kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Суровая Арктика»

Класс: 4

Тип урока: Прохождение новой темы

Цель учителя: Создание условия для формирования УУД.

Предметная цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике,  обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.

 

Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и проявлению учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- планирование и осуществление действия для решения практических задач;

- умение контролировать свои действия;

- умение работать в группе.

Познавательные УУД:

- обобщение и умение классифицировать;

- умение анализировать, строить рассуждения, умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками.

 

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока по окружающему миру »

Технологическая карта урока

Тема: «Суровая Арктика»

Класс: 4

Тип урока: Прохождение новой темы

Цель учителя: Создание условия для формирования УУД.

Предметная цель: сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природной зоне – Арктике, обратить внимание на приспособленность растений, животных, коренных народов к местным условиям, на экологические проблемы, возникающие по вине человека.


Личностные УУД:

- формирование мотивации к обучению и проявлению учебно-познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

- планирование и осуществление действия для решения практических задач;

- умение контролировать свои действия;

- умение работать в группе.

Познавательные УУД:

- обобщение и умение классифицировать;

- умение анализировать, строить рассуждения, умение делать выводы.

Коммуникативные УУД:

- умение участвовать в общей беседе, в обмене мнениями, сотрудничать с одноклассниками.


Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал




Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Орг. момент

Готовит детей к уроку.

Здороваются

Актуализация знаний и постановка целей урока

Что мы называем природной зоной?

Сегодня на уроке мы познакомимся с природной зоной, название которой – Арктика. Нам предстоит изучить материалы по этой теме. Все интересующие вопросы вы узнаете, работая с таблицами. Работать будете группами.


Отвечают на вопросы.

Представление учителя о географическом положении Арктики.

Организует работу по презентации.

Арктика – это край белого безмолвия, шапка мира, макушка Земли, зона арктических пустынь, царство льда и снега.

Посмотрите на карту, и скажите где находится Арктика?


Какое природное явление в Арктике можно наблюдать на небе полярной ночью?


Расскажите о климатических условиях Арктики.





















  • Какое слово наиболее точно характеризует климат Арктики?

( умеренный, жаркий, суровый, холодный.)

Арктика - географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу, этот район занимает почти весь Северный Ледовитый океан с островами (показ по карте) и окраинными морями (Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и северную часть полуострова Таймыр.

Северное сияние



В течение всего года в Арктике господствует холодный воздух. Суровость климатических условий усиливают продолжительные полярные ночи. С середины октября солнце не появляется над горизонтом. Полярная ночь длится до 5 месяцев. Первые лучи солнца после полярной ночи можно наблюдать в конце февраля.

Зимой преобладают морозные и сильно морозные погоды. Зимой наблюдаются максимальная облачность, частые сильные ветры, метели. В это время выпадает максимальное количество осадков ( в виде снега). Температура воздуха в зимнее время может опускаться до -60 С. Зима чрезвычайно длинная (она длится примерно 10 месяцев).

Лето короткое, холодное (температура обычно не поднимается выше 5 С). Всё лето возможны заморозки. Летом часты туманы, низкая облачность. Летом в Арктике часты моросящие дожди, нередко с мокрым снегом.

Летом в Арктике устанавливается длинный полярный день. Несколько месяцев солнце не заходит за горизонт, но вековые льды солнечные лучи так и не успевают растопить.

На Северном полюсе полярный день длится 189 суток.



Суровый.

Самостоятельная работа детей в группах

Подготовка к самостоятельной работе

Ребята, я раздаю вам задания и справочный материал. Несколько советов перед самостоятельной работой: работайте дружно; сначала внимательно прочитайте задания; распределите обязанности внутри группы; изучая текст, работайте карандашом, подчёркивая нужное.

Желаю удачи.

Учащиеся читают задание, напечатанное на отдельном листе;

распределяют между собой вопросы, на которые должна ответить группа;

читают справочный материал (у каждого ученика отдельный экземпляр текста), находят в нём ответы на поставленные задачи;

вписывают в таблицу ответы. Выполнив задания, заполнив таблицы, ученики составляют рассказ с опорой на получившиеся таблицы.

Задание для группы. Тема: « Растительный мир Арктики».

Задание для группы. Тема: «Животный мир Арктики».

Задание для группы. Тема: «Птицы»

Задание для группы. Тема: «Коренное население Арктики».

Задание для группы «Освоение Арктики человеком».



Представление учащимися работ

Ребята, пришло время представить свои работы. Какой материал вы подготовили?

Группы представляют свои работы: рассказ по заданной теме (отвечают у доски).

Итог

Рефлексия

Ученики заполняют оценочный лист, а учитель собирает.



































Справочный материал

Растительный мир Арктики


Основной тип растительности - это лишайники, стойко переносящие суровые условия Арктики. Они раскрашивают тундру в различные цвета от ярко-жёлтого до черного.

Встречаются и цветы: полярные маки, различные виды камнеломок. Радуют глаз пушица, дриада или куропаточья трава, лютики.

Растения Арктики очень выносливые.

Арктические растения низкорослые, они поднимаются над землей всего на несколько сантиметров, ветви растений прижимаются к земле, от которой исходит тепло, а корневые системы разрастаются, в основном, в горизонтальном направлении. Корень, имеющий вертикальное направление, не сможет пробиться сквозь вечную мерзлоту.

Из кустарников наиболее ярким представителем является ива полярная.

Используя летнее круглосуточное освещение (летом в Арктике полярный день, когда Солнце не заходит за горизонт), за короткое лето арктические растения успевают прорасти, отцвести и образовать семена.

Прямо из-под снега зацветают камнеломки и под снег уходят так же в цвету. Их незрелые семена прекрасно прорастают.

Снеговой покров защищает растения Арктики от низких зимних температур.

В толще воды большое количество водорослей.








Как растения приспособились к суровым условиям Арктики


размер



корневая система



влияние круглосуточного летнего освещения ( полярный день) на развитие растений


защита от суровых морозов



основной тип растительности



травянистые растения



кустарнички





Растительность: __________________________________________



(Справочное бюро: богатый, бедный, скудный, разнообразный).
























Животный мир Арктики

Млекопитающие

Животный мир Арктики очень своеобразный, уникальный.

Его составляют животные, которые больше нигде не встречаются. Среди льдов Северного Ледовитого океана живут белый медведь - самый крупный хищник в мире, различные виды ластоногих( котик, тюлень, морж - самый крупный зверь из ластоногих). В водах северных морей обитают киты.

Основная особенность животного мира Арктики - ограниченность видов и обилие особей каждого вида. Жизнь животных связана с морем. Животных кормит море, все животные – отличные пловцы.

У животных Арктики густой, плотный, очень длинный мех. У медведя мех внутри полый - пустой, как стержень от пасты, эта особенность меха позволяет впитывать в себя слабое тепло от солнца, тепло передается коже.

Под кожей у медведя, у ластоногих толстый слой жира, который предохраняет животных от потери тепла.

Сохранять тепло многим арктическим животным помогают небольшие размеры выступающих частей тела — короткие ноги, уши.

Еще одним приспособлением животных к условиям Арктики является белая или светлая окраска. У медведя она сохраняется круглый год. Такая окраска помогает хищникам (белый медведь) охотиться, а их жертвам (белёк – детёныш тюленя) укрываться от опасности. Считают также, что светлоокрашенные животные излучают меньше тепла и не так сильно остывают.

Снег и лед – это необходимые условия существования для животных.

У моржа есть клыки – бивни (до 80 см), при помощи которых животные распахивают илистый морской грунт, добывая свой основной корм — моллюсков. Морж пользуется клыками, защищаясь от врагов. С помощью клыков морж вскарабкивается на берег и передвигается по льдине или земле. Под кожей моржа толстый слой жира, который служит ему одновременно и защитой от холода, и резервным запасом на случай голода.

Тюлени кормятся рыбой. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.

Ластоногие питаются не только рыбой, но и ракообразными, моллюсками и крилем, состоящим из мельчайших креветок.

В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства. Многие звери и птицы занесены в Красную книгу (белый медведь, морж, овцебык, гренландский тюлень).

Возникла угроза истребления моржей, которые стали объектами неконтролируемой охоты ради их клыков.

На острове Врангеля и на полуострове Таймыр организованы заповедники для охраны редких животных.

Цепи питания, которые сложились в Арктике: рачки – рыбы – тюлени - белые медведи, водоросли - рачки - рыбы – птицы.


















Как животные приспособились к суровым условиям Арктики


Млекопитающие


виды животных



основная особенность животных


защита от охлаждения



корм



защита от врагов



необходимые условия существования


занесены в Красную книгу



заповедники для охраны животных



Животный мир: ___________________________________



(Справочное бюро: бедный, своеобразный, уникальный, богатый, неповторимый)





Птицы.

К числу постоянных обитателей Арктики относятся птицы, которые не только летом, но и зимой имеют достаточно корма и хорошо приспособлены к суровому климату Арктики.

Они защищены от охлаждения подкожным жиром, густым подшерстком или обильным пуховым оперением.

На отвесных скалах арктических островов селятся огромные колонии птиц. Это птичьи базары, на которых скапливаются десятки и сотни тысяч птиц. Здесь устроились кайры, чайки, тупики, гагарки, гаги.

Гнёзд эти птицы не вьют, они делают подстилку из сухой травы. Птицы летом ощущают недостаток тепла. Они приспособились экономно его расходовать и защищаться от холода. Особой известностью пользуется обыкновенная гага. Пух, выщипанный этой уткой с груди и живота, по праву считается лучшим материалом, сохраняющим тепло. Упругий слой этого ценнейшего пуха лежит под яйцами. Яйцам, окружённым этим пухом, не страшен мороз. Сходя с гнезда, гага прикрывает яйца пухом и сверху, чтобы они не охладились, и их не растаскали хищники. Гагачий пух называют чудесным пухом, он ценится на вес золота, сбор его запрещен. Гаги занесены в Красную книгу

Кайры — самые распространенные обитатели птичьих базаров. Кайры имеют густое и плотное оперение . Они откладывают всего лишь одно крупное яйцо и насиживают его почти беспрерывно. Перед тем, как покинуть карниз скалы и улететь в море, птица передает яйцо «супругу» (или «супруге»), уже ожидающему своей очереди насиживать.

В Арктике долго держится очень плотный снежный покров. Он лишает большинство арктических птиц возможности добывать корм на суше. Поэтому основная масса птиц прилетает тогда, когда сходит снег, и отлетает тогда, когда снег появляется.

Основной корм всех птиц – рыба. Казалось бы, такому огромному количеству птиц не хватит рыбы, но выходит всё наоборот: именно около птичьих базаров водятся самые большие косяки разнообразных рыб. Обитатели птичьих базаров сами «разводят» рыб. Обильный птичий помёт удобряет отмель возле скал, разлагается и насыщает воду различными полезными веществами. А здесь активно развиваются водоросли, микроорганизмы. Образуется благоприятная питательная среда для рыб – планктон. Кроме того, помёт не только удобряет почву, но и утепляет её, что особенно важно в Арктике.

В нашей стране неповторимый животный мир Арктики взят под охрану государства. В Красную книгу занесены гага, гагара, розовая чайка.































Как животные приспособились к суровым условиям Арктики

Птицы

виды птиц



защита от охлаждения



забота о будущем потомстве (защита яйца)


корм



зависимость прилёта и отлёта птиц от возможности добывать корм



занесены в Красную книгу








Животный мир: ___________________________________



(Справочное бюро: бедный, своеобразный, уникальный, богатый, неповторимый)






Коренное население Арктики

Арктика заселена крайне редко. На территории России живут немногочисленные коренные народности Арктики: эскимосы, ненцы, якуты, эвенки, чукчи, коми, юкагиры…

Традиционные занятия этих людей — охота, рыболовство.

Рядом с человеком – верные и надёжные животные: собака и северный олень.

Как обустроен быт коренных народов Арктики?

Одежду шьют из оленьих шкур. Покрой одежды – простой, свободный, поэтому под одеждой сохраняется слой тёплого воздуха, служащий дополнительным теплоизолятором. Просторным должен быть и капюшон.

Обувь шьётся тоже из шкур животных, мехом внутрь. Обувь не скользит по льду, замечательно сохраняет тепло.

Основное питание - рыба, оленина. Летом люди собирают яйца птиц. На «птичьих базарах» собирают для одежды ценный гагачий пух.

Арктические народы, создавая свои жилища, использовали четыре основных материала, доступных в окружающей их среде: лёд, камень, кости и кожу животных. Жилища свои они покрывали шкурами животных.

Удивительное снежное жилище строят эскимосы. Это иглу.

Для этой цели в их распоряжении самый идеальный строительный материал - снег. Его легко пилить, резать. Блоки из снега не скользят благодаря его липкости и, приложенные один к другому, через 5-1 0 минут образуют единый монолит. Но главное то, что снег - отличный теплоизолятор.

Для удаления продуктов дыхания людей и отходов горения жировой лампы, свечей, сухого горючего в куполе пробивается вентиляционное отверстие.

Для передвижения используют собачьи или оленьи упряжки. Зимой передвигаются на лыжах. Лыжи делают широкими, подбивая их оленьим мехом.

Коренное население Арктики живёт в согласии с природой.




Коренное население Арктики

коренное население Арктики


основные занятия



одежда и обувь



питание



жилище



средства передвижения




Коренное население Арктики ___________________________________________________












Освоение Арктики человеком


На берегах и ледяных просторах Северного Ледовитого океана постоянно работают метеорологические станции, на которых живут и работают отважные полярники. Они следят за погодой; наблюдают, как меняется жизнь растений и животных с приходом полярного дня и полярной ночи; откуда в Арктику прилетают птицы; исследуют полярное (северное) сияние. А ещё полярники наблюдают за движением льдов в океане (льды переносятся ветрами и течениями с места на место) и подсказывают капитанам самый безопасный путь.

По Северному морскому пути грузовые корабли кратчайшим путём переправляют грузы из Атлантического океана в Тихий. Корабли везут топливо, оборудование, лес, природные ископаемые.

В Арктике ведётся добыча полезных ископаемых. В Арктике обнаружены месторождения нефти и газа, каменный уголь, цветные металлы, уникальные запасы медно- никелевых руд, олова, крупные запасы золота, алмазов, ртути.

Хозяйственное освоение Арктики может отрицательно отражается на окружающей среде. В Арктике селятся люди. Возникают посёлки, города. Жизнь населённых пунктов сопровождается выбросами в окружающую среду множества разных вредных веществ.

Добыча полезных ископаемых, их транспортировка связана с загрязнением окружающей среды.

Транспорт, разработки месторождений полезных ископаемых – основные источники загрязнения арктических вод.

В Арктике ведётся хищническое истребление животных. Например, люди истребляют моржей из-за моржовой кости ( из клыков делают разные забавные фигурки для продажи туристам), бьют белого медведя. Возникла опасность исчезновения арктических животных.

Человек теснит животных с мест их обитания, осваивая и загрязняя территории Арктики. Будущее Арктики вызывает тревогу.


Освоение Арктики человеком.

Какие работы выполняет в Арктике человек?


Какой вред приносит Арктике хозяйственная деятельность человека.
























Оцените свою работу Оцените свою работу

Как ваша группа приступила к работе?

  • сразу стали выполнять задание

  • сначала ознакомились со всеми заданиями

  • сразу стали читать справочный материал

Как ваша группа приступила к работе?

  • сразу стали выполнять задание

  • сначала ознакомились со всеми заданиями

  • сразу стали читать справочный материал

Взаимодействие в группе

  • обсуждали задания вместе, работали согласованно;

  • каждый делал, что ему нравилось, не согласовывал свои действия с другими ребятами

Взаимодействие в группе

  • обсуждали задания вместе, работали согласованно;

  • каждый делал, что ему нравилось, не согласовывал свои действия с другими ребятами

Лидер в группе


Лидер в группе


Климат и взаимоотношения в группе

  • доброжелательная обстановка

  • ссоры, споры

Климат и взаимоотношения в группе

  • доброжелательная обстановка

  • ссоры, споры



Оцените свою работу


Оцените свою работу

Как ваша группа приступила к работе?

  • сразу стали выполнять задание

  • сначала ознакомились со всеми заданиями

  • сразу стали читать справочный материал

Как ваша группа приступила к работе?

  • сразу стали выполнять задание

  • сначала ознакомились со всеми заданиями

  • сразу стали читать справочный материал

Взаимодействие в группе

  • обсуждали задания вместе, работали согласованно;

  • каждый делал, что ему нравилось, не согласовывал свои действия с другими ребятами

Взаимодействие в группе

  • обсуждали задания вместе, работали согласованно;

  • каждый делал, что ему нравилось, не согласовывал свои действия с другими ребятами

Лидер в группе


Лидер в группе


Климат и взаимоотношения в группе

  • доброжелательная обстановка

  • ссоры, споры

Климат и взаимоотношения в группе

  • доброжелательная обстановка

  • ссоры, споры










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
технологическая карта урока по окружающему миру

Автор: Тимофеева Марфа Андреевна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167000

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Природные богатства» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-prirodnyie-boghatstva-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "131479"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416157236"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(276) "Технологическая карта урока окружающего мира по учебнику  «Окружающий мир  2 класс». Тема  "Грибы". Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, УМК «Перспектива». "
    ["seo_title"] => string(167) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-uchiebniku-okruzhaiushchii-mir-2-klass-tiema-griby-avtory-a-a-plieshakov-m-iu-novitskaia-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "151485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420714066"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Сельское хозяйство» (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(121) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-siel-skoie-khoziaistvo-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "116883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412622273"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто что ест" "
    ["seo_title"] => string(81) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kto-chto-iest"
    ["file_id"] => string(6) "135456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416924990"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твердые тела, жидкости и газы» "
    ["seo_title"] => string(113) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-v-1-klassie-po-tiemie-tvierdyie-tiela-zhidkosti-i-ghazy"
    ["file_id"] => string(6) "147677"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419443765"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства