| II. Актуали-зация опорных знаний |  - Ребята, отгадайте загадки:  1) С высоты большой срываясь,    Грозно он ревёт.  И, о камни разбиваясь,  Пеною встаёт.  2) Утром падаю всегда –    Не дождинка, не звезда –    И сверкаю в лопухах  На опушках и лугах.    3) Он без рук, он без ног  Из земли пробиться смог.  Нас он летом, в самый зной,  Ледяной поит водой.    - Что объединяет все слова-отгадки?  - О чём мы будем говорить сегодня на уроке?  - Какие задачи поставим перед собой?  
 - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? |  
  
  
  
  - Водопад.    
  
  
  - Роса.  
  
  
  - Родник.  - Все слова-отгадки связаны с водой.  - О воде.  - Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания. - Повторю знакомый материал. Узнаю что-то новое о воде. Хорошо поработаю на уроке. Получу положительную оценку… | 
  | III. Стадия «Вызова» | - Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)  - Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?  - Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?  - Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?  - Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?  - Верите ли вы, что лёд легче воды?  - Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».  - Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?  - Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?  - Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы. |  
  
  
  
  
  Учащиеся заполняют таблицу. | 
  |  IV. Стадия «Осмысления» |  1. Беседа о воде.  - Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода.    Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь!»    - Как вы понимаете эти слова писателя?  
  - Что вы знаете о воде?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Вспомните, в каких агрегатных состояниях может быть вода?  
  
  - Игра «Кто больше?»: поработайте в парах, подготовьте ответ на вопрос: какая бывает вода?  
  2. Практическая работа (работа в группах)  - Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.  Сейчас вам предстоит поработать в «лабораториях». Прошу группы пройти к столам. Прошу лаборантов подойти и взять задания для своих групп. Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)  
  
  
  - Ребята, поработав в группах и проведя опыты, вы увидели, что вода – это уникальное вещество, которое обладает свойствами. Давайте назовём эти свойства.    
  (По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)     | Вопросы   | Полученный результат |   | Прозрачность и цвет воды | Вода прозрачная, бесцветная |   | Запах воды | Не имеет запаха |   | Вкус воды | Не имеет вкуса |   | Растворимость в воде других веществ | Некоторые вещества растворяются в воде |   | Есть ли в воде воздух | В воде есть воздух |   | Форма воды | Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.   |   | Что легче: вода или лёд | Лёд легче воды |   
  - Сделайте общий вывод.  
  
  - Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?  
  ФизкультминуткаДождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)
 На цветы- (круговое движение правой рукой)
 И на дорожку- (обе руки перед собой)
 Льется, льется- ой, ой-ой! (покачивание головы)
 Побежали мы домой (бег на месте).
  
  3. Беседа об охране воды.  - Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.  - О чём этот фильм?  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Решите такую задачу: «В квартире неисправен кран, из которого за 1 час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды вытекает за сутки? За 10 дней?»  - Что вы, дети, можете сделать для охраны воды?  
  
  
  Воду попусту не лей,  Дорожить водой умей,  Закрывай покрепче кран,  Чтоб не вытек океан.  - Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле.  При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.  - Какие водоёмы Шатурского района вы знаете?  - Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности? Что вы скажете об их экологическом состоянии? |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.  - Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…  - Вода может находиться в трёх состояниях: жидком (вода), твёрдом (лёд, снег), газообразном (пар).  - Питьевая, пресная, солёная, морская, водопроводная, дождевая, кипяченая, талая, минеральная и т.д.  
  
  
  
  
  У каждой группы на столе микролаборато-рия для опытов. Лаборант (помощник учите-ля) получает задания для исследования от учителя.  Исследователи выполняют задание.  Эксперт заносит результат в лист исследования.  Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.    
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  - Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.  - В быту, на различных производствах, в промышленности, в сельском хозяйстве человек использует свойства воды.  
  
  
  
  
  
  
  
  Учащиеся просматривают презентацию «Загрязняя воду, мы убиваем себя»    youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8  
    - Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.  - За сутки вытекает 24 стакана воды. За 10 дней вытечет 240 стаканов воды.    
  - Не загрязнять реки, озёра, пруды.  Не бросать мусор в водоёмы.  Не оставлять отходы на берегу водоёмов.  Охранять родники, колодцы.  Закрывать водопроводные краны, зря не    растрачивать воду.    Можно нарисовать плакаты с призывом    беречь и экономить воду и развесить их на    улицах нашего села.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Река Летовка, озеро Белое, родники   | 
  |  V. Стадия «Рефлексии» |  - Многие писатели, поэты, художники любовались красотой водной стихии, сочиняли стихи, рассказы, сказки, песни, загадки, пословицы о воде.    - Вспомните, какие пословицы о воде вы знаете. Объясните их смысл.  - Отгадайте загадки:  Всем нужна я. Кто я такая?    И ручей, и океан.  И летаю, и бегу,  И стеклянной быть могу.  - Объясните смысл следующих фразеологизмов:   Как в воду глядел. Воды в рот набрал. Сухим из воды вышел. Как с гуся вода.  - Поработайте в парах и составьте синквейн о воде.    
  
  
  
  - Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле! |  Учащиеся рассматривают выставку репродукций картин русских художников.  
  Вода – всему голова.  У воды нос остёр – всюду пробьётся.  Была бы водица, а зелень народится. И др.  
  - Вода.  
  
  
  - Вода.  
  Ученики объясняют смысл фразеологизмов.  
  
  
  Вода.  Чистая, светлая, святая.  Напоит, умоет, вылечит.  Нужно её беречь.  Это жизнь! И др. | 
  |  VI. Подведение итогов |  1) – Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.    2) Итог:  - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?  - Почему необходимо беречь и охранять воду?  - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?  3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.  
     | «тонкие» вопросы | «толстые» вопросы |   |  Что…?  Когда…?  Может…?  Зачем…? Верно ли…? |  Объясните, почему…?  Почему вы считаете…? Предположим, что будет, если…? |   4) Самооценивание:    - Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – зелёный.  - Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать.  
 |  Учащиеся обсуждают вопросы.  
  
  
  
  Беседа о том, чему учились на уроке.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Оценивают работу с помощью сигнальных карточек. |