет ни пуха, ни пера. В. Орлов

- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами «Ни пуха, ни пера»? (удачи)

- Почему стихотворение заканчивается словами: «Нет ни пуха, ни пера»?

- В каком месте слова «Ни пуха, ни пера» употреблены в переносном значении?

- Правильно. Пожелание мамы. Она пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная-грустная история, которую и описал поэт.

- Запишите выражение и его значение.

  • «Ни пуха, ни пера» - напутственное пожелание успеха. Слайд 2

  • Как вы думаете, можно ли поменять местами слова в данном выражении? (Нет.) Почему?

  • «Ни пуха, ни пера» - устойчивое выражение. В нём нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл.

Справка для учителя.

"Ни пуха ни пера!" Возникло оно в среде охотников и было основано на суеверном представлении о том, что при прямом пожелании (и пуха, и пера) результаты охоты можно "сглазить". Перо в языке охотников означает "птица", "пух" – звери. На что добытчик обычно отвечал в таком же духе: "К черту!", т.к. они оба были уверены, что злые духи услышат это и отстанут, не будут строить козней во время охоты.

- Таких устойчивых выражений немало в русском языке.


Слайд 8













Чтение и анализ текстового материала




Ответы на вопросы








(Спустя рукава)


(Нет)




Решение загадки Бабы Яги – толкование смысла фразеологических единиц.

3

Постановка целей урока

2-3’

– Молодцы ребята. Мы собрали слово и теперь знаем тему нашего урока.

Слайд 20

– Понятна ли она вам?

– Может быть, у вас возникли вопросы к этой теме?

Слайд 21

– Мы будем и дальше наблюдать за фразеологизмами, определять их значения и попытаемся выяснить, зачем же люди используют их в устной и письменной речи




(Нет)

Постановка вопросов

– Что такое фразеологизмы?

– Зачем они нужны?

– Какую роль они выполняют в речи?

4

Изучение нового материала

25’

– У вас возник вопрос: «Что такое фразеологизмы?». Как вы думаете, где проще всего найти на него ответ?

Слайд 22

– Давайте откроем страницу 103 и прочтём, что же это такое.

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов

Слайд 23

– А я, ребята, подобрала подборку толкований этого слова в различных словарях. Посмотрите на слайд.

– А теперь подумайте, зачем же нам нужны фразеологизмы?


– Слова, словно детали в мастерской, живут своей жизнью. Ими пользуются в отдельности, но иногда они объединяются в неделимые сочетания, как, например, фразеологизмы. У Бабы Яги мы с вам уже пытались объяснить их значение.

– Мы уже на полпути к цели. Сейчас же давайте немного отдохнем перед очередным испытанием и попробуем пантомимой и мимикой показать, к какому животному относится тот или иной фразеологизм.

Слайд 24

Динамическая пауза

Голоден, как … (волк)

Хитёр, как … (лиса)

Труслив, как … (заяц)

Надут, как … (индюк)

Неповоротлив, как … (медведь)

Упрям, как … (осел)

Здоров, как … (бык)

Колюч, как … (ёж)


– Ребята, как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи?

– Давайте побываем в гостях у ещё одного сказочного жителя и проверим это на деле. Уж он-то точно часто использует их в своей речи.

Слайд 25

Я проснулся ни свет ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши – я все ни в зуб ногой.

– Узнали ли вы автора текста?

Слайд 26

– Давайте поэкспериментируем с его текстом и заменим подчёркнутые фразеологизмы обычными словами. Воспользуйтесь словами для справок

Слайд 27

– Прочтите, что у вас получилось

– Чей текст вам кажется более интересным?

– А чей ­– понятнее?

– Какой вывод из этого вы можете сделать и какое пожелание теперь можете дать Незнайке?

Слайд 28


– Ребята, нас ждёт ещё один сказочный герой – друг Незнайки – Знайка,

Слайд 29

который тоже приготовил нам ещё одно испытание.


– Прочтите его фразеологизм: «Медведь на ухо наступил».

Слайд 30

– Что оно означает?

– Знайка спрашивает, что будет с фразеологизмом, если из него выбросить одно слово или заменить его? Давайте попробуем это сделать. Например, «Медведь на ногу наступил»

– Какой вывод из этого можно сделать?

Слайд 31




В учебнике


Чтение определений



– Чтобы сделать нашу речь красивее и выразительнее.


















Дети изображают поведение животных.








Да, нет.




Знакомство с текстом















Незнайка


Работа с карточками





Незнайки

Наш

Не перенасыщать текст фразеологизмами, иначе он станет непонятен окружающим








Человека, не имеющего музыкального слуха


Фразеологизм потерял свой смысл



Смысл имеет лишь выражение в целом. Его смысл разрушается, если ввести в текст другие слова.

5

Первичное закрепление

5-6’

– Итак, мы справились со всеми испытаниями. Ну а теперь – обещанный сюрприз – сказка. Слайд 32

–Но и здесь сказочные персонажи не дадут вам расслабиться. Они и в неё ввели фразеологизмы. Я буду читать её, а вы замечайте, сколько фразеологизмов в ней и попытайтесь их запомнить.


– Жила-была Красная Шапочка. Трудолюбивая была девочка: крутилась, как белка в колесе. Частенько мама оставляла Красную Шапочку одну. А злой волк постоянно следил за ней. Ох и разбойник он был, частенько вставлял всем палки в колёса.

Однажды мама отравила Красную Шапочку навестить бабушку. Волк это понял и первым добрался до больной старушки. Прибежал, увидел дверь и уставился на неё, как баран на новые ворота. Сообразил, как открыть дверь, ворвался в избушку и съел перепуганную бабушку. Улёгся в её кровать и стал ждать внучку. Но не тут-то было. Красная Шапочка разгадала замысел волка, привела с собой охотников. Те поймали хищника, оглушили его, достали из живота бабушку, а ему набили полный живот камней, как селедок в бочку. Так и поплёлся к себе в лес серый волчище не солоно хлебавши.

Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

– Проверь себя. Слайд 33










5 фразеологизмов: 1. как белка в колесе,

2. вставлял всем палки в колёса,

3. как баран на новые ворота,

4. как селедок в бочку,

5. не солоно хлебавши.


6.

Итог

2

– Посмотрите на Слайд 34 и продолжите предложения:

Я узнал…

Я понял…

Я научился…

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Приобрели знания о фразеологизмах и научились использовать их в речи, умение работать в парах, группах

7

Рефлексия

1

Оцените свою работу на уроке:

Слайд 35

если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе;

если вы на уроке лодыря гоняли, то топните на себя;

если сидели, сложа руки, то погрозите себе пальчиком.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Фразеологизмы"

Автор: Камаева Екатерина Александровна

Дата: 21.09.2016

Номер свидетельства: 344995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Технологическая карта урока.  Тема: Фразеология. Устойчивые выражения, украшающие нашу речь.  Для 5 класса с казахским языком обучения "
    ["seo_title"] => string(156) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-tiema-frazieologhiia-ustoichivyie-vyrazhieniia-ukrashaiushchiie-nashu-riech-dlia-5-klassa-s-kazakhskim-iazykom-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "153067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420966796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Фразеологизмы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_po_russkomu_iazyku_na_temu_frazeologizmy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "482230"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1540578487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Технологическая карта урока информатики в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-informatiki-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180290"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425146809"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "технологическая карта к уроку русского языка на тему "Словари""
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaia-karta-k-uroku-russkogho-iazyka-na-tiemu-slovari"
    ["file_id"] => string(6) "291013"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455041354"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока по теме "Лексика. Фразеологизмы. Культура речи." 6 класс."
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-lieksika-frazieologhizmy-kul-tura-riechi-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "275895"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452627483"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства