Тема урока: Лес - наш друг,урок № 5 в разделе «Природа России», урок № 2 по теме: «Леса России».
5.Тип урока: комбинированный урок - проект
6.Формы и методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4класса в предметной области окружающий мир по теме «Лес – наш друг».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Лес - наш друг»»
Окружающий мир 4 класс
«Лес - наш друг»
Автор: учитель начальных классов
Пояснительная записка
Информационная карта урока
Предмет Окружающий мир
Класс 4
УМК учебного предмета «Школа России»
Тема урока: Лес - наш друг,урок № 5 в разделе «Природа России», урок № 2 по теме: «Леса России».
5.Тип урока: комбинированный урок - проект
6.Формы и методы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных) учащихся 4класса в предметной области окружающий мир по теме «Лес – наш друг».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу; в ситуации общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить, воспитывать любовь к природе, культуру поведения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: получить представление об обитателях леса, представителях растительного мира; о видах лесов, о значении леса в жизни человека;узнать об опасностях, подстерегающих человека в лесу;усвоить правила поведения в лесу;ознакомиться с влиянием человека на состояние лесных богатств.
Средства обучения: Учебник: А.А Плешаков. Окружающий мир. 4 класс, атлас-определитель «От земли до неба», А.А. Плешаков «Великан на поляне», карточки с индивидуальным заданием для каждой группы, инструкции к работе, информационно-исследовательские и творческие карточки, картинки, альбомные листы для оформления разделов проекта, справочная литература.
Образовательные ресурсы: www: ELKISLAND.RU национальный парк «Лосиный остров», мультимедийные презентация: «Да здравствуютПочемучки!».
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность. С целью обучения детей такому виду деятельности мною был подготовлен и проведён данный урок.
Особенностью этого урока является его направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Большинство видов работ на уроке представляют собой новую интерпретацию уже знакомых детям знаний.
Психолого-педагогический портрет класса.
В 4 «В» классе обучаются 24ученика. Из них 13 девочек и 11 мальчиков. Уровень воспитанности класса хороший. Ребята добры и вежливы к учителю, умеют отвечать за свои поступки. У ребят сложились хорошие отношения в классном коллективе. Многие ребята имеют друзей из других классов. В обучении, желании и умении учиться дети различны. Основная масса детей добросовестные, ответственные ученики, проявляют высокую работоспособность и творческую активность. Но есть в классе и непоседы, которые мало обеспокоены своими оценками, на уроках ведут себя невнимательно, допускают ошибки. Диагностика формирования учебной деятельности показала, что некоторые ребята еще не могут организовать учебную работу. Такие дети проявляют мало самостоятельности в учебной деятельности, отстраняются от заданий творческого характера. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, использовала нетрадиционные формы организации уроков, частые смены видов учебной деятельности. Многие ребята проявляли неуверенность в своих возможностях, боялись ошибиться. Отсюда возникла проблема – необходимость создания условий учителем для формирования и дальнейшего развития личностных качеств учащихся. Одним из путей решения этой проблемы выбрала использование технологии метода проектов. Метод проектов способствует повышению мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания. Процесс работы над проектом способствует воспитанию у школьников значимых ценностей (социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация). Участие в проектировании развивает как исследовательские так личностные и социальные качества школьника. Проведение уроков – исследований с применением метода проектов требует особой подготовки.
Подготовительная работа:
1.Распределение детей по группам.
В каждой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.
Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.
2.Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.
3. Заранее создается группа домашних экспертов. Дети домаготовят доклады, выступления, мини-сообщения, иллюстрации к уроку-проекту.
4.Назначение лидера в группе для организации дискуссии (вопросы готовит учитель).
Технологическая карта урока
Этап урока, его цели
Содержание учебного процесса
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.Самоопределение к деятельности (Орг. момент)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Презентация
«Да здравствуют Почемучки»
Учитель предлагает ученикам отправиться в увлекательное путешествие в лес за чудесами (создает эмоциональный настрой на занятие, мотивирует учащихся на работу)
Просматривают презентацию и отвечают на вопросы учителя: А все ливы знаете о лесе?
Каково значение леса?
Работа с « волшебными линеечками» (прил.)
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
II. Актуализация знаний
Цель: актуализировать учебные знания и умения
Коллективное обсуждение плана действий
Учитель предлагает детям принять участие в проекте и просит вспомнить особенности проектной деятельности
В результате коллективного обсуждения на доске появляется план действий в группе (прил.)
Повторяют правила работы в группе (прил.)
Познавательные: обобщение и систематизация знаний о проектной деятельности
Личностные: развитие учебно-познавательных мотивов
III.Постановка учебной задачи.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.
Выход на тему урока
Учитель предлагает детям обсудить цели урока: сегодня мы постараемся доказать, что лес – наш друг. А для чего это нужно?
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.
Дети отвечают: (чтобы больше узнать о лесе, какую пользу приносит нам лес, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле, вывести правила поведения в лесу)
Регулятивные: уметьформулировать цель и учебную задачу урока.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса.
IV.Организация исследовательской работы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для определения значения леса в жизни людей
Совместное «открытие знаний». Работа в группах.
1. Раздел «Все виды леса».
Учитель оказывает индивидуальную помощь
Учитель этой группе предлагает разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.
Дети работают с большей степенью самостоятельности
Сообщение «Леса России» (дом. задание) выполняет ученик из домашней группы.«Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы.«Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
Познавательные: поиск и анализ необходимой информации
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия
2. Раздел «Обитатели леса».
Дети получают от учителя заготовку для аппликации из серии «Что где растёт, кто где живёт?» и набор предметных картинок к этой заготовке.
Учитель организует работу над проектом.
«Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса. «Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животных по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.
«Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.
«Испытатели»готовят рассказ к этой странице альбома.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации
Познавательные: анализ, выбор
Личностные: используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат
3.Раздел «Значение леса в жизни людей».
Дети получают картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам даёт лес?»
Организует самостоятельную работу с учебником..
Экспериментаторы» зачитывают в учебнике статью«Роль леса вприроде и жизни людей»на с. 106-107 и выполняют задания в исследовательской карточке(прил.)
Личностные: осознаниенеобходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные: высказывают свое мнение.
Физкультминутка «На лесной полянке»
Организует правильное выполнение упражнений
Выполняют упражнения (прил.)
Осуществляют профилактику утомления
4.Раздел «Правила поведения в лесу».
Дети получают от учителя набор карточек, состоящих из двух групп:
1.Условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;
2.Словесные формулировки правил поведения в лесу.
Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес.
Организует деятельность детей по поиску и обработке информации.
Читают текст в книге А.А. Плешакова «Великан на поляне», обсуждают.
«Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.
«Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.
«Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача – по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.
«Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
5.Раздел «Что полезно, а что вредно».
Дети получают от учителя набор парных карточек с изображением полезных и ядовитых растений и грибов, растущих в лесу.
Учитель помогает, направляет, дает советы.
Дети читают статью в учебнике.
«Экспериментаторы» создают две группы под названиями «Съедобные грибы и растения» и «Опасные грибы и растения».
«Иллюстраторы» оформляютстраницу альбома.
«Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать
растения и грибы этих двух групп.
.
«Испытатели» готовят сообщение.
Регулятивные: планирование работы и прогнозирование результатов
Коммуникативные: проявлять активность в коллективной деятельности.
Личностные: выражатьположительное отношение к процессу познания
6.Раздел «Красная книга»
Среди предложенных учителем фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.
Учитель организует проверку умения работать с информацией.
«Экспериментаторы»читают текст в рабочей тетради с.35 №2 ,находят материал по этому вопросу в атласе – определителе«От земли до неба», затем отбирают нужные фотографии и рисунки.
«Иллюстраторы»оформляют страницу альбома.
«Аналитики» и «Испытатели» в этой группепредставлены одними и теми же детьми. Они готовят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.
Познавательные: поиски выделение необходимой информации в тексте
Коммуникативные: ведение учебного диалога.
Регулятивные: планирование действий для выполнения самостоятельного задания
V.Самостоятельное применение новых знаний.
Цель: показатьзначение леса в жизни людей.
Испытание всего проекта.
Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес- наш друг».
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
«Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.
Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
VI.3акрепление материала.
Цель: проверить умение работать с информацией
Виртуальная экскурсия с помощью интернета в национальный парк «Лосиный остров»
Учитель проводит эвристическую беседу «Экологические проблемы».
После просмотра фотоальбома и видеотеки дети отвечают на вопросы.
.
Познавательные: использование различных источников информации.
Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала
Моделирование (составление модели «Лес- наш друг»).
Учитель предлагает детям дополнить цветок лепестками «Лес – наш друг».
Организует работу по формированию умений делать выводы.
Дети под музыку И. Штрауса «Сказки венского леса» собирают цветок. После завершения работы делают вывод о значении леса для человека.
Коммуникативные: формулирование аргументации своего мнения.
Познавательные: преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала.
VII. Рефлексия.
Цель: зафиксировать новое содержание урока; оценить результаты учебной деятельности.
Самоанализ проектной деятельности
Дети получают словесную похвалу учителя и одноклассников; оценки за определённые виды работ
Учитель организует рефлексию.
Дети сами оценивают свою работу, используя линейки достижений,
рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
Регулятивные: контроль, оценка и осознание обучающимися того, что усвоено и что еще подлежит усвоению
Личностные: самооценкана основе критерия успешности
VIII.Домашнее задание.
Дифференциация
Учитель дает разноуровневое домашнее задание
1.Устное задание: с.106-113.Ответы на вопросы «Проверь себя».
3.Нарисовать знаки, запрещающие вредить природе леса.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в письменной форме
Познавательные: составлять ответы на вопросы.
Эмоциональный фон урока:
Цель: снятие напряжения.
Оценочные высказывания обучающихся.
Понравилось ли вам путешествие в лес? Какое у вас настроение? Опишите его словами.
Дети описывают словами свои впечатления.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других
Игра «Улыбнитесь!»
Учитель: Мы прощаемся с лесом, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Наше путешествие было увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового о лесе. Давайте улыбнёмся на прощание всем обитателям леса, улыбнёмся друг другу и порадуемся нашейчудесной природе. Мы обещаем, что будем относиться бережно ко всему живому
Улыбаются друг другу
Личностные: выражатьдоброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Приложение
1.«Волшебные линейки»
Задание: отметьте на них, пожалуйста, где вы сейчас находитесь.
1.Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозговогоштурма». («Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта). В результате на доске появляется заготовка с основными разделами проекта.
2.Распределение заданий.
4.Памятка «Правила работы в группе»
Работают все и работает каждый.
Уважай своих товарищей. Интересно мнение каждого.
Умей каждого выслушать, не перебивай выступающего, но и сам будь чётким в высказываниях.
Доверяй учителю, но каждый имеет право на инициативное предложение. Не согласен - предлагай!
Радуют успехи каждого!
5. Исследовательская карточка
Прочитай строки из стихотворения С. Я. Маршака «Зелёная застава».
Подчеркни те строки, где поэт говорит о значении леса для жизни полей.
Дети выделяют следующие строки:
Они стеной стоят на страже,
Качая копьями ветвей,
Чтоб не проник ордою вражьей
В поля кочевник суховей.
Покачиваясь величаво,
Стоят деревья-сторожа,
Как богатырская застава
У боевого рубежа.
6. Физкультминутка «На лесной полянке».
Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.
-Мы в лесу свои друзья,
И все мы – дружная семья. (Дети встают из-за парт и берутся за руки.)
Деревья выстроились в ряд,
И каждый встрече с нами рад. (Улыбаются друг другу)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоняются)
А это- высится сурово, как солдат (тянутся вверх)
Одно- раскидистые ветви простирает, (машут руками)
Другое - на ветру трепещет и играет ( Весело прыгают Садятся на свои места)
7.Эвристическая беседа «Экологические проблемы леса»
Для обсуждения в классе:
Какую роль играют растения в жизни животных?
А какую роль играют животные в жизни растений? (растения умирают, перегнивают –соли; животные участвуют в размножении растений путём переноса их семян на шерсти живота; навоз.)
Что будет,если обитатели леса исчезнут?
А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
О чём должны помнить люди, приходя в лес? (Лес - наше богатство, это «лёгкие нашей планеты».)
Что зависит от каждого из нас?
Экологическая проблема: Правильно ли использует человек лес? (Нет, вырубает леса, много мусора, разводит костры.)
Как решить эту проблему?
(Насаждение новых лесов, экономное и бережное отношение к растениям.)
Вывод: Лес - наше богатство. Но чтобы лесных богатств хватило всем и надолго - нужно на месте каждого срубленного дерева посадить новое. Лес - это не только сырьё, но и бесценная красота. Если лес приносит человеку радость, красоту и пользу, значит с ним нужно дружить. А, чтобы с ним дружить, нужно делать для него то же самое: приносить пользу. Но самое главное - животных и растения нужно любить.
8. Моделирование.
Моделирование является не только важнейшим методом построения учебной программы, но и актуальным приемом для решения различных учебных задач. Учебной моделью является такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Поскольку в учебной модели изображается некоторое всеобщее отношение, найденное и выделенное в процессе преобразования условной задачи, то содержание этой модели фиксирует внутренние характеристики объекта, наблюдаемые непосредственно. Таким образом учебная модельвыступает как продукт мыслительного анализа, затем сама может являться особымсредством мыслительной деятельности человека.
Цветок «Лес - наш друг».
Лепесток «защитник». Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии. Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес «питает» их. Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.
Лепесток «место отдыха». Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь». Лес - это удивительная красота, мир чудес. Мы должны его беречь!
Лепесток «источник». В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: «накормит русский лес», «нагнусь к нему напиться». Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу. Шкафы, стулья, деревянный пол, двери, (даже бывают дома) - из дерева. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева.
Лепесток «дом». В лесу растут травы, цветы, грибы. Лес для них дом. Ещё лес является домом для птиц, животных, насекомых – жуков, пауков, червей.
Лепесток «аптека». В лесу много лекарственных растений. Человек их использует для лечения. Животные тоже нуждаются в лекарствах. Известно, что даже гриб мухомор полезен лосям и является для них лакомством. Лесной воздух тоже лечит.
9. Активизация творческого мышления на уроке
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. Творческое мышление – высший уровень развития мышления. Чтобы активизировать творческое мышление учеников, использовала метод « мозгового штурма».
«Мозговой штурм» является методом , позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Вместе с тем «мозговой штурм» учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию коллектива, что позволяет «выловить» из глубины мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи.
Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно реализовать быстро).
Такие уроки проходят веселее, дети активно участвуют в дискуссиях, пополняется словарный запас, поднимается настроение от сделанных самими открытий.
При разработке урока ставила перед собой цель: провести урок современный, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека («если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего»), опираясь на три постулата новой технологии современного урока:
Первый постулат современного урока:«Урок есть открытие истины, поискистины и осмысление истины в совместнойдеятельности детей и учителя».
Второй постулат современного урока:«Урок есть часть жизниребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Третий постулат современного урока: «Человек в качестве субъекта осмысленияистины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства».