Тема занятия: обобщающее занятие по теме «Тепловые явления»
Цель занятия: формирование критического мышления через осмысление понятий теплота, внутренняя энергия, способы изменения энергии.
Мировоззренческая идея: в окружающем нас мире непрерывно происходит изменение теплоты тел.
Планируемые результаты: ученик по окончанию изучения темы
- формулирует цель, задачи с помощью учителя;
- проявляет интерес к изучаемой теме;
- осуществляет информационный поиск для выполнения учебной задачи;
- объясняет,как изменить температуру тела;
- объясняет значение слов «термометр», «термос», «теплота»;
- объясняет значимость совершаемой работы;
- оценивает свои знания;
- рассказывает по окончании наблюдения, видеофрагменту, как, совершая работу, можно добыть огонь;
- высказывает своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
- приводит примеры преобразования работы во внутреннюю энергию;
- осознаёт своё знание и незнание;
- оформляет графически результаты работы с текстом;
- выделяет основные смысловые единицы текста.
Программные требования
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных физических явлений, требующих самостоятельности в изучении и осмыслении информации по данному вопросу
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; осваивать и соблюдать правила и нормы социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществе разного типа (класс, школа, семья и др.)
овладение элементарными знаниями в области «тепловые явления» и их практического применения
Программное содержание: Тепловые явления
Основные понятия: работа, энергия, теплота, температура, термос.
План занятия
- Видеофрагмент «Как добыть огонь»
- Демонстрационный эксперимент. Работа в группах, индивидуально.
- Составление кластера
- «ИНСЕРТ»
- Синквейн
- Рефлексия
Технология развития критического мышления.
Тип занятия: обобщающее
Форма: практическая работа
Мизансцена урока: демонстрационный эксперимент
Оборудование урока: кластер на доске с картинками, изображающими прибор, явление; лист А4 с текстом и таблицей
Домашнее задание: придумать или найти поговорки «как работа нагревает тело»
Планируемый результат
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
СТАДИЯ «ВЫЗОВ» 15 мин
- проявляет интерес к изучаемой теме
-формулирует с помощью учителя цель предстоящей деятельности;
- приводит примеры правил преобразования работы в тепло
Просмотр видеофрагмента «Как добыть огонь»
Демонстрационный эксперимент «нагревание металла»
Практическая работа: «горячие ладошки»
Практическая работа:составление кластера
«Теплота»
Работа с таблицей?
Снег тает на ладони?
Почему мыши, куропатки, суслики и другие животные зимой прячутся в снег?
Чем измеряют температуру?
Что расширяется и сжимается в термометрах?
Какое устройство позволяет сохранять чай горячим?
Зачем в старину кастрюлю с готовой горячей кашей заворачивали в шубу?
Мы много говорили о теплоте, обобщим знания, составим
Кластер «Теплота»
Картинки: термометр, термос, снежинка, шуба
Фронтально на листах А4 формата (приложение 1)
СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» 10 мин.
- графически оформляет результаты работы с текстом;
- выделяет основные смысловые единицы текста
- осознаёт своё знание и незнание;
- осуществляет информационный поиск для выполнения учебной задачи;
рассказывает по иллюстрациям, какие способы изменения теплоты узнали;
- высказывает своё мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций
Чтение текста с маркировкой
- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?
Приём «ИНСЕРТ»
«v» – узнал «-» - не знал, думал иначе
«+» - знал «?» - не понял, есть вопросы
Беседа по тексту и иллюстрациям
В некоторых жарких странах, например, в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Монголии люди летом носят ватные халаты и меховые шапки.
В очень давние времена огонь добывали, ударяя камень о камень. Из-за особых свойств его назвали «кремень». Потом придумали спички и зажигалки.
самостоятельное чтение текста в листе А4
По ходу чтения карандашом
фронтально
листе А4
СТАДИЯ «ОБОБЩЕНИЯ» 10 мин.
-объясняет значение слова «теплота», «работа»;
- объясняет значимость изменения энергии работой
Практическая работа: составление синквейна (по группам с результатом на доске на магниты)
«Не хвались теплом в нетопленой избе»
«Топор лучше греет, чем шуба»
фронтально
работа в парах
СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Подведение итогов, домашнее задание (3-5 мин.)
Оценка и самооценка результатов: (Солнышко «Успеха»)