Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Производительность труда"»
Тема урока: Производительность труда.
Цель урока: познакомиться с понятием «производительность труда» и выявить взаимосвязь этого понятия с величинами «время» и «работа».
Задачи урока:
- содействовать развитию у школьников умений, выделять главное при определении понятия «производительность труда»;
- организовывать деятельность учащихся по закреплению понятий: координатный луч; действие одной и разных ступеней (повторить порядок действий);
- создать условия для реализации метода взаимообучения;
- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- воспитывать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.
Оборудование: песочные часы; карточки «Блиц-турнир»; карточки для оформления доски (производительность труда - это работа, выполненная за единицу времени; таблица); толковые словари
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала (открытия и нового знания)
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята!
Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный -
Скажет каждый!
-А важный наш урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с ними. А я желаю вам успехов в работе.
1 слайд
1. - Посмотрите внимательно на доску и определите, какой у нас будет сегодня урок.
Что я не знаю?
Сам найду способ
(Урок открытия нового знания)
2 слайд
- Вспомните, основные этапы такого урока.
Повторяем то, что поможет нам открыть новое;
выполняем пробное действие;
встречаем затруднение;
находим путь;
закрепляем то, что открыли.
-Девизом к нашему уроку будут слова «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».
- Как понимаете эти слова?
2. Работа в группах.
3 слайд
- На уроке мы будем работать в группах. Давайте повторим правила работы в группах.
В группе должен быть ответственный.
Работать должен каждый на общий результат.
Один говорит – другие слушают.
Своё несогласие высказывай вежливо.
Если не понял – переспроси.
4 слайд
3. - Начнем наш урок с «Блиц-турнир». Вот песочные часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту.
– Сколько заданий вы выполните за 1 минуту?
64:4 12х4
11х5 23х3
75:5 96:3
48:4 27х3
13х3 11х3
- Минута закончилась. Положите ручки и давайте проверим примеры. Всё внимание на доску.
(Ответы на слайде. Самопроверка.)
- Сколько заданий за 1 минуту выполнили?
-На какие две группы можно разделить значения выражений?
(Чётные и нечётные)
-Назовите чётные значения.
(16, 12, 48, 32)
- Используя ключ, запишите зашифрованное слово.
з
а
д
а
ч
а
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1. - В какую область математики мы сегодня отправимся?
ЗАДАЧА
Поначалу простою она показалась.
Стал решать он её. Но она не давалась.
Он все формулы знал, алгоритмы, законы.
В своей жизни решал он задач миллионы.
Но такая задача ему не встречалась.
Вдруг внезапно она на глазах изменялась.
А потом объясняла, где сделал ошибку.
«Что, не можешь решить?» - говорила с улыбкой.
Головой он качал, говорил чуть не плача:
«Я таких не встречал.
Я люблю вас, задача!»
- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (Не умеет решать задачи…)
- А вы любите решать задачи? Почему?
5 слайд
- Прочитайте внимательно задачу.
За 5 мин обёрточный автомат заворачивает 725 конфет, а рабочий вручную за 9 мин - 162 конфеты. На сколько меньше производительность труда рабочего по сравнению с производительностью автомата?
- Можете решить задачу? Почему? Всё понятно в задаче?
- Какое новое слово для нас неизвестно?
(Производительность)
-Какую цель поставим сегодня на уроке?
(Узнать, что такое производительность труда)
На доске: производительность труда
Построение проекта выхода из затруднения
- Где в жизни вам встречается этот термин?
(Чаще употребляют взрослые)
- Когда мы можем говорить о производительности?
-К каким источникам надо обратиться, чтобы выяснить значение слова «производительность»?
(Словари, интернет)
-Найдите это слово и зафиксируйте его значение у себя в тетрадях.
(поиск)
Реализация построенного проекта
1. - Что такое производительность труда?
(В толковом словаре: способность выпускать определённое количество продукции)
2. -В случае с заданиями в «Блиц-турнире», что будет являться производительностью труда?
(Количество заданий, которые выполнили за 1 мин)
-Одинаковой ли была производительность у каждого из вас?
(Разная)
- Что при этом важно учитывать?
(Время работы).
- Какие единицы времени чаще всего используют?
(Час, день, ночь, сутки, минуты)
- Как по-другому можно определить, что такое производительность?
На доске: производительность труда - это работа, выполненная за единицу времени
6 слайд
3. Диаграмма
- Посмотрите внимательно на диаграмму. Вы видите производительность труда на «АвтоВазе». А кто знает, что выпускает это предприятие?
(Машины)
- В 2009 году «Автоваз» выпускал 814 машин в день. Сколько он выпускал машин в 2010 году? 2012 году?
5 слайд
4. - Как ответить на вопрос: сколько конфет за минуту заворачивает автомат? Какая производительность труда у рабочего?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
1. - Как удобно записать условие задачи?
(В таблицу)
- Заполните таблицу.
(На листочках) Работа в группах.
Производительность труда
Время работы
Объем работы
Автомат
Рабочий
На доске проверка.
Производительность труда
Время работы
Объем работы
Автомат
? конфет на ? меньше
5 минут
725 конфет
Рабочий
? конфет
9 минут
162 конфет
-Что обозначает число 725? 162?
(Объём работы)
2. - Давайте составим план решения задачи.
Производительность труда автомата.
Производительность труда рабочего.
Сравнение.
Физминутка
7 слайд
3. Решение на слайде.
- Сверьте с эталоном.
1) 725 : 5 = 145 (к.) – производительность труда автомата
2) 162 : 9 = 18 ( к.) – производительность труда рабочего
3) 145 – 18 = 127 (к.) – меньше производительность труда рабочего
Ответ: производительность труда автомата больше на 127 конфет.
-Как находили производительность?
(объём работы делили на время работы)
-Что такое производительность?
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8 слайд
1. Игра. Строительство стены. Лего.
- Выберите по 1 ученику из каждой группы. По моей команде в течение 1 минуты вы должны будете брать с пола по одному кирпичику и относить на свой стол. Группа будет из этих кирпичиков строить стену. По команде «стоп» игра заканчивается. Команда считает полученный результат.
- Одинаковое ли время работали ребята?
- Кто собрал больше кирпичиков?
- У какой группы производительность больше?
- Сколько бы кирпичиков собрали ребята, если бы работали 2 минуты?
2. - Запишите решение в тетрадях.
- Как вы посчитали?
-Что сейчас вы находили?
(Объём работы)
-Как найти объём работы?
(Надо производительность умножить на время)
VII. Включение в систему знаний и повторение
1. Работа в группах по карточкам.
- Выберите предложения, в которых говорится о производительности труда.
1. Наборщик за час набирает 10 страниц рукописного текста.