Тема: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство" 3 класс
Тема: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство" 3 класс
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство" 3 класс»
Урок русского языка 3 класс УМК «Школа России»
Тип урока: изучение нового материала
Тема: "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство"
Задачи:
Образовательные: помочь детям усвоить новое понятие «обстоятельство»
Развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать
Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)
Оборудование: интерактивная доска, проектор, доска для индивидуальной работы, учебник, тетрадь.
Что такое тетрадь? Как бы вы дали ей определение? (Тетрадь — сшитые листы чистой бумаги в обложке.)
К истокам слова. Слово тетрадь произошло от греческого тетро, что значит «сложенный вчетверо». Ведь бумажный лист как раз и сложили в несколько раз, но теперь уже вовсе не вчетверо. А тетрадка так и называется по-прежнему тетрадкой. (Г. Юрмин)
Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную в корне слова.
Помним, что тетрадь — это лицо ученика, писать в ней надо чисто, аккуратно.
Постановка учебной проблемы
А кто пишет в тетрадях?
Давайте запишем предложения (Слайд №7)
Дети пишут в тетрадях.
Ребята пишут аккуратно.
Всегда в тетрадях ребята пишут аккуратно.
-Разберите предложения по членам и по частям речи. Стрелками укажите связь между словами. Надпишите над словами вопросы.
Ученики у доски по одному предложению записывают и разбирает по членам предложения и частям речи.
-У всех так выполнено? У кого какие варианты? Мнения?
-Задание было одно, а выполнили вы его по-разному.
-Чего же мы не знаем?
-Какой возникает вопрос? (Какой это член предложения?)
IV. Поиск решения проблемы
-Есть какие-то предложения для ответа на этот вопрос? (Мы не встречали члены предложения, которые бы отвечали на вопросы: когда? как? где?)
-Давайте проведем исследование
-Если бы было подлежащее, то…
Подлежащее:
-главный член предложения;
-обозначает предмет;
-отвечает на вопросы: кто? что?;
-в предложении выражено именем существительным или местоимением;
-подчеркиваем «______»
-Если бы было сказуемое, то…
Сказуемое:
-главный член предложения;
-обозначает действие;
-отвечает на вопрос: что делать?;
-в предложении выражено глаголом;
-подчеркиваем (====»
-Если бы было определение, то…
Определение:
-второстепенный член предложения;
-обозначает признак предмета;
-отвечает на вопросы: какой? какая?…
-в предложение выражается прилагательным;
-подчеркиваем «~~~~»
- Если бы было дополнение, то…
Дополнение:
-второстепенный член предложения;
-обозначает предмет;
-отвечает на вопросы косвенных падежей;
-в предложении выражено именем существительным;
-подчеркиваем «– – – »
-О чем мы хотели узнать в начале урока? (Каким членом предложения являются слова: в тетрадке, аккуратно, всегда)
-Давайте понаблюдаем
-Что же мы знали об этих словах? (Это второстепенные члены предложения. Это наречия и имена существительные. Отвечают на вопросы: когда? как? куда? где? Обозначают способ и место действия.)
- О чем мы хотели узнать?
2.) Определение темы урока
Итак: второстепенный член предложения, который обозначает способ и место действия, отвечает на вопросы: куда? как? и в предложении бывает наречием или именем существительным называется обстоятельство
-Какая тема нашего урока? (Обстоятельство)
3.) Чтения правила по учебнику.
-Сравните то, что на доске и то, что в учебнике.
-Какие будут добавления?
4.) Вывод, что такое обстоятельсто
На доске. Обстоятельство (Слайд№8)
второстепенный член предложения;
способ и место действия;
как? куда? где? откуда? когда?
наречие, имя существительное
обозначаем: «_ . _ . _ . _ . _ . _ »
А теперь запомни считалочку, которая поможет тебе всегда верно задавать вопросы к обстоятельствам в предложении: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
- Давайте заучим небольшое стихотворение. (Слайд№9)
На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам; да – да!
И зачем? и почему?
Тоже дай вопрос ему!
6.) Определите, на какие вопросы отвечают обстоятельства, которые называют: (Слайд№10)
место действия;
время действия;
причину действия;
цель действия;
каким образом совершается действие.
Первичное закрепление
Работа в парах (Слайд№11)
Выпишите из стихотворения Агнии Барто обстоятельства.
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул – вот и все!
О т в е т: куда, вскачь, в огород, под ворота, там, под колесо.
VI. ФИЗМИНУТКА (Слайд №12)
Поднимите плечики, Попрыгайте, как кузнечики. Выше, выше, высоко Прыгай на носках легко. Повернитесь вправо, влево, Приседайте: вниз и вверх. Вдох и выдох. Тишина. Поработать нам пора.
VII. Закрепление
Замени вопросы подходящими по смыслу словами. Самостоятельная работа. (Слайд№13,14)
Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему.
(По И. Тургеневу)
Слова для справок:неподвижно; с охоты; по алее; из гнезда; медленно; на дорожку.
- Главными или второстепенными членами предложения являются пропущенные в предложениях слова?
- Как вы думаете, что они называют и для чего нужны в предложении?
VIII. Итог урока
- Какая тема урока?
- Что же такое обстоятельство? (Слайд№15)
IX. Домашнее задание (Слайд№16)
- Составить по схемам предложения:
_ . _ . _ . _ . _ –~~~~~ ––––– =====
~~~~~ ––––– ===== _ . _ . _ . _ . _
––––– ===== _ . _ . _ . _ . _ – – – – –.
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. – М., 2002.
2. Начальная школа. Первое сентября, сентябрь 2011. Русский 3 класс. Л.Панина
3. Справочное пособие по русскому языку: 3 класс, Узорова О.В., Е.А. Нефёдова.- М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
4. Яду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя. - М.: Первое сентября;
Интернет источники: 1. Голованов Ф.Г. Демонстрационные карточки печатных и письменных букв. М., Просвещение, 1971 г. http://lib2.podelise.ru/docs/7902/index-18517.html
2. Вопросительный знак http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинка
3. Дети http://lra2012.ucoz.ru/_si/0/84794089.jpg 4. Девочка с обручем http://images.yandex.ru/yandsearch