II. Актуали-зация опорных знаний | - Ребята, отгадайте загадки: 1) С высоты большой срываясь, Грозно он ревёт. И, о камни разбиваясь, Пеною встаёт. 2) Утром падаю всегда – Не дождинка, не звезда – И сверкаю в лопухах На опушках и лугах. 3) Он без рук, он без ног Из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, Ледяной поит водой. - Что объединяет все слова-отгадки? - О чём мы будем говорить сегодня на уроке? - Какие задачи поставим перед собой? - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? | - Водопад. - Роса. - Родник. - Все слова-отгадки связаны с водой. - О воде. - Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания. - Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку… |
III. Стадия «Вызова» | - Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1) - Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле? - Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды? - Верите ли вы, что вода может быть твёрдой? - Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами? - Верите ли вы, что лёд легче воды? - Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота». - Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя? - Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей? - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы. | Учащиеся заполняют таблицу. |
IV. Стадия «Осмысления» | 1. Беседа о воде. - Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода. Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!» - Как вы понимаете эти слова писателя? - Что вы знаете о воде? - Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода? - Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода? 2. Практическая работа (работа в группах) - Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся. Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2) - Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства. (По мере выступления групп учитель заполняет таблицу) Вопросы | Полученный результат | Прозрачность и цвет воды | Вода прозрачная, бесцветная | Запах воды | Не имеет запаха | Вкус воды | Не имеет вкуса | Растворимость в воде других веществ | Некоторые вещества растворяются в воде | Есть ли в воде воздух | В воде есть воздух | Форма воды | Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают. | Что легче: вода или лёд | Лёд легче воды | - Сделайте общий вывод. - Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды? Физкультминутка Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой) На цветы- (круговое движение правой рукой) И на дорожку- (обе руки перед собой) Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы) Побежали мы домой (бег на месте). 3. Беседа об охране воды. - Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть. - О чём этот фильм? - Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?» - Что вы, дети, можете сделать для охраны воды? Воду попусту не лей, Дорожить водой умей, Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан. - Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная. - Какие водоёмы Шатурского района вы знаете? - Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии? | - Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь. - Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях… - Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар). - Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д. У каждой группы на столе микролаборато-рия для опытов. Лаборант (помощник учите-ля) получает задания для исследования от учителя. Исследователи выполняют задание. Эксперт заносит результат в лист исследования. Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии. - Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель. - В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды. Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя» youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8 - Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды. - За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды. - Не загрязнять реки, озёра, пруды. Не бросать мусор в водоёмы. Не оставлять отходы на берегу водоёмов. Охранять родники, колодцы. Закрывать водопроводные краны, зря не растрачивать воду. Можно нарисовать плакаты с призывом беречь и экономить воду и развесить их на улицах нашего села. Река Летовка, озеро Белое, родники |
V. Стадия «Рефлексии» | - Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде. - Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл. - Отгадайте загадки: Всем нужна я. Кто я такая? И ручей, и океан. И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. - Объясните смысл следующих фразеологизмов: Как в воду глядел. Воды в рот набрал. Сухим из воды вышел. Как с гуся вода. - Поработайте в парах и составьте синквейн о воде. - Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле! | Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников. Вода – всему голова. У воды нос остёр – всюду пробьётся. Была бы водица, а зелень народится. И др. - Вода. - Вода. Ученики объясняют смысл фразеологизмов. Вода. Чистая, светлая, святая. Напоит, умоет, вылечит. Нужно её беречь. Это жизнь! И др. |
VI. Подведение итогов | 1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось. 2) Итог: - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? - Почему необходимо беречь и охранять воду? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? 3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока. «тонкие» вопросы | «толстые» вопросы | Что…? Когда…? Может…? Зачем…? Верно ли…? | Объясните, почему…? Почему вы считаете…? Предположим, что будет, если…? | 4) Самооценивание: - Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный. - Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать. | Учащиеся обсуждают вопросы. Беседа о том, чему учились на уроке. Оценивают работу с помощью сигнальных карточек. |