Предмет_______ окружающий мир__________________________________________________________________________________
Класс _______________4___________________________________________________________________________________________
Тема урока _______ Права человека в обществе.________________________________________________________________________________
Тип урока_______урок введения нового материала_____________________________________________________________________________
Технологии и техники __использование ИКТ._________________________________________________________________________________
Презентация к уроку «Права человека в обществе»; карточки для индивидуальной и групповой работы.
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
1. Орг. момент (2 мин) | –Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. | Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку. | | формирование способности к организации своей деятельности | | | |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (2 мин) | - Ребята, вспомните, что мы изучали на предыдущих уроках и выполните тест. - Никита, Яна и Алина, выполнят вот это задание. - Оцените себя. - А теперь поменяйтесь работами и проверьте, поставьте оценку. - Ну а третья оценка будет моя, передайте листочки по цепочке на первые парты. | (Ученики выполняют тест) | умение применять полученные знания на практике. | овладение приёмами самоконтроля | | | Проверка и закрепление полученных знаний. Самоконтроль |
3. Создание проблемной ситуации (3 мин) | - Ребята, представьте, что мы с вами находимся в библиотеке и стали свидетелями такой сцены. | Разыгрывается сценка За столом сидят двое – мальчик и девочка. Мальчик: «Мне нужен свежий воздух!» (Он открывает форточку.) Девочка: «Но тогда я могу заболеть!» (Она закрывает форточку.) Мальчик: «Ты не имеешь права мешать мне заниматься!» Девочка: «Ты тоже нарушаешь мои права!» | | уметь слушать в соответствии с целевой установкой | | уметь выделять существенную информацию из сценки. | |
4. Актуализация знаний, постановка учебной задачи (2мин) | - Какое противоречие вы заметили? - Какой возникает вопрос? - Что для этого надо знать? - Сформулируйте проблему урока. (Проблема урока записывается на доску.) - А теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока - Ребята, а что такое право? | - И мальчик, и девочка защищают свои права. - Как рассудить кто из них прав? - Права человека. - Какие права есть у каждого человека
- Сегодня нам предстоит выяснить, какие права имеет человек в современном обществе. - Часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. | | принимать и сохранять учебную задачу. | уметь оформлять свои мысли в устной форме. | уметь ориентироваться в своей системе знаний | |
5. Динамическая пауза (2 мин) | - Я не буду нарушать ваше право на отдых, так как разумный отдых способствует сохранению здоровья. Музыкальная физкультминутка «Весёлая зарядка» | (Дети выполняют физкультминутку) | умение применять правила охраны своего здоровья | | | | |
6. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. (6 мин) | - Ребята, давайте вернёмся к сценке в библиотеке. - Какое своё право пытался защитить мальчик? - Какое своё право пыталась защитить девочка?
- Какие права вам ещё известны? - Вспомните, ребята, в каком государственном документе эти права записаны? - Ребята, а кто вспомнит, что такое Конституция? - Ребята, как вы думаете, в современной России у людей равные права? - Вспомните, в истории нашего государства были ли времена, когда у одних людей прав было больше, чем у других?
- Откройте ваши учебники на стр. 40. Рассмотрите рисунок в левом верхнем углу. - Как вы думаете, какие права человека нарушают бандиты в масках? (Вывешивается на доску). - А как вы понимаете это право? - Вспомните золотое правило нравственности.
- Иными словами, пользуясь своими правами, надо так же соблюдать права других людей. (Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!) - А за несоблюдение или нарушение установленных прав государство может применить закон и наказать непослушных граждан. - Прочитайте текст учебника на стр. 40 – 42 и скажите, какие права человека мы ещё не назвали. В итоге все описанные в тексте права человека оказываются на доске. Слова «какие», «есть» и вопросительный знак можно стереть.) - Мы рассмотрели те права человека, которые вам понятны и близки, более подробно с правами человека вы познакомитесь в старших классах. | - Право на образование. - Право на охрану здоровья. - Право на свободу и личную неприкосновенность, право на защиту чести и достоинства, право на достойную жизнь, право на медицинское обслуживание, право на отдых и на труд. - В Конституции РФ. - Это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий права и обязанности граждан. (Ответы детей)
(Ребята приводят любые примеры из истории – права знати и простолюдинов, помещиков и крепостных крестьян). - Право на свободу.
- Человек не должен делать всё, что ему вздумается. Так, например, бандиты, изображённые на рисунке , связали прохожего. Этим они нарушили его право на свободу. Права должны быть равными. - Нужно относится к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. (Дети читают, называют права человека, крепят на доску.) | | уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | уметь оформлять свои мысли в устной форме; умение строить высказывание с учётом норм языка. | - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; | Записывают права и приводят примеры |
7. Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в группах. (5мин) | - Ребята, а сейчас поработаем в группе. Вспомним правила работы в группе. Учащиеся получают карточки по группам. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено. - Какой вывод мы можем сделать? - Как вы его понимаете? | 1 группа - В каких сказках нарушено право на жизнь? Аргументируйте свой выбор. (Волк и семеро козлят, Красная шапочка, Колобок) 2 группа - В каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка) 3 группа - В каких сказках нарушено право на отдых? Аргументируйте свой выбор. (Золушка, 12 месяцев, Приключения Буратино) 4 группа - В каких сказках нарушено право на свободу и личную неприкосновенность? Аргументируйте свой выбор. ( Сказка о Царе Салтане, Дюймовочка, Маша и Медведь).
- Познакомились ещё с одним правом человека « Право на неприкосновенность жилища», крепят на доску. (Ответы детей) | | уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | уметь осуществлять анализ иллюстраций к сказкам | Самоконтроль и взаимоконтроль |
8. Динамическая пауза (2 мин) | Физкультминутка для глаз. | Выполняют физкультминутку. | умение применять правила охраны своего здоровья | Уметь слушать и слышать, повторять | | | |
9. Включение в систему знаний и повторений (2 мин) | - А все эти права есть у ребенка? - Конечно, но некоторыми правами человек пользуется только когда вырастет. Например, право участвовать в выборах. Но зато у детей есть и особые права. Какие? - Это вы узнаете, прочитав в учебнике на стр. 43. - Какое есть у детей особое право? (вывешивается на доску) - Права ребенка защищены Конституцией, семейным, административным, уголовным и другими кодексами, принятыми в нашем государстве. - Как называется главный документ, который гарантирует и защищает права ребёнка? - Полина Гришина провела своё мини-исследование и сейчас расскажет нам, что такое конвенция по правам ребёнка. | (свободные ответы детей) - Право на любовь и заботу. Это – конвенция по правам ребёнка. - Конве́нция о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым правам ребёнка. Документ состоит из 54 статей, в которых содержится описание прав лиц в возрасте до 18 лет. | | уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь определять главную мысль текста. | Взаимоконтроль |
10. Самостоятельное применение полученных знаний. (Музыкальная пауза) (5 мин) | - А теперь музыкальная пауза. - Определите, о каких правах ребёнка идёт речь в песне? | “Наташка-первоклашка”(право на образование). «Мамонтёнок» (право на любовь и заботу) «Над нами солнце светит» (право на отдых) | | Уметь слушать и слышать. | - уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - уметь осуществлять анализ музыкальных произведений | Определяют права по музыкальным произведениям |
11. Включение в систему знаний и повторений (5 мин) | -Однако детям не стоит забывать, что родители подарили им жизнь и дети должны слушаться и уважать родителей. - Посмотрим ещё одну сценку. - Ребята, прав сдесь Серёжа? - Почему? О чём забыл Серёжа? - Что ещё кроме прав мы имеем? - Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. Да, ребята, кроме прав у человека есть и обязанности перед обществом. - Как вы понимаете, что такое обязанности? | Сценка. Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей Эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей И иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: Ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, Поваляюсь на кровати. - Нет.
- Обязанности.
- Это какие либо действия, которые необходимо выполнять | | | умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение. | извлечение необходимой информации из прослушанного, понимание и адекватная оценка прослушанной информации | |
12. Самостоятельное применение полученных знаний. Работа в парах. (5 мин) | -Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? -Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? -Предложите, как Анюте и Илюше выйти из конфликта, не нарушая личных прав друг друга? Как им поступить в следующий раз, чтобы конфликт не произошел? | -Кто прав в споре о своих правах? Дети совещаются в парах, и представители дают свой вариант решения проблемы. Ученики совещаются в группах, по очереди предлагают варианты выхода из конфликта или его предупреждения. Остальные же следят, чтобы в предложенных вариантах не нарушались права человека. | | - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | -уметь оформлять свои мысли в устной форме. | - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). | Самоконтроль, взаимоконтроль |
13. Итог урока. Рефлексия (2 мин) | - Ребята вернёмся к нашему проблемному вопросу. Выяснили мы какие права есть у человека? - Какие права имеет человек в современном обществе? - Чем права ребёнка отличаются от прав взрослого человека? - Как называются документы, где записаны права ребёнка? - Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами? - Именно право на образование позволило вам сегодня познакомиться с основными правами человека в обществе. -Оцените свою работу и работу своих товарищей, используя высказывания: Я узнал на уроке … Мне было интересно … Я хочу узнать… Мне показалось трудным… | Дети оценивают свою работу и работу своих товарищей с помощью оценочного листа. | -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей | | - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. | Самооценка, самоанализ, дифференцированная оценка |
14. Домашнее задание (2 мин) | - Ребята, прочитайте текст учебника стр.40,41 и подготовьте ответы на вопросы №4,№5. Творческое задание: нарисуйте круг своих обязанностей перед родителями (по желанию). | | Уметь слушать учителя | - уметь слушать в соответствии с целевой установкой | | | |