Цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации; ключевых компетенций учащихся: информационной, проблемной, коммуникативной.
развитие умения работать с информацией;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
развитие умения использовать различные способы поиска информации;
развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов) (коммуникативные УУД).
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность | Прозвенел звонок начинается урок – технологии | Проверка готовности к уроку | Самоопределение (Л) Планирование учебного сотрудничества (К) |
Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Введение в проблему: -Какие помощники есть у каждого мастера, когда он выполняет свою работу? - вспомните ремесленников прошлого. Чем работали швея, кузнец, сапожник? -каким одним словом можно назвать эти предметы? - Какие инструменты используют ваши мамы на кухне? -какими инструментами пользуются ваши папы на работе? ПРОБЛЕМА: Почему в каждой профессии используют свой набор инструментов? Чем отличаются материалы от инструментов? | Ответы на вопросы. Затруднения | Планирование учебного сотрудничества (К) Планирование действий в соответствии с поставленной задачей (Р) |
Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (что мы еще не знаем). | «Каждому делу свои инструменты» | Формулируют цели урока | Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Самостоятельное формулирование цели (П) Формулирование проблемы |
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации | ОБСУЖДЕНИЕ -для чего нужны инструменты? - какой предмет мы называем инструментом? -можно ли шаблон назвать инструментом? ( нет, т.к. шаблон помогает только разметить детали, а выполнить работу помогает инструмент.) -приведите примеры инструментов , помогавшие ремесленникам и мастерам (учебник стр. 13, 15-17) -в чем отличие материалов от инструментов? | Обсуждение - шаблон- приспособление для разметки - материал – то, из чего делаем; инструмент- то, чем делаем | Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) |
Первичное закрепление Цель этапа: расширить и закрепить знания об инструментах, развивать мышление, сообразительность | Рабочая тетрадь стр. 8,9 Обобщение: -Какое назначение имеют инструменты? -Чем отличаются материалы от инструментов? ФИЗМИНУТКА Работа по учебнику: - рассмотрите рисунок стр. 24 -назовите известные вам инструменты; - можно ли их объединить в пары по выполняемому действию? -какому инструменту нельзя подобрать пару? -Эти инструменты можно разделить по другим признакам: колющие и режущие. | Разгадывают кроссворды ( работа в парах) Дают название инструменту, вписывают, называют действие, которое выполняет инструмент. - ножницы, нож; -шило, игла; -циркуль Дети называют, обосновывают свой ответ. | Действие по аналогии (П) Контроль (Р) Оценка (Р) Кррекция (Р) Управление поведение партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |
Самостоятельная работа самопроверкой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Проведите исследование ( стр. 25 в учебнике) - Составьте правила пользования, условия хранения. -Чем могут быть опасны для человека некоторые инструменты? | Практическая работа Работа в группах. 1 гр. – рассказать о конструкции колющих инструментов 2 гр. – рассказать о конструкции режущих инструментов. Составление правил. | Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся - что нового открыли для себя на уроке? Д\з Спросить у взрослых, что бывает если кто-то нарушает правила безопасной работы инструментами и их хранения? | -мне было интересно…… Я научился……… Самое важное, на мой взгляд, …… | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Конторль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности |