Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс
Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс
Урок знакомит детей с создателями славянской азбуки Кириллом и Мефодием, распространением грамотности в Древней Руси, с древнерусскими летописями и другими рукописными книгами. Учащиеся получают возможность добывать и анализировать новые знания самостоятельно. Урок способствует формированию у детей чувства патриотизма, уважения к культуре своего народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс »
МБОУ «Бельковская СОШ»
Технологическая карта
урока окружающего мира
в 4 классе
по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ «Бельковская СОШ»
Мошкарева Л.А.
г. Почеп, 2015
Тема урока «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с историей появления письменности на Руси; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений о возникновении славянской азбуки; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
Планируемые результаты:
Предметные:получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные: овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, практический, контроля и самоконтроля; индивидуальная, групповая, фронтальная
.
Оборудование: - компьютер, экран, презентация учителя «Из книжной сокровищницы Древней Руси»; иллюстрации с изображением букв славянской азбуки и древних рукописных книг
Основные понятия:летопись, Кирилл, Мефодий, глаголица, кириллица, азбука
– В названии темы урока «Из… сокровищницы Древней Руси» потерялось слово.
(слайд 1)
Найти его вы сможете, разгадав загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)
-Сформулируйте тему урока
(слайд 2)
– Каковы цели этого урока, вы определите, восстановив предложения. (слайд 3,4): А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём?
Слушают учителя, принимают
участие в диалоге с учителем, формулирую тему и задачи урока.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные:
высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
II.
Актуализация
опорных
знаний
1.Устный опрос
2. Тест (РМ)
3.Дидактическая игра
«Неотосланная депеша»(РМ)
-Расскажите, что вы узнали о городах 10-11 веков Киеве и Новгороде.
Раздаёт тесты, объясняет правила выполнения теста.
(читает высказывания первых русских князей)
1 ученик рассказывает о Киеве, другой о Новгороде, остальные слушают, исправляют ошибки и неточности, вносят дополнения
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи;
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение
III
Изучение нового материала
Кроссворд. (РМ)
Слово учителя
Работа с текстом
(РМ)
Знакомство с двумя вариантами славянской азбуки и первыми рукописными книгами.
Рассказ учителя
Презентация «Рукописные книги древней Руси»
Сообщения учащихся.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа в группах
– Чтобы перейти к новой теме, необходимо решить кроссворд и прочитать ключевое слово
- Ребята, а знаете ли вы, что книги появились очень давно. Первые книги стоили очень дорого и обращались с ними как с произведением искусств.
Впрочем, давайте начнем по порядку.
-Прочитайте внимательно текст «Возникновение славянской письменности»
– Кто и с какой просьбой обратился к византийскому императору?
– Кто создал первую славянскую азбуку?
– Кто помогал Кириллу в работе над азбукой?
– Существует два варианта славянской азбуки: глаголица (слайд 5)
и кириллица
(слайд 6)
- Подумайте и скажите, из какой азбуки повзаимствованы современные буквы?
– Объясните, почему алфавит в Древней Руси называли азбукой?
Кириллица была создана Кириллом в 863 году. Он перевел на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтырь. (слайд 7)
– К какому веку относится 863 год?
- В 1992 году в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти. (слайд 8)
-Первые книги на Руси были рукописными (слайд 9)
-В Древней Руси создавались летописи
(слайд 10)
- Первую русскую летопись «Повесть временных лет написал монах Нестор
(слайд 11)
-Вот как выглядели первые рукописные книги (слайд 12)
Предлагает посмотреть презентацию
(слайды 13-21)
Предлагает послушать подготовленное заранее сообщение учащегося о самой древней рукописной книге «Остромирово Евангелие»(слайд22)
– Прочитайте статью «Рукописные книги» в учебнике (с. 56–
57) и извлеките оттуда новые знания
-Давайте обсудим!(слайд 23)
Даёт задания группам
(учебник, стр.57)
Отгадывают кроссворд.
Читают текст
Отвечают на вопросы
Высказывают предположения
Смотрят презентацию и слушают рассказ о рукописных книгах, задают интересующие их вопросы
Смотрят презентацию
слушают сообщения учащихся.
читают статью, находят новую информацию, сообщают классу
Познавательные:осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; умеют слушать и вести диалог; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: проявляют интерес к предмету
IV
Включение в систему знаний и повторение
Блицо-опрос (соревнование между рядами).
(слайд 24)
Дидактическая игра «Древние книги».
Кто создал славянскую письменность?
Как называлась 1 азбука?
Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих?
В каком году она была создана?
Что такое летопись?
Где и кем велись летописи?
Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»?
На чем писали в Древней Руси?
Что такое пергамент?
Что такое береста?
Чем писали?
Что такое киноварь?
Что такое охра?
Когда в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры?
(РМ)
Отвечают на вопросы
Устанавливают соответствия
Фронтальная, индивидуаль-ная, коллективная
Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности
V
Итоги
урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений
Заключительная беседа.
Выставление оценок
-Урок подходит к концу.
Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
1. Кто создал на Руси славянскую письменность?
2. На чем и чем писали на Руси?
Прочитайте предложения, вставляя пропущенные слова, на основе знаний, полученных на уроке.
Славянскую письменность создали X и Y.
(Славянскую письменность создали Кирилл и Мефодий)
На Руси писали на ? и ?, используя для этого ? и ?.
(На Руси писали на бересте и пергаменте, используя для этого писало и перья.)
(слайд 25)
-Закончи предложения
(слайд 26)
- Выбери предложение, созвучное твоему настроению
(слайд 27)
Отвечают на вопросы учителя
Читают предложения, вставляют пропущенные слова
Оценивают свою работу и своё настроение
VI
Домашнее задание
Домашнее задание
1. Прочитать текст на стр. 55-58, проверить свои знания по вопросам параграфа «Проверь себя!»
2. Попробовать изобразить страницу рукописной книги, используя те же приемы, что и древнерусские мастера
(слайд 28)
Молодцы! Хорошо поработали! Спасибо за урок! (слайд 29)
Задают вопросы по содержанию домашнего задания
Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач
Использованная литература:
1. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. «Мир вокруг нас» (учебник, 4 кл., 2 часть.)//М.:Просвещение, 2013.
2. О. И. Дмитриева, О. А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «ВАКО», 2013.
3. Т. А. Соловьёва, Е. И, Рогалёва. Исторические темы курса «Окружающий мир» (4 кл.). Деятельностный развивающий подход.
М.: «ВАКО», 2006.
4. Е. М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир» (4 кл.). М.: «Экзамен», 2010.
5. Сеть «Интернет».
Ресурсный материал
Тест по теме «Страна городов»
1.Как назывался центр русского города?
А) Собор б) Кремль в) Площадь
2. В Древнем Новгороде городом управляли
А) Посадники б) Вече в) Бояре
3. Береста- это материал для письма из
А) Кожи б) Папируса в) Берёзовой коры
4.В каком городе находятся следующие достопримечательности: Золотые ворота и Софийский Собор
А) Новгород б) Москва в) Киев
5. На берегах какой реки расположился город Киев?
А) Волхов б) Днепр в) Тарасовец
Игра «Неотосланная депеша»
1. «И призвали меня новгородцы, и пришел я с Синеусом и Трувором». (Рюрик.)
2. «Кто завтра не придет на реку, да будет мне враг». (Владимир Красное Солнышко.)
3. «Предсказал мне кудесник, будто смерть моя от коня моего». (Вещий Олег.)
4. «Всякий нищий и убогий, приходите на княжий двор и берите все нужное из княжеских запасов: питье, пищу, деньги, а кто не может дойти – болен или немощен, то пусть младшая дружина развозит на телегах хлеб, мясо, рыбу, разные овощи, бочки с медом и квасом. Ведь в Евангелиях сказано: «Продайте имения ваши и дадите нищим». (Владимир Красное Солнышко.)
5. «В память о великой победе над печенегами поставлю я на этом месте храм святой Софии, как в Царьграде». (Ярослав Мудрый.)
6. «Приходи ко мне, брате, в Москов». (Юрий Долгорукий.)
7. «Теперь я узнал истинного бога!» (Владимир Красное Солнышко.)
8. «Пусть Киев город будет самым главным на Руси. Пусть он будет матерью всех других городов». (Вещий Олег.)
кроссворд
1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… . (Крепости.)
2. Как назывался стольный град великих князей? (Киев.)
3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город.)
4. У какого озера стоит город Новгород? (Ильмень.)
5. Центр древнерусского города назывался… (Кремль.)
6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов.)
7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало.)
9. Берёзовая кора, которую использовали для письма. (Берёста.)
Ключевое слово: кириллица.
Возникновение славянской письменности
Однажды византийский император пригласил ученого-монаха Кирилла и сказал ему:
«Обратились ко мне славяне с просьбой, прислать к ним монахов, чтобы они перевели им на родной язык учение Иисуса Христа». Кирилл ответил ему: «Хотя я болен, я рад пойти туда, только если они имеют буквы для своего языка».
– Чем отличаются буквы и звуки? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.)
Оказывается, букв, приспособленных обозначать славянскую речь на письме, тогда еще не было. Хотя славяне уже пытались записывать свою речь при помощи специальных знаков. Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку на основе греческого алфавита. В работе над ней ему помогал старший брат Мефодий. Назвали славянскую азбуку в честь Кирилла – кириллицей.
Рассказ о летописях
В Древней Руси создавались летописи.
Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» переводится как «год».)
Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не происходило, то летописец записывал: «В лето… не бысть ничего», «В лето… бысть тишина».
В конце XI века – начале XII века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись – «Повесть временных лет». О содержании своего труда сам Нестор писал так: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть».
– Как вы думаете, о чём хотел сказать Нестор? (перевод: «Каково начало Русской земли, и кто первым начал княжить в Киеве, и как образовалось Русское государство».)
Летопись писали от руки гусиным пером, тщательно выписывались буквы, заставки. Художник оформлял книгу: рисовал заглавные буквы, орнамент. Работа эта была очень кропотливой и долгой.
Дидактическая игра «Древние книги»
Установи соответствие между словами первого и второго столбиков