kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Проблемно-диалогический урок  (Урок-опыт)
Цель: Формирование  представлений учащихся о почве – как среде обитания растений и животных

Задачи:

  1. Выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.
  2. Развивать умение  анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы
  3. Воспитывать любовь к природе, умение работать в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе »

Технологическая карта урока

Кузнецова Татьяна Васильевна

Предмет: Окружающий мир (УМК «Начальная школа XXI века»)

Класс: 4

Раздел: Родная страна от края до края

Тема в разделе №7: Почва

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Проблемно-диалогический урок (Урок-опыт)
Цель: Формирование представлений учащихся о почве – как среде обитания растений и животных

Задачи:

  1. Выявить совместно с детьми основные свойства почвы, в процессе опытов установить состав почвы; узнать о преобладающих почвах родного края.

  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы

  3. Воспитывать любовь к природе, умение работать в группе.

Необходимое оборудование:

4 лотка - для проведения опытов по количеству групп, пробирки с землей, салфетки, лупы, колбочки с водой, небольшой цветок в горшке с землей и поддоном.

Карточки с заданиями для каждой группы

Мультимедийное оборудование

Флипчарты (созданы специально для этого урока и можно открыть с помощью программы Activ Inspire)

Энциклопедии, которые принесли дети к уроку





Этапы урока


Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока


Флипчарт 1

- Доброе утро. Сегодня у нас необычный урок. Необычный он тем, что к нам пришли гости. Давайте мы улыбнемся им и подарим хорошее настроение. Еще наш урок необычен тем, что мы сегодня отправимся в учебную лабораторию и станем научными сотрудниками. Вы знаете, что каждый научный сотрудник должен иметь определенные знания. Вот и мы сейчас с вами покажем свои знания.


-А в КОНЦЕ УРОКА, ВЫ сами сформулируете тему, над которой будем работать.


Психологическая подготовка учащихся к уроку, мотивация на самостоятельное формулирование темы к концу урока.


Сотрудничество с учителем

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Настраиваются на работу.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


- А сейчас послушайте диалог Маши и Никиты


Маша:- Почему отростки, которые я поставила в воду, дали корешки, а дальше не растут??


Саша:- Для роста растениям нужна не только вода, но и минеральные соли. Поэтому растения сажают не в банку или стакан с водой, а….


Спасибо!


-Вчера, я готовилась к уроку и прочитала о том, что дождевой червь, проползая под землей делает туннель, а куда он девает землю?... ОКАЗЫВАЕТСЯ….(зачитать , «землю заглатывает, попадая в пищеварительную систему земля переваривается и… выходит в качестве отходов.)

-Удивительно??? (да)

-



-Скажите, куда нужно сажать растения? (в почву)


-Почему растениям нужна именно почва?


-Какой проблемный вопрос возникает??


Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.











Использую момент удивления. Эмоциональная мотивация на изучение нового материала


Фронтальный опрос.




Учатся слушать в соответствии с целевой установкой









Учатся слушать в соответствии с целевой установкой

Слушают собеседника, взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, одноклассниками;

Отличают известную информацию от неизвестной.

Учатся понимать на слух.

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Постановка проблемы

Флипчарт 2

(система тестирования)

Проблема: - Какова роль почвы в жизни растений и животных

ПУЛЬТЫ (варианты ответов)

а) В почве темно

б) В почве есть необходимые вещества

в) В почве есть вода




Используем систему тестирования

Предлагаю детям высказать свои версии по проблеме урока.

Ответы сохраняю до конца урока.

Проговариваю результаты тестирования

Выдвижение гипотез (работа с пультами).

Учатся принимать и сохранять учебную цель и задачу

Совместное открытие знаний


Флипчарт 3

(Спрятаны справа)

-Мы с вами сегодня научные сотрудники. А научные сотрудники работают по плану. Я предлагаю вам составить план работы на уроке. С чего начнем?


-Знаете ли вы, что такое почва? Прежде всего, надо дать научное определение почве.


1. Что такое почва?

2. Образование почвы

3. Свойства почвы

4. Виды почв



Корректирую и регулирую деятельность учащихся.


Использую флипчарт с заранее подготовленным планом


Структурирование знаний

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой

Отличают известную информацию от неизвестной.

Учатся понимать на слух.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

Совместное открытие знаний


Флипчарт 4

(Что такое почва? Справа внизу-определение)
















Флипчарт5

(Горизонты почв)












Флипчарт 6

(Круговорот)

1. Что такое почва?

- Приступим к работе, следуя составленному плану.

- Так, что же такое почва?

Дети внимательно рассматривают изображение почвы.

- Внимательно рассмотрите верхний слой.

- Какого он цвета.


- Сделайте вывод:

- Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

-Правильно.

Почва - верхний, темный, рыхлый, пронизанный корнями слой земли. Толщина почвенного слоя различна: от 2см до 2м и больше.


-Ответили на первый пункт плана? (Да)


-Вы никогда не задумывались над тем, как возникает почва?

Об этом нам расскажет Осипова Александра


2. Образование почвы.


Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.


Твердые горные породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под воздействием бактерий образуется перегной. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.


Так, медленно, камни, песок, глина под воздействием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные. Они повышают плодородие почвы. Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.


Вывод:

- Почва возникает в результате разрушения горных пород под действием влаги, воздуха, тепла и холода и деятельности живых организмов.

-Спасибо!

Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

Фронтальный опрос









Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.


Представлять информацию в виде схемы.


Выявлять сущность, особенности объектов.


На основе анализа объектов делать выводы.



Обобщать и классифицировать по признакам.


Оформлять свои мысли в устной форме.



Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами дополнительной литературы

(энциклопедии, справочники)

Совместное открытие знаний.

Опытная часть.


Флипчарт 7

(Совместное открытие знаний)












Флипчарт №8

(Совместное открытие знаний-по мере выступления детей –вокруг слова «ПОЧВА» появляются нужные слова











Работаем с №8

















Работаем с №8













Работаем с №8

































Флипчарт №9

3 Свойства почвы


-Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. ( Каждая группа получает свое задание)


-Вспомним правила работы в учебной лаборатории

1. Внимательно слушать инструкции

2. Четко выполнять указания

3. Быть наблюдательным

4. Аккуратно работать с веществами и оборудованием

5. По наблюдениям делать выводы

Помни, что от тебя зависит УСПЕХ всей группы



а) Для проведение опытов вы можете ВСТАВАТЬ С МЕСТА, общаться шепотом.

Выполнив работу-сигнализируйте

ВРЕМЯ-3мин.


Инструкции на ваших партах.


Опыт №1 группа 1- Осиповой А. -ВОЗДУХ

1. Возьми стакан с водой.

2. Брось туда комочек почвы.

3. Что ты наблюдаешь?

4. Наведите порядок на рабочем месте


Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.


Ответ. Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят _________________________________________. Значит в почве есть __________________________.


Опыт№2 (группа 2)-Садриева Д.- ВОДА


1. Возьми салфетку .

2. Насыпь на нее немного почвы.

3. Плотно придави её второй салфеткой. Подержите так 20секунд

4 Поднимите верхнюю салфетку и стряхните аккуратно с нее землю

1. Что ты наблюдаешь?

2. Наведите порядок на рабочем месте


Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.


Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________

Значит в почве есть _______________


Опыт №3 (группа 3)-Кокуркина А.- ПОЧВА НЕ УДЕРЖИВАЕТ ВОДУ


1. Возьмите горшок с почвой.

2 Держите над поддоном

3 Налейте туда всю воду..

4. Что вы наблюдаете?

5. Наведите порядок на рабочем месте

ВЫВОД:

Ответ. Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Из горшка с почвой в поддон ___________________________. Мы сделали вывод, что почва________________________


Опыт №4 (группа 4)-Кольца М. – В ПОЧВЕ ЕСТЬ ПЕСОК, ГЛИНА, ОСТАТКИ РАСТЕНИЙ , НАСЕКОМЫХ


1. Возьмите салфетки с почвой.

2. Рассмотрите почву через лупу

3. Что вы увидели?

4. Запишите.

5. Наведите порядок на рабочем месте


Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.


ВЫВОД:

Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

б) Знакомство с выводами учащихся.


Представители каждой группы знакомят учащихся с записанными выводами. (На экране открываются выводы по мере их озвучивания)


1. В почве есть воздух.

2. В почве есть вода.

3. Почва не удерживает воду.

4. В почве есть песок, глина, остатки растений, корешки, части насекомых

- Кто из вас знает, как это называется одним словом?


-Это перегной.


-Что вы знаете о перегное?


(Рассказ Кокуркиной Анны о перегное.)


Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя. Плодородие можно улучшить, внося в почву удобрения. Самое лучшее удобрение – навоз. Навоз безвреден для растений и людей. Именно на такой почве хорошо растут овощи, фрукты и ягоды, которые являются одним из компонентов здорового питания. Люди используют и искусственные удобрения, но их нужно использовать очень осторожно, чтоб не навредить здоровью.


-Мы с вами ответили на третий пункт плана.

Плодородие -основное свойство почвы.

- Теперь познакомимся с видами почв.

Привлекаю детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.


Вспоминаем правила работы в учебной лаборатории (те же, что и в группе)






Учитель консультирует, напоминает, если нужна помощь-помогает.



Обязательно следить за временем работы в группе.






Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),








Развивают умение слушать и понимать других.


Учатся работать в группе.



Учатся находить ответы на вопросы


Оформляют свои мысли в устной и письменной форме.


Взаимодействие с учителем во фронтальном режиме и с одноклассниками;

Совместное открытие знаний.


Флипчарт №10

(карта)


Флипчарт №11

(Виды почв)






Флипчарт №12

(Карта Ямала)






Флипчарт №13

(Загрязнение почв)




4. Виды почв.


-Посмотрите на карту.

- Как думаете, что на ней изображено? (ПОЧВЫ РОССИИ)

-Как догадались?

-А на что похожа?


-Почв очень много.-Рассмотрите образцы НЕКОТОРЫХ почв.-Прочитайте названия.

- Что вы заметили? (Они по цвету разные)

- А что вы знаете о почвах родного края- ЯМАЛА

КАРТА(показать!!!)

Рассказывает Каськова Александра

На Крайнем Севере распространены тундровые, арктические, и торфяно-болотные почвы.

Растения и микроорганизмы потребляют из нее элементы питания. В почву поступают и здесь разлагаются все отмершие растения и животные. Для формирования полноценной почвы, особенно в суровых условиях севера, нужны многие сотни лет. Поэтому почвенный покров здесь требует особо бережного к себе отношения

Если сохранятся нынешние темпы промышленного освоения Ямала, то в ближайшем будущем площадь нарушенных земельных угодий составит сотни тысяч гектаров. Чтобы восстановить эти земли уже сегодня, нужно создать специализированные хозяйства, оснащенные сельскохозяйственной техникой и кадрами.

СПАСИБО!

-А как вы думаете, нужно беречь почвы?

Учить работе с картой


Учить сравнивать, анализировать, извлекать информацию из схем, образцов почв.


Взаимодействие с учащимися во фронтальном режиме,


На основе анализа объектов делать выводы


Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.


На основе анализа объектов делать выводы.


Обобщать и классифицировать по признакам.


Оформлять свои мысли в устной форме


На основе анализа объектов делать выводы

Итог урока

Флипчарт№14



Флипчарт №15

(система тестирования)







Флипчарт №16



(Можно вернуться к №14)


- Мы сегодня были научными сотрудниками. По плану все пункты прошли. А теперь давайте подведем итог.


- Какова роль почвы в жизни растений и животных

ПУЛЬТЫ (варианты ответов)

а) В почве темно

б) В почве есть необходимые вещества

в) В почве есть вода


(немного обсудили) МОЛОДЦЫ!


-Кто сформулирует ТЕМУ урока, над которой мы работали?

« Почва – как среде обитания растений и животных»

МОЛОДЦЫ!

-Растения растут в почве. Почва для них является опорой. Они перерабатывают остатки организмов в минеральные вещества, необходимые растениям. В почве завершается круговорот веществ.

-Вспомним про дождевого червя. Так для чего дождевой червь пропускает землю через пищевод? (Стенки кишечника впитывают из земли питательные вещества).

-Значит почва -важнейшая часть экосистемы.

Организация подведения итогов урока учащимися. Используем систему тестирования.


Предлагаю детям высказать свои версии по проблеме урока.


Предлагаю сравнить результаты ответов.


Помогаю вывести тему с помощью вопросов






Работа с пультами






Учащиеся делают выводы по результатам тестирования и выводят с помощью учителя тему, над которой работали весь урок.


Рефлексия


Флипчарт №17

(под рефлексией д/з)

-Проанализируйте свою работу, начните со слов:

-Мы сегодня на уроке…

- Я сегодня на уроке…

- Лучше всех работала группа…


ОЦЕНКИ…………………….


Контролирую, как учащиеся оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Дети эмоционально и психологически удовлетворены своей работой и осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Д/з

На доске







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Автор: Лущик Татьяна Васильевна

Дата: 13.05.2015

Номер свидетельства: 211113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Природные богатства» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-prirodnyie-boghatstva-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157236"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Сельское хозяйство» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-siel-skoie-khoziaistvo-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "116883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412622273"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто что ест" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kto-chto-iest"
    ["file_id"] => string(6) "135456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416924990"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твердые тела, жидкости и газы» "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tvierdyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "147677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419443765"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс». Тема  "Грибы". Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива». "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-tiema-griby-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "151485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420714066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства