kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Что такое местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Что такое местоимение"»

МБОУ СОШ № 4 им. П.И. Климука

ЩМР МО


Урок русского языка

Тема «Что такое местоимение?»


2 класс


УМК «Школа России»



Составила Гришенкова Надежда Юрьевна,

учитель начальных классов





Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 2 класс


Тема урока

Место урока по теме

Что такое местоимение?

Первый урок по теме «Местоимение»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Изучение нового материала

Фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в паре)

Цель урока

Задачи урока

Познакомить учащихся с новой частью речи, местоимением, его значением и употреблением в речи


Предметные результаты:

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.


Метапредметные результаты:


Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.


Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.


Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Определение местоимения как части речи, его употребление и значение в речи

1. Распознают личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различают местоимения и имена существительные.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, регулятивная, информационная, коммуникативная

проблемно-диалогические технологии, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, ИКТ - технологии

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, кружки для рефлексии












ХОД УРОКА


Этап урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование

УУД

I этап: организа-ционный


Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

(придумывают свой вариант окончания стиха)


И на уроке не зевайте.


– Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

– А что такое тайна?

– А вы готовы открывать тайны? Так, начнём.

Проверяют готовность к уроку.







Дети высказывают свои предположения.



Личностные УУД

- мотивация учения


II этап: чистописа-ние

– Ребята, сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий, но прежде, чем мы их выполним, запишем дату и выполним работу по чистописанию.

Запишите букву, которая является гласной буквой, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после разделительного ь. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного. Я

Дети смотрят на доску, выбирают из предложенных букв и повторяют написание гласной буквы Я, её соединение с другими буквами

Познавательные УУД

-

совершенствование умения писать буквы и их соединения



III этап: словарная работа

Картинный диктант. На интерактивной доске картинки. Записать словами.

Деревня, Москва, яблоко, ягода, жёлтый, рисовать, тетрадь.

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.

Регулятивные УУД: оценивание своей работы и других.

IV этап: постановка цели и задач урока


Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

– Дававйте дадим характеристику некоторым словам (назовем их грамматические признаки) Москва, желтый.

– Самостоятельно сделайте характеристику слова «рисовать».

– А как вы определяли, к какой части речи относится то или иное слово?

– Давайте вспомним: «Что такое речь?»

– Какие части речи вам знакомы?

– Я предлагаю вам задание, в котором мы проверим свои знания. Обратите внимание на доску и скажите, какое задание вам предстоит выполнить?


Имя сущ.

Имя прил.

Глагол








– Давайте определим, к каким частям речи относятся все остальные слова.

– Составим предложение из некоторых слов:

На уроке мы рисовали яблоко.

– Почему вы не смогли определить, какой частью речи является слово мы?

– Это слово?

– Значит оно тоже часть речи?

– А как называется эта часть речи?

Значит, какая цель нашего урока.


Познакомится с новой частью речи


– Верно, мы познакомимся с новой частью речи.

– Какие задачи мы поставим перед собой?

(Узнать, что такое местоимение, для чего оно используется, на какие вопросы отвечает)

У доски работают два ученика, делают морфологический разбор слов: Москва, желтый.



– Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

– Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

– Нужно распределить слова, по частям речи.


У доски ученики определяют части речи словарных слов

– Оно не относится ни к одной из групп.

– Да

– Да

– Не знаем.

– Узнать, как называется новая часть речи.






Познавательные УУД.

строить логическую цепь размышлений.



Познавательные УУД

- классифицировать объекты по определенному признаку.









Регулятивные УУД.

- постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.

Физминутка

Для глаз. Посмотрите, не поворачивая головы, на дверь, на окно, вверх, вниз.



V этап: актуализа-

ция знаний


организация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающего-ся.

Молодцы! Ребята, мы с вами не раз говорили о том, что за окном у нас наступило такое прекрасное время года, как весна. Весна - щедрое на радость время года. Она радует нас теплом, солнцем и первыми цветами.

– Прочитайте текст.

Подснежники появляются в лесу на проталинках. Подснежник нежный, хрупкий цветок.

– Ребята, ещё раз внимательно прочитайте текст.

– Что в нём не так, какой недостаток?

– Как исправить этот недостаток?

– Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится?

– Какими словами можем заменить слово «подснежник»?

– Какая это часть речи?

– Так эти слова заняли место имени существительного, то они и называются МЕСТОИМЕНИЯМИ.

– Как вы думаете, зачем же нам местоимения нужны?

– Может, мы бы без них могли обойтись?

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!


– А на какие вопросы отвечают местоимения?

– Прочитайте продолжение текста:

Подснежник обдувает холодный ветер. Но подснежнику не страшно. Подснежник гордо стоит на своей тонкой ножке. Подснежник люди любят потому, что он символ весны и тепла.

обдувает


что?

подснежник его

не страшно


кому?

подснежнику ему

любят


что?

подснежник его


– Какой вывод можно сделать?


– Хорошо, ребята, вот мы с вами и разгадали ещё одну тайну русского языка, узнали, что такое местоимение, и для чего оно нужно.


– Замените слова из словаря, которые мы написали в начале урока, местоимениями.


– А теперь прочитайте другое предложение.

Он расцвел весной. Он нежный и хрупкий.

– O чем говорится в предложениях? Понятно?

– Мы можем только предположить, что речь идет o цветке.

А o каком цветке идет речь, мы не можем сказать.

– Какой вывод можно сделать?







Дети читают текст.






Ребята отвечают, что постоянно повторяется слово ПОДСНЕЖНИК,

имя существительное

Местоимение.

Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.












Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные.


Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.


Местоимения не обозначают предмет, а указывают на него

Учебно-познавательные УУД: высказывание собственных предположений, выдвижение гипотез.






































Познавательные УУД.

Классифициро-вать объекты по определенному признаку.

Физминутка

Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, теплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, заботливые, мы, пчёлы, раскрылись цветы.

Глагол – приседают, существительное – шагают, прилагатель-ное – наклоны туло-вища, местоимения – подпрыгнуть.


VI этап: первичное усвоение новых знаний


Новое знание обучающиеся получают в результате работы в паре


Работа в парах:

– Прочитайте текст.

– Какие недостатки видете?

– Как исправить этот недостаток?

– Обсудите с соседом, как будете исправлять

– Спишите исправленный текст.

1 ряд. Исправьте текст:

Растет мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

2 ряд. Исправьте текст:

Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый». Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их.

3 ряд. Исправьте текст:

Первоцвет называют золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота. И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком.


Проверка работы







Учащиеся заменяют повторяющиеся существительные местоимениями, записывают текст в тетрадь


Коммуникативные УУД.

формирование умения вступать в диалог.

Работать в статических и мигрирующих группах.


Регулятивные УУД.

постановка учащимися цели на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что не известно.



Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

VII этап: работа с учебником

Закрепление изученного

Работа по учебнику страница 101

по упр.173 (устно)

– Какие местоимения встретились в тексте упражнения?

– Каких местоимений нет?

– Для чего использовал автор местоимения?

Дети читают текст упражнения и называют местоимения.

Учебно-познавательная, коммуникатив-ная


VIII этап: первичное закрепление


Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

Самостоятельная работа

Выполнение теста.

1.Часть речи, указывающая на предмет, но не называя его, - это

а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол

2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они


3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями

сахар оно

пальто он

улица они

ножницы она

алфавит

Дети выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки.





Самопроверка обучающимися своих решений

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и ее результата.

IX этап:

Итог урока

– С какой частью речи мы познакомились?

– Какие части речи заменяет местоимение?

– На какие вопросы отвечает?

– Какое определение вывели?

– В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными

- Вспомните девиз нашего урока. Какую тайну мы сегодня разгадали?

Дети отвечают на вопросы.

Местоимение – это часть речи, которая употребляется вместо существительного, отвечает на те же вопросы, что и существительное, но не обозначает предмет, а указывает на него.

Регулятивные УУД

- оценивание своей работы и работы других.

X этап: рефлексия 5 мин.

Осознание обучающими-ся своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Оцените свою работу на уроке при помощи кружков.


Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.


Я понял, что такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

-Узнали о новой части речи – местоимении.


Учащиеся показывают кружок и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Учебно-познавательные, коммуникатив-ные УУД. Регулятивные УУД:

самооценка


Мудрый поэт СамЕд ВургУн однажды сказал:

«Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Что такое местоимение"

Автор: Гришенкова Надежда Юрьевна

Дата: 01.12.2014

Номер свидетельства: 138089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения  Spotlight-5"
    ["seo_title"] => string(112) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaanghliiskoghoiazykavsootvietstviistriebovaniiamifgosvtoroghopokolieniiaspotlight5"
    ["file_id"] => string(6) "256337"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448116521"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 3x КЛАССАХ    ПО ТЕМЕ: «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» "
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologichieskaia-karta-uroka-angliiskogo-iazyka-v-3x-klassakh-po-tiemie-novogodnii-prazdnik"
    ["file_id"] => string(6) "166027"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422895340"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Технологическая карта урока по русскому языку по теме: "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(95) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "200414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428833225"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Технологическая  карта урока   русского языка в 3  классе  по программе «ПНШ» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-proghrammie-pnsh"
    ["file_id"] => string(6) "209199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431059689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "технологическая карта и презентация к  уроку русского языка "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-i-priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "158613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421768609"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства