Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Тема | Стадии развития насекомых |
Цель | Сформировать у обучающихся представления о жизненных циклах развития насекомых |
Задачи: | Развивать у обучающихся умение анализировать природные объекты (насекомые), сравнивать их стадии развития; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации |
Основные термины, понятия | Развитие, личинки, куколка |
Планируемый (ожидаемый) результат | |
Предметные умения | Личностные УУД- Формирование ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения. Выстраивать добрые отношения в учебном коллективе во время учебной деятельности. Регулятивные УУД- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД- осуществлять анализ строения насекомых и стадий развития, давать характеристику личинки и взрослого насекомого. Коммуникативные УУД- Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения |
Оборудование | Компьютер, проектор, экран, презентация, планы для работах в парах, учебник, энциклопедии, видеофильм, листы самооценки |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности. | Учитель: Здравствуйте! Наш урок мне хотелось бы начать со стихотворения:
Мы куколками спали, Дремали мы, и вот Чехольчики с нас спали И сразу мы попали В весенний хоровод. Как белые клочочки, Летаем мы втроем. Мелькают травки, кочки, Где крылья, где листочки - Никак не разберем. О ком эти строки? К какой группе животных относится бабочка?
| Учащиеся слушают, отгадывают о ком это стихотворение, называют к какой группе животных относится |
II. Актуализация опорных знаний | Познавательные: уметь находить ответ на вопрос. Логические: анализ с целью выделения существенных признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. | Каких еще насекомых вы знаете? По каким признакам насекомые отличаются от других групп животных? Сегодня на уроке мы расширим свои знания о насекомых и узнаем удивительные тайны их жизни. А у них, поверьте, их очень много. И вы, наверное, уже обратили внимание, что эти тайны вы будете открывать совместно, работая в группах. Думаю, что правила работы в группе вам уже знакомы. Кстати, а вы знаете, как называется наука, изучающая насекомых? Энтомология. На языке древних греков насекомое называлось энтомос. Поэтому науку о насекомых и назвали энтомологией, а людей, которые изучают насекомых, - энтомологами.
Я предлагаю вам сегодня попробовать себя в роли ученых-энтомологов и провести собственные исследования. Наш класс будет мини-лабораторией, а я буду научным руководителем этой лаборатории. И так как мы с вами ученые-исследователи, то должны работать правильно, быстро и организованно. А в конце урока за активную работу вам будут вручены значки юного исследователя, а ребята, которые проявят активность, ответственность, любознательность и другие важные качества исследователя, получат значки ученого-энтомолога, профессора. Но для того чтобы приступить к исследованию, необходимо определить его тему. И для этого я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Угадай, кем я был в детстве».
| Называют насекомых, отличие насекомых от других групп животных |
III. Постановка учебной задачи | | Помогите взрослым животным узнать, кем они были в детстве. Образуйте пары взрослое животное - кем оно было в детстве. Ребята, а кем в детстве были бабочка, пчела или божья коровка? В какую тему можно объединить эти вопросы? Кто из вас догадался, какова тема нашего исследования? | Отгадывают кем были в детстве животные, образуют пары взрослое животное - кем было в детстве Называют тему исследования (стадии развития насекомых) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) | Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации. Познавательные: Логические: определение критериев для сравнения. Коммуникативные: взаимодействие с партнером, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию. | Тема исследования определена. Скажите, а может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Все ли насекомые полезные? Начнем наше исследование. Развитие каких насекомых вы будете исследовать, вы отгадаете сами. У вас на столах лежат розовые конверты, откройте их и соберите картинку.
Каждая группа имеет своего представителя насекомых. Самое главное в исследовании - умение все замечать, то есть наблюдать и записывать. Результатом вашей работы будет таблица "Развитие насекомых" и оценка работы вашей группы по оценочным листам. | Собирают картинки (бабочка, стрекоза, муравей, божья коровка) Работают в группах, составляют стадии развития насекомых. заполняют таблицу "Развитие насекомых" (взаимопроверка) |
Физкультминутка | | Наша бабочка встряхнулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – росой она умылась. Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела, И нектара всласть поела. На цветочке посидела, В лес волшебный улетела. | Повторяет слова Инсценирует движения |
V. Первичное закрепление | | (Работа в группах) Проверим правильность выполнения работы по плану. - Рассказать, составить схему развития насекомых,(на доске) сравнить с образцом на слайде. Защита результатов: 1 группа –развитие муравья слайд 2 группа- развитие бабочки слайд 3 группа- развитие божьей коровки слайд 4 группа – развитие стрекозы слайд
- К какому выводу пришли? | Группы по очереди рассказывают о своих исследованиях, другие группы заполняют таблицу "Развитие насекомых" |
VI. Повторение пройденного материала | Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Наше исследование подошло к концу. А любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы и не подведены итоги. Давайте вернемся к нашей игре «Угадай, кем я был в детстве». Так кем же в детстве были бабочки, пчелы, мухи и божьи коровки?
| Отвечают кем в детстве были насекомые |
VII. Рефлексия | Регулятивные Формируем начальные формы рефлексии | Напишите телеграмму своему другу, родителям о том понравился ли вам урок, что нового узнали на уроке. Зачитайте свою телеграмму (по желанию) - Оцените свою работу на уроке по критериям на карточке. (У каждого на парте лист самооценки «Оцени свою работу на уроке») Оценки за урок Сегодня я хочу каждому из вас вручить значки «Юный исследователь», «Ученый-энтомолог», «Профессор» | Пишут телеграмму о том, что нового узнали на уроке Оценивают свою работу на уроке |
Домашнее задание | | «Домашнее задание» Творческая работа на выбор. Прочитайте и расскажите о видах бабочек. Какие из них живут рядом с нами. Прочитайте и расскажите о стадиях развития кузнечика. Прочитайте и расскажите о муравьях. | |