Постановка целей и задач урока Мотивирование детей на работу со «сказочными буквами», разгадать которые им поможет волшебная картинка. Подготовка к изучению новой буквы А) Работа по картинке-иллюстрации к отрывку из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Задание -рассказать о том, что запечатлено в сюжете картинки, используя сказочные слова и выражения. Б) Работа с предложением. Ребятам нужно «собрать» предложение из ранее названных ими слов: «Волны, барашки, играет, с, ветер, шаловливый». Моделирование этого предложения. Намеренное неверное моделирование учителем на доске для возможности скорректировать его учениками. Затем детям предлагается сравнить это предложение с отрывком из произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»: «Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах.» В) Работа со словами – выделение звуков [в], [в'] Моделирование. Знакомство с новой буквой Детям предлагается вспомнить другой способ «записи» звуков, заменяющий модель слова (использование буквы). Работа с «Букварем» (с.76): рассматривание букв, чтение слов, определение звуков, которые обозначает буква «в» в каждом слове, классификация слов по различным признакам. Различение заглавной и строчной букв Вв. Условия их применения. Закрепление изученного материала Детям предлагается напечатать букву в «Тетрадях по чтению», закрепляя полученные знания о правилах использования букв Вв, соотнося их с картинкой. Рефлексия Детям предлагается оценить свою работу на уроке (при этом задается критерий – активность), работу своей пары (по критерию – результативность), работу группы-коллектива-класса (по критерию – интересно). | Идентификация слов «сказочные», «волшебная». Составление предложений по картинке с использованием эпитетов, сравнений, метафор. Ребята коллективно составляют предложение: «Шаловливый ветер играет с барашками волн.» Для его «запоминания» дети составляют модель, работая парами. Затем производят коррекцию предложенной учителем схемы на доске, доказывая правильность своей точки зрения. Сравнение предложений наводит ребят на мысль об использовании одних и тех же образов – ветер и волны. Дети составляют схемы слов: «Волны» и «Ветер», сравнивают первые звуки в этих словах, объясняя причину твердости и мягкости их в данной позиции. Актуализация знаний о письменной речи, о правилах употребления букв заглавных и строчных. Анализирование языкового материала, умение классифицировать слова по различным основаниям (лексическому значению, морфологическому значению, фонетическим характеристикам, форме записи слов…) Игра – «Ассоциация»: на что похожа буква В? Игра – «Изобрази букву В сам или с помощью членов группы. Печатание в тетради заглавной и строчной букв Вв по образцу. Подбор слов, в которых есть звуки [в], [в'], используя иллюстрацию (каравелла, воздушный, вода, штурвал, плывет…). Умение в оценочной шкале показать результативность работы на уроке в различных критериях. | Создание единого сказочного образа новой буквы. Коллективная работа – составление предложений, их дополнение, коррекция, Использование специальной «сказочной» лексики. Умение строить речевое высказывание в соответствие с грамматическими нормами. Идентификация слова, его морфологического значения и соответствующего знака в модели. Умение производить сравнение по различным параметрам: состав предложения, его характеристика по цели и интонации, его длина, лексические особенности его единиц. Умение различать звуки, исходя из способа их произношения, давать им фонетическую характеристику и идентифицировать с определенным знаком. Анализировать позицию звука, объясняя приобретенные им свойства Умение свободно применять полученные знания и способы действий в новой ситуации Развитие воображения. Умение точно, аккуратно писать печатные буквы, подбирать слова с данными буквами, используя сюжетную картинку. Эффективный анализ всей работы на уроке с точки зрения ученика (по различным критериям). | Восприятие речи учителя с созданием ассоциативного образа сказочности. Построение монологических высказываний, соответствующих тематике иллюстрации. Актуализация собственного коммуникативного опыта с целью правильного построения высказывания. Коммуникативное взаимодействие в паре. Умение договариваться и отстаивать свою точку зрения. Умение строить совместное речевое высказывание-доказательство с помощью фраз: «Мы думаем…», «Мы считаем…», «По нашему мнению…» Восприятие двух различных высказываний, их оценка (эмоциональная и структурная). Актуализация знаний о произведениях А.С.Пушкина. Соотнесение нового высказывания и иллюстрации Логопедическое упражнение по произнесению звуков, выработка правильной артикуляции, различение звуков в различной позиции. Высказывание своего мнения или принятие мнения члена группы. Умение слушать членов коллектива, принимать или корректировать их ответы, взаимодействовать друг с другом. Коммуникативное взаимодействие в группе. Соотнесение звука и буквы, лексического подбора и зрительного ряда. Умение аргументированно оценивать себя, себя и одноклассника, всей группы (по различным критериям). | Настрой на речевое взаимодействие в результате контаминации зрительного образа, ассоциативного ряда и психологического настроя. Коллективное речевое взаимодействие посредством обмена лексическими единицами, создание речевого опыта, обогащение активного словаря. Умение отличать грамматически правильно построенное высказывание от ошибочного, определяя место каждого слова в предложении. Умение совместно выполнять учебную задачу. Обогащение коммуникативного опыта, восприятие поэтического текста как особого ритмизированного и образного высказывания. Формирование умения внимательно слушать мнение членов группы, анализировать их ответ, сравнивать со своим, корректировать при необходимости. Корректное отношение к ошибочным ответам членов коллектива. Умение договариваться с членами группы для продуктивного решения учебной задачи. Осознание себя, как коммуникативной единицы, себя и одноклассника, всей группы – как необходимого коммуникативного единства, необходимого для решения учебных задач. | Желание узнавать новое, стараться достичь желаемой цели. Внимание к высказываниям членов группы, попытка оценивания их практической значимости с точки зрения применения их в своем лексиконе. Контроль собственных действий по построению высказывания и действий других членов группы. Осуществление контроля деятельности всех членов группы. Умение доказывать правильность собственной точки зрения. Умение сравнивать, контролируя выполнение каждой аналитической операции. Аналитическое сравнение собственного результата решения учебной задачи и предложенного членами группы. Практическое применение артикуляционного опыта для сравнения звуков в различных позициях. Умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, работать с учебником, выполнять несколько заданий одновременно (чтение слов, их анализ, соотнесение с одной из предложенных ребятами групп). Осуществление контроля правильности написания печатных букв в тетради и подбора слов со звуками [в], [в']. Объективность оценивания, заключенная в аргументации. | Максимальный психологический настрой на дальнейшую продуктивную работу. Поиск новых, «удачных» высказываний посредством продуктивной коллективной работы. Желание взаимодействовать в группе ради решения учебной задачи. Умение находить ошибки в неверно построенных высказываниях, осознанно и корректно их исправлять. Умение спорить, доказывать свою точку зрения, сравнивать результаты, корректировать их, осознавая их ошибочность. Осознание красоты поэтического слова, возможности описания одинаковых образов различными языковыми средствами. Контроль собственной деятельности и деятельности членов группы. Свободное ориентирование в «Букваре», умение находить нужное задание, идентифицировать знаки и место расположения заданий, контролировать свою деятельность, высказывать свое мнение относительно ответов членов группы. Ориентирование в тетради, умение печатать в клетках, контроливать эстетичность выполнения работы в тетради. Развитие образного мышления и воображения. Умение рефлективно анализировать все этапы урока. |