Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | - А сейчас послушайте диалог Маши и Никиты Маша:- Почему отростки, которые я поставила в воду, дали корешки, а дальше не растут?? Саша:- Для роста растениям нужна не только вода, но и минеральные соли. Поэтому растения сажают не в банку или стакан с водой, а…. Спасибо! -Вчера, я готовилась к уроку и прочитала о том, что дождевой червь, проползая под землей делает туннель, а куда он девает землю?... ОКАЗЫВАЕТСЯ….(зачитать , «землю заглатывает, попадая в пищеварительную систему земля переваривается и… выходит в качестве отходов.) -Удивительно??? (да) - -Скажите, куда нужно сажать растения? (в почву) -Почему растениям нужна именно почва? -Какой проблемный вопрос возникает?? | Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Использую момент удивления. Эмоциональная мотивация на изучение нового материала Фронтальный опрос. | Учатся слушать в соответствии с целевой установкой Учатся слушать в соответствии с целевой установкой Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками; Отличают известную информацию от неизвестной. Учатся понимать на слух. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами |
Совместное открытие знаний Флипчарт 4 (Что такое почва? Справа внизу-определение) Флипчарт5 (Горизонты почв) Флипчарт 6 (Круговорот) | 1. Что такое почва? - Приступим к работе, следуя составленному плану. - Так, что же такое почва? Дети внимательно рассматривают изображение почвы. - Внимательно рассмотрите верхний слой. - Какого он цвета. - Сделайте вывод: - Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. -Правильно. Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше. -Ответили на первый пункт плана? (Да) -Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва? Об этом нам расскажет Осипова Александра 2. Образование почвы. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет. Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано. Вывод: - Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов. -Спасибо! | Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Фронтальный опрос | Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Представлять информацию в виде схемы. Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Оформлять свои мысли в устной форме. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами дополнительной литературы (энциклопедии, справочники) |
Совместное открытие знаний. Опытная часть. Флипчарт 7 (Совместное открытие знаний) Флипчарт №8 (Совместное открытие знаний-по мере выступления детей –вокруг слова «ПОЧВА» появляются нужные слова Работаем с №8 Работаем с №8 Работаем с №8 Флипчарт №9 | 3 Свойства почвы -Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. ( Каждая группа получает свое задание) -Вспомним правила работы в учебной лаборатории 1. Внимательно слушать инструкции 2. Четко выполнять указания 3. Быть наблюдательным 4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием 5. По наблюдениям делать выводы Помни, что от тебя зависит УСПЕХ всей группы а) Для проведение опытов вы можете ВСТАВАТЬ С МЕСТА, общаться шепотом. Выполнив работу-сигнализируйте ВРЕМЯ-3мин. Инструкции на ваших партах. Опыт №1 группа 1- Осиповой А. -ВОЗДУХ 1. Возьми стакан с водой. 2. Брось туда комочек почвы. 3. Что ты наблюдаешь? 4. Наведите порядок на рабочем месте Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________. Опыт№2 (группа 2)-Садриева Д.- ВОДА 1. Возьми салфетку . 2. Насыпь на нее немного почвы. 3. Плотно придави её второй салфеткой. Подержите так 20секунд 4 Поднимите верхнюю салфетку и стряхните аккуратно с нее землю 1. Что ты наблюдаешь? 2. Наведите порядок на рабочем месте Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________ Значит в почве есть _______________ Опыт №3 (группа 3)-Кокуркина А.- ПОЧВА НЕ УДЕРЖИВАЕТ ВОДУ 1. Возьмите горшок с почвой. 2 Держите над поддоном 3 Налейте туда всю воду.. 4. Что вы наблюдаете? 5. Наведите порядок на рабочем месте ВЫВОД: Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Из горшка с почвой в поддон ___________________________. Мы сделали вывод, что почва________________________ Опыт №4 (группа 4)-Кольца М. – В ПОЧВЕ ЕСТЬ ПЕСОК, ГЛИНА, ОСТАТКИ РАСТЕНИЙ , НАСЕКОМЫХ 1. Возьмите салфетки с почвой. 2. Рассмотрите почву через лупу 3. Что вы увидели? 4. Запишите. 5. Наведите порядок на рабочем месте Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых. ВЫВОД: Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ____________________________________________________________________________________________________________________________________. б) Знакомство с выводами учащихся. Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания) 1. В почве есть воздух. 2. В почве есть вода. 3. Почва не удерживает воду. 4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых - Кто из вас знает, как это называется одним словом? -Это перегной. -Что вы знаете о перегное? (Рассказ Кокуркиной Анны о перегное.) Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью. -Мы с вами ответили на третий пункт плана. Плодородие -основное свойство почвы. - Теперь познакомимся с видами почв. | Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала. Вспоминаем правила работы в учебной лаборатории (те же, что и в группе) Учитель консультирует, напоминает, если нужна помощь-помогает. Обязательно следить за временем работы в группе. | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), Развивают умение слушать и понимать других. Учатся работать в группе. Учатся находить ответы на вопросы Оформляют свои мысли в устной и письменной форме. Взаимодействие с учителем во фронтальном режиме и с одноклассниками; |
Совместное открытие знаний. Флипчарт №10 (карта) Флипчарт №11 (Виды почв) Флипчарт №12 (Карта Ямала) Флипчарт №13 (Загрязнение почв) | 4. Виды почв. -Посмотрите на карту. - Как думаете, что на ней изображено? (ПОЧВЫ РОССИИ) -Как догадались? -А на что похожа? -Почв очень много.-Рассмотрите образцы НЕКОТОРЫХ почв.-Прочитайте названия. - Что вы заметили? (Они по цвету разные) - А что вы знаете о почвах родного края- ЯМАЛА КАРТА(показать!!!) Рассказывает Каськова Александра На Крайнем Севере распространены тундровые, арктические, и торфяно-болотные почвы. Растения и микроорганизмы потребляют из нее элементы питания. В почву поступают и здесь разлагаются все отмершие растения и животные. Для формирования полноценной почвы, особенно в суровых условиях севера, нужны многие сотни лет. Поэтому почвенный покров здесь требует особо бережного к себе отношения Если сохранятся нынешние темпы промышленного освоения Ямала, то в ближайшем будущем площадь нарушенных земельных угодий составит сотни тысяч гектаров. Чтобы восстановить эти земли уже сегодня, нужно создать специализированные хозяйства, оснащенные сельскохозяйственной техникой и кадрами. СПАСИБО! -А как вы думаете, нужно беречь почвы? | Учить работе с картой Учить сравнивать, анализировать, извлекать информацию из схем, образцов почв. Взаимодействие с учащимися во фронтальном режиме, На основе анализа объектов делать выводы | Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Обобщать и классифицировать по признакам. Оформлять свои мысли в устной форме На основе анализа объектов делать выводы |
Итог урока Флипчарт№14 Флипчарт №15 (система тестирования) Флипчарт №16 (Можно вернуться к №14) | - Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог. - Какова роль почвы в жизни растений и животных ПУЛЬТЫ (варианты ответов) а) В почве темно б) В почве есть необходимые вещества в) В почве есть вода (немного обсудили) МОЛОДЦЫ! -Кто сформулирует ТЕМУ урока, над которой мы работали? « Почва – как среде обитания растений и животных» МОЛОДЦЫ! -Растения растут в почве. Почва для них является опорой. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ. -Вспомним про дождевого червя. Так для чего дождевой червь пропускает землю через пищевод? (Стенки кишечника впитывают из земли питательные вещества). -Значит почва -важнейшая часть экосистемы. | Организация подведения итогов урока учащимися. Используем систему тестирования. Предлагаю детям высказать свои версии по проблеме урока. Предлагаю сравнить результаты ответов. Помогаю вывести тему с помощью вопросов | Работа с пультами Учащиеся делают выводы по результатам тестирования и выводят с помощью учителя тему, над которой работали весь урок. |