1.Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя урока. Прозвенел звонок! Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь, Удивитесь, Рассердитесь, Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь. Я приглашаю вас, дорогие ребята, и вас, уважаемые гости, на урок русского языка. Слайд 1 Наш урок – урок секретов. Сто вопросов – сто ответов. Отвечай по одному, И научишься всему! Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю, вам ребята, удачи на уроке. | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять желание узнавать новое. Регулятивные: нацелить на успешную деятельность. Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать. |
II.Актуализация знаний | Слайд 2 Откройте тетради, запишите число, классная работа. Ребята, оглянитесь назад. Кого вы видите? Вы оглянулись назад и увидели гостей, а теперь я попрошу вас послушать отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» Слайд 3 Ребята, когда я попросила оглянуться вас назад, вы увидели наших гостей. А почему Светлана не увидела лето, оглянувшись назад? А вы слушали когда – нибудь такое выражение? Что оно обозначает? А можно ли это выражение заменить одним словом? Каким? | Запись в рабочих тетрадях числа, классной работы. Чтение учащимися отрывка из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро. Ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как – то странно вертеться. - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету … Отвечают на вопросы учителя. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний ( определять границы знания/ незнания. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные: строить речевое высказывание. |
III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности | Знаете ли вы, как такое выражение называется в русском языке? Слайд 4 А хотите узнать? Слайд 5 Давайте поработаем в парах. У каждой пары на парте лежит карточка с записью необычного выражения. Ваша задача: заменить это выражение близким по значению словом. Слова – подсказки даны в карточке. Какое слово у нас получилось? Слышали ли вы когда – нибудь это слово? А знаете ли вы, что оно обозначает? Хотите узнать? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Слайд 6 Может у вас возникли вопросы по этой теме? Попробуйте сформулировать цели урока. У нас возник первый вопрос: что такое фразеологизм? Как вы думаете, где проще всего найти на него ответ? ( В учебнике в рубрике «Тайны языка» стр. 103) Откроем эту страницу и найдем нужную нам информацию. Ребята, я решила найти в словарях толкование этого слова. И вот что у меня получилось. Слайд 7 ( определения фразеологизма) Ребята, для сегодняшнего урока наш друг Знайка приготовил вот такой фразеологизм. Слайд 8 Как вы понимаете значение этого фразеологизма? (Медведь на ухо наступил (Человек, который не имеет музыкального слуха.) Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли мы определили значение этого фразеологизма? (фразеологический словарь) Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Давайте воспользуемся одним из них. (один ученик читаем значение фразеологизма «Медведь на ухо наступил») Знайка интересуется, что будет с фразеологизмом, если из него выбросить одно слово или заменить другим. Давайте попробуем это сделать. Что произошло? (изменился смысл фразеологизма, когда ввели новое слово) Поэтому и говорят, что фразеологизм это устойчивое или постоянное сочетание слов. Давайте посмотрим, какой вывод нам написал Знайка. Слайд 9 Давайте прочитаем, что по этому вопросу говорит наш учебник в рубрике «Тайны языка» на стр. 106. Слайд 10 Динамическая пауза Давайте немного отдохнём. Попробуем пантомимой (движение тела) и мимикой показать, к какому животному относится тот или иной фразеологизм. | Работая в парах, учащиеся растолковывают смысл фразеологических единиц. Карточки для работы с фразеологизмами: пальчики оближешь; рукой подать; точить лясы; водить за нос; бить баклуши; сломя голову; как снег на голову; засучив рукава; забот полон рот; кот наплакал; ломать голову; семи пядей во лбу. Расшифровав слово, учащиеся формулируют тему урока: фразеологизмы и цели урока: 1. Узнать, что такое фразеологизмы. 2. Определять, какую роль они выполняют в нашей речи. 3. Научиться объяснять значения фразеологизмов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Работа по учебнику рубрика «Тайны языка» стр. 103. Чтение определения. Ребята знакомятся с фразеологическими словарями. Высказывания учащихся. Работая с фразеологизмом от Знайки делают вывод: если заменить слово во фразеологизме другим словом, то изменится смысл выражения Учащиеся изображают поведение животных пантомимой и мимикой. Голоден, как …. (волк) Хитёр, как … (лис) Труслив, как … (заяц) Надут, как … (индюк) Неповоротлив, как … (медведь) Упрям, как …. (ишак) Здоров, как … (бык) Колюч, как …(еж) | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; самостоятельно предполагают, какая информация нужна для учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников; отделяют новое от известного; выделяют главное. Личностные: проявляют готовность к сотрудничеству. |
IV.Закрепление знаний VI. Домашнее задание | Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче человек может выражать свои мысли. Как вы думаете, много ли можно использовать фразеологизмов в речи? Давайте побываем в гостях у одного сказочного героя и проверим это на деле. Уж он-то точно часто использует их в своей речи. Слайд 11 Узнали ли вы автора текста? Слайд 12 Давайте поэкспериментируем с незнайкиным текстом и заменим подчеркнутые фразеологизмы обычными словами. Воспользуйтесь словами – подсказками, которые даны ниже. Над этим заданием поработайте парами. Сначала записываете каждый в своей тетради фразеологизм, затем, посоветовавшись друг с другом, записываете рядом – значение фразеологизма. Слайд 13 Прочитаем ещё раз текст Незнайки. А теперь текст, который у вас получился. Чей текст вам кажется более интересным, необычным? А чей текст оказался более понятливым? Стоит ли употреблять в речи фразеологизмы? Нужно ли перенасыщать нашу речь фразеологизмами? Какой совет – пожелание вы хотели бы дать Незнайке? Слайд 14 Попробуем применить знания, полученные вами на уроке в тестовом задании. Работая в тетрадях, каждый выполняет это задание самостоятельно. Слайд 15 ТЕСТ Выбери правильный ответ, запиши в тетрадь. 1. Фразеологизм – это …. а) сочетание слов б) устойчивое сочетание слов 2. Определи фразеологизм а) золотые часы б) золотые руки 3. Труслив, как … а) заяц б) баран 4. Что значит «за тридевять земель»? а) близко б) далеко 5. У него зимой снега не выпросишь а) щедрый б) жадный Слайд 16 Домашнее задание Записать 2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье и написать их значение. Дополнительно: Предлагаю проникнуть в тайны истории, и подготовить информацию о появлении в нашей речи любого фразеологизма. Чтобы вам было понятно, как выполнить дома дополнительную часть задания, посмотрите на экран. Слайд 17 Попробуйте объяснить значение этих фразеологизмов. Ребята, давайте мысленно перенесемся в прошлое и узнаем, как появились эти фразеологизмы. | Учащиеся читают текст, определяют автора текста, работая в парах, находят фразеологизмы и выписывают их в тетрадь, и заменяют их обычными словами, находя их в словах для справок. Чей это текст? Я проснулся ни свет, ни заря, на душе кошки скребут. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив, ни мёртв. Съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют пред едой перед едой. А мне хоть кол на голове теши – я всё ни в зуб ногой. Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, плохое настроение, уставший, еле – еле, запомнить, бездельничал, очень долго. Проверяют выполненную работу. Я проснулся рано, плохое настроение . Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бездельничал . Вернулся уставший. Съел еле – еле шесть котлет и пил томатный сок очень долго. Тут как неожиданно свалился Пилюлькин, злился, велел запомнить, что руки моют пред едой перед едой. А мне безразлично – я всё не понимаю. Дают совет Незнайке: Незнайка, не перенасыщай текст фразеологизмами, иначе он станет непонятен окружающим! Индивидуальная работа учащихся. Применение нового знания в тестовом задании и проверка результатов. Учащиеся объясняют значения фразеологизмов «Спустя рукава» и «засучив рукава» Слушают сообщение ученика Чтобы подготовить это сообщение, я воспользовался фразеологическим словарём и интернет источником. И вот, что я узнал про эти фразеологизмы. Выражение « спустя рукава» и «засучив рукава» зародились в те далёкие времена, когда русские люди носили одежду с длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что – нибудь лениво, медленно, нехотя, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо. Записывают домашнее задание в дневник. | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; работая в парах, договариваться и приходить к общему решению; работая в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, рассказа учителя) Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль. Предметные: наблюдать за значением фразеологизмов. |
VI.Рефлексия деятельности | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок. Что было главным на уроке? Какое задание для вас оказалось самым трудным? Оцените себя, выбрав, подходящий именно для вас фразеологизм и запишите его в тетрадь. Слайд 18 ОЦЕНИТЕ СЕБЯ Я работал(а): • в поте лица • спустя рукава • засучив рукава Русский язык очень богат фразеологизмами. Они прекрасное украшение нашей речи. Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы, но не злоупотребляйте ими. Слайд 19 Спасибо за сотрудничество! | Высказывают свое мнение. Оценивают собственную учебную деятельность. | Личностные: проводить самооценку собственной учебной деятельности. Регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено на уроке и что нужно еще усвоить. |