1. Организационный момент. Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность. | Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу — проверить готовность рабочего места. Быстренько проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь | Дети стоят. | Регулятивные. Коммуникативные. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Создание ситуации успеха, доверия. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Цель: получить представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания. | Организует повторение изученных правил поведения в школе. Мы с вами на прошлом уроке изучали тему «Правила поведения в школе». И я думаю, что вы хорошо их знаете. А вот Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он? Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя, нужно крикнуть с места. Правильно ли я думаю? Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» Права ли я? В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я говорю? Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. Так ли это? А как надо поступить? 5.В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Права ли я? -Какие вы молодцы, вы хорошо запомнили, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения. |
Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку. Входящего в класс взрослого человека приветствуй стоя. Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке. Надо дождаться когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.) Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».) | Коммуникативные. Развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся. Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе, выявление пробелов в знаниях и умениях. |
3. Самоопределение к деятельности Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «вежливые слова»; вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); систематизировать знания учащихся, необходимые для введения новой темы. | - А теперь я предлагаю вам послушать историю. которая случилась с одним мальчиком.(аудиозапись рассказа В.Осеевой «Волшебное слово») Какое волшебное слово назвал старичок мальчику? Какие еще «вежливые» слова вы знаете? Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока? Какие задачи мы поставим перед собой? Узнать, что такое вежливые слова. Значение вежливых слов. Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях. | Петух. Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет. Вежливые. (Ответы детей.) О вежливости. Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях. Правила вежливости. | Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. |
4. Работа по теме урока. Цель: знакомство с понятием « вежливые слова»; формировать познавательную деятельность учащихся через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закреплять знания о вежливых словах. | Работа в парах Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному и этому надо учиться. Рассмотрите рис на с 52 учебника. Придумайте и разыграйте разговор между героями, используя вежливые слова. Работа в группе - Давайте составим дерево «волшебных» слов, которые мы знаем. - У меня на магнитной доске написаны названия групп, на которые мы должны разделить все наши «волшебные» слова. На карточках, лежащих у вас на столах, написаны слова. Поработайте в паре, обсудите с соседом по парте к какой группе можно отнести ваше слово. Выходим к доске, читаем слово и прикрепляем карточку к нужной вам группе. Здравствуйте, привет (приветствие); До свидания, пока(прощание) Извините, простите (извинение); Будьте добры, пожалуйста (просьба) Спасибо, благодарю, (благодарность); - Видите, как много «волшебных» слов мы с вами знаем. А как по-другому мы называем все эти слова? - В каких же случаях мы используем вежливые слова? - Как мы называем человека, который никогда не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова? - Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека. - А кто из вас знает, как появилось слово «вежливость»? - До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. - А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? - Кого можно так приветствовать? -Какими словами можно заменить это слово? - Правильно, мы желаем человеку здоровья, т.е. здравия. - А что обозначает выражение «до свидания»? Кому и когда так говорят? Какими словами можно заменить эти слова? - До свидания – т.е. мы надеемся увидеть человека ещё раз. Первичное закрепление. Работа с учебником. (Работа в группах.) Рассмотрите рисунки на с. 52. Мы с вами разделимся на группы и обсудим ситуации, которые произошли с героями каждой картинки. - Вы хорошо поработали. Я считаю, что вы усвоили одну мудрую истину «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы её понимаете? - Ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро. А что такое доброта? - Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. | Здравствуйте.
Спасибо, пожалуйста, извините… (Ответы детей)
Составление кластера
(Вежливые) (При приветствии, при прощании, при извинении, при выражении просьбы, благодарности.) (Такого человека можно назвать воспитанным.) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей)
(После подготовки заслушиваются выступления групп. ) (Ответы детей) (Ответы детей) | Предметные: формировать знания о группах «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать коллективно. Личностные: Интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
6. Работа по теме урока. (Продолжение) Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение. | Вежливых слов не одно и не два, Помни и знай эти чудо-слова! - Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам. - Иначе может произойти вот что. - Прочитайте телефонный разговор героев нашего учебника - попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи на с.53 - Получился ли разговор вежливым и понятным? - Давайте мы с вами сейчас составим правила общения по телефону. - Каким тоном нужно разговаривать по телефону? - Какие слова нужно использовать при общении? - Как долго по времени может продолжаться телефонный разговор? Работа в парах. - А сейчас мы с вами поработаем в парах и поиграем в игру «Разговор по телефону» Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. - Для составления разговора я предлагаю воспользоваться вам следующим планом: 1. «Алло» 2. Приветствие 3. Объяснение цели своего звонка. 4. Благодарность. 5. Прощание. (Проверить одну пару.) |
(Дети читают диалог из учебника на с. 53). Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном. (Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.) Не следует говорить слишком долго. | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Контролировать свои действия с заданным планом. Личностные: интерес к способу решения и общему способу действия. Познавательные: уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера. |
9. Рефлексия. Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу. | - Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется «Вопрос – ответ». - У меня на карточках написаны вопросы, вы вытаскиваете карточку, читаете вопрос, даёте свой ответ. Примерные вопросы Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру? Какие слова произносят при встрече и прощании? Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место? Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку? Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету? Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек? Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных? Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей? —Оцените свои достижения на уроке. (Учитель вручает за работу на уроке жетон «Самый вежливый»). Выставление оценок. |
(Ответы детей.)
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) | Регулятивные: Уметь соотносить цель и результат. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |