Технология проведения | Содержание | Деятельность учеников | Деятельность учителя |
1.Целеполагание и мотивация к учебной деятельности | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Шла кукушка Мимо леса За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, И садись на букву ….. Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, а безымянных нету… Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно- В огромном море – море слов- Купаться ежечасно? Для чего нужны слова? | Садятся когда учитель говорит букву на которую начинается их имя. Слушают и отвечают на вопросы | Читает считалку и сажает детей. Читает стихотворение |
2.Актуализация знаний и способов действий. | Сегодня мы продолжим работу по изучению «Секретов речи». Мы так привыкли к словам…Читаем, пишем, шутим, поем. И не замечаем, что каждый день наш словарный запах пополняется двумя, тремя новыми словами. Сегодня, как и всегда мы будем разучивать четверостишье из произведения «Муха Цокотуха». Муха, Муха - Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: "Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!" Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А букашки - По три чашки С молоком И крендельком: Нынче Муха-Цокотуха Именинница! Я вам предлагаю вспомнить, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке. Какое значение имеет слово? (прямое и переносное) Задание 1. Рассмотри рисунки. С помощью карандаша объедини их в три множества в соответствии с многозначными словами. (Приложение) Задание 2. Назови группы предметов, одним словом. Объясни, чем похожи предметы в группе. (приложение) Задание 3. Придумай как можно больше предложений с многозначным словом «хвост». Помогут тебе в этом рисунки художника. (Приложение) | Повторяют и разучивают О твечают: О многозначных словах. Дают понятие многозначное слово. Выполняют задание самостоятельно. | Спрашивает и слушает ответы. Добиваясь полного ответа Задает задание по теме «многозначные слова» |
3. Динамическая пауза | А теперь немного отдохнем. Закройте глаза. А теперь представьте, что мы гуляем по лесу. Ярко светит солнышко, тянут к нему деревья свои ветки. Чувствуете, как ветерок обдувает лицо? А теперь дуйте сами. Ветерок колышет листочки – пошевелите пальчиками. Ветер усиливается! Качает стволы деревьев. А теперь откройте глаза, посмотрите, сколько лисичек! Давайте соберем их в корзиночки. Покажите сколько грибов! А теперь мы вышли в поле, где расцвели колокольчики. Давайте соберем буке из колокольчиков и поставим его, а вазу. Ой, что за звук? Это звенит колокольчик. Он зовет нас продолжить занятие. | Дети встают на носочки, поднимают руки вверх. Дети дуют, имитируя ветер. Дети качаются. Приседают, имитируя сбор грибов. Пантомима. | Выполняет движение вместе с детьми. Звонит в колокольчик. |
4. Введение в тему. | А теперь я вам предлагаю отгадать загадки. Отгадки запишите на листе, они нам пригодятся. (В приложение и на слайде). Выполните задание, подчеркните буквы и выпишите отдельно слово. (На слайде). Какое слово у вас получилось? Какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим себе на этот урок? | Отгадывают загадки и записывают ответы. Дети отвечают – омонимы Предлагают ответы. | Читает загадки. Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки. Выслушивает ответы, и совместно ставят цели и задачи на урок, и добивается полного ответа. |
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Давайте же узнаем, а что такое омонимы? Вам, ребята, встречались с близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить. Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами. В греческом языке это слово имеет значение "одинаковое имя". Это и есть близнецы - внешне одинаковые, а изнутри - по значению - разные. Например, известное слово как коса (девичья) и коса (острая). Расскажите теперь, а какие значения есть у слова "ключ". (- Во- первых, это ключ, который подходит к замку, т.е орудие для запирания и отпирания замка'( картинка). А есть и другое слово "ключ"- источник, родник (картинка), то есть ключ, который бьёт из земли. Если Вы спросите: что общего в этих ключах? Вам ответят: ничего, кроме названия. А наши предки видели здесь сходство. Они считали, что родник открывает землю, как ключ открывает дверь, и даёт выйти воде наружу. А теперь я вам зачитаю маленькое четверостишье вы должны найти омонимы. Потеряла Алёнушка ключ. На опушке искала — не видно. Вдруг журчащий увидела ключ, Да не этот ей нужен, как видно. (Я. Козловский) | Отвечают на вопросы. Слушают и смотрят на слайд с картинками . Отвечают на вопросы. Находят омонимы | Рассказывает что такое омонимы и приводит примеры. Читает стихотворение. |
6. Динамическая пауза. | Заучивание скороговорки с движением Мимо маленькой Марины Пробежал медведь с малиной. | Пальцы рук поочередно сжимают, разжимают. | Читает скороговорку и показывает движения |
7. Закрепление пройденного материала. Работа в парах | 1. В море суши полоса (Работа в парах) Называется коса, И у девушки коса Цвета спелого овса. 2- Не жалейте пятачка, - Говорит корова.- Вы купите молочка - Вкусного парного! Поросята тут как тут: - Нам по целой кружке! – Пятачки свои суют Маленькие хрюшки. 3. Вот шофер, какой чудак: Он поесть не мог никак, Потому что спозаранку Он крутил-вертел баранку. А зачем крутил-вертел? – Лучше б он баранку съел!.. 4. Говорит с крылечка Ната: - Гребешок пропал куда-то. Петушок, петушок, Дай мне свой гребешок. 5.Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: -Где вы были? -У лисички! -Что вы ели там -Лисички. (Я. Козловский) | Читают четверостишье и находят омонимы | Раздает карточки с четверостишьем и объясняет задание. |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение ( работа в группах) | Игра «Будь внимателен» Найди омонимы. 1 группа Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, которая в миске.) Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас. Пролетела? 2 группа. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе | Работают в группе на скорость | (учитель консультирует) |
9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) | С каким новым термином вы познакомились на уроке? Что такое омонимы? Игра «Найди пару» Итак, сегодня мы с вами убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы умели пользоваться этим богатством в своей устной и письменной речи. Так достигли мы поставленной цели? Отгадайте загадки : Кто спит с вами на кроватке, Днём хватает вас за пятки? Рыжий, в пятнах, как тигрёнок... Как зовут его? ... Я вам предлагаю, посмотреть на слайд кого вы видите? Грустного и веселого кота. Если у вас сегодня на занятие все получилось и вам понравилось, составьте небольшой рассказ про веселого кота. А если у вас грустное настроение и, что - то не получилось, то про грустного кота. | Отвечают на вопросы Отгадывают загадку и пишут рассказ. | Заслушивает ответы. Выслушивает рассказы детей. |