Просмотр содержимого документа
«Тема: «Умение опознавать имена собственные»»
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Умение опознавать имена собственные»
Цель: обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных.
Задачи:
1) формировать практические навыки написания имен собственных с заглавной буквы;
2) развивать умение анализировать и контролировать свою деятельность, деятельность своих одноклассников; способствовать развитию внимания, наблюдательности;
3) совершенствовать коллективные формы работы, воспитывать культуру отношений, прививать этические нормы поведения, формировать умения самопроверки.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, анализировать, делать выводы, сравнивать.
Оборудование: учебник «Русский язык» часть 1 под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. «Просвещение». 2012; ноутбук, интерактивная доска, презентация, карточки для работы в группах, работы в парах, тест, напечатанные буквы Ш,ш, плакаты: «Сиди правильно», «Алфавит», лист самооценки, .
Тип урока: урок обобщения знаний.
План занятия (с указанием времени, отведенного на каждый этап)
Организационный момент (1/)
Актуализация знаний (8/)
Самоопределение к деятельности (3/)
Работа по теме урока (7/)
Физкультминутка (2\)
Этап контроля и самоконтроля (12/)
Рефлексия (8/)
Домашнее задание (2/)
Итог урока (2/)
Ход урока
I Оргмомент
Молча встали, подтянулись,
На урок настроились.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь
С усердием трудитесь.
II Актуализация знаний
Минутка чистописания
-Сядьте правильно, обратите внимание на плакат: «Посадка готов к работе при письме» (сл. 2)
- Запишите число, классная работа (сл. 3)
Ин. д.: - б…реза, пёс, сидел, Шарик, у (сл.4)
- р…бята, шарик, запустили, красный
- Дети, какое одинаковое слово встречается два раза? (Шарик, шарик)
- С какой буквы оно начинается?(Ш,ш)
Сегодня на минутке чистописания повторим письмо заглавной и строчной буквы Шш.(сл.5)
а) образец учителем на доске: Шш
б) запись обучающихся по образцу
в) сравнение
- Сравните написание своих букв с моими и подчеркните те буквы, которые вы записали правильно.
- На протяжении всего урока старайтесь эти буквы и другие писать правильно и красиво, сверяя их с алфавитом. (плакат «Алфавит»)(сл.6)
2. Орфографическая работа
- Вернемся к словам на доске. (сл.7)
- Какие буквы пропущены в данных словах? Докажите.
(словарные слова: береза, ребята)(сл.8)
- Составьте 2 предложения из каждой строчки, изменяя, где необходимо, форму слова. (сл.9)
(У березы сидел пёс Шарик.
Ребята запустили красный шарик.)
- Как оформляются предложения в письме? ( Заглавная буква, точка)
- Запишите составленные предложения. Каждое предложение с красной строки. (самост-но записывают) (Самопроверка по слайду) (сл.10)
- Справились с написанием предложения без ошибок и верно определили основу, на полях ставим ! (карточка)
Справились с составлением предложения, но допустили ошибки в словах или не верно определили основу, ставим +, если ошибки и в составлении предложения или в словах предложения, а так же не верно определена основа, ставим -. Это значит, вам нужно еще раз обратить внимание на это задание. Поднимите руки, кто поставил знак !
III. Самоопределение к деятельности
-Еще раз прочитайте эти предложения и скажите, что в них общего, а чем они отличаются? (сл.13)
(В этих предложениях есть одно и тоже слово шарик. Но оно имеет разный смысл. Поэтому пишутся с разных букв: заглавной «Ш», строчной «ш»)
- А как называются слова, которые мы всегда пишем с заглавной буквы?
(имена собственные) (сл.14)
- Назовите тему, поставьте цель, исходя из данного задания?
Тема: «Имена собственные» (сл.15)
Цель: научиться опознавать (находить, подбирать) и правильно записывать имена собственные.
Составьте план, что для этого нужно сделать:
Назвать, определить слова собственные
Выявить в них общее
Сделать вывод (сл.16)
IV. Работа по теме
Усвоение знаний и способов действий
а)Работа в парах (Приложение 1,карточка)
(Разгадайте ребусы, запишите и сделайте выводы: Надя, Волчок, Волга) (сл.17)
б)вывод:
-1)Надя, имя человека, пишется с большой буквы.
2) Волчок – кличка животного пишется с большой буквы
3) Волга – название реки, пишется с большой буквы.
Какие еще слова мы пишем с большой буквы? (названия городов, рек, озер, улиц, любых географических названий пишем с большой буквы.
-Назовите еще раз эти слова и сделайте вывод.
( Надя, Волчок, Волга - это имена собственные и они пишутся с большой буквы.) (сл.18)
Физминутка
Выстраивание материала в систему знаний
а)Повторим, правила работы в группе. (сл.19)
б)Работа в группах: (Приложение №3)
Найти и исправить ошибки (карточка)
(Проверка) (сл.20)
Вывод: имена собственные пишутся с большой буквы
Самостоятельная работа
с. 86 упр. 130
- Прочитайте слова.
- На какие 4 группы можно разделить слова?
(города, имена, фамилии, имена героев)
-Запишите данные слова по алфавиту.
1в. – названия городов
2в. – имена
Проверка: (сл. 21)
-Какое слово оказалось в 2-х группах? Почему?
-Какое правило использовали при записи этих слов?
Вывод: имена собственные пишутся с большой буквы.
( Эти слова записывали по алфавиту.)
V. Рефлексия (тест)
-Сейчас вы проверите свои знания и оцените себя.
Для этого предлагаю вам пройти тест: (сл.22) Приложение №4
- Проверьте себя, посчитайте общее количество баллов: (сл. 23)
если набрали 10 баллов – вы отлично знаете эту тему,
если набрали от 6 до 8 баллов, вы не достаточно изучили данную тему,
если вы набрали меньше 6 баллов , вы не усвоили эту тему и вам вновь нужно к ней обратиться.
VI. Домашнее задание (сл.24)
с.86, упр. 131
10 слов имен собств. по алфавиту (по желанию)
VII. Итог (сл.25)
Какую цель ставили на уроке?
(научить опознавать имена собственные и правильно их записывать)
С помощью светофора покажите кто справился с данной целью:
зеленый- усвоил тему, не допускал ошибок в работе,
желтый – усвоил тему, но иногда допускал ошибки,
красный свет – не усвоил тему и допустил ошибки в работе.
-Как же пишутся имена собственные?
Приложение:
1.Разгадай ребусы:
Приложение №2
Карточка1группа
Найти и исправить ошибки:
Маленький василёк сорвал синий василёк.
Карточка2 группа
Найти и исправить ошибки:
Станислав жук – известный русский тренер.
С листа на траву слетел жук.
Карточка3 группа
Найти и исправить ошибки:
Танин дружок похвастался, что его дружок серого окраса.
Приложение №3
Тест по русскому языку
по теме «Имена собственные»
Инструкция для обучающихся:выбери только один правильный ответ.
1.Подчеркни слово, которое надо писать с большой буквы.
а) река б) гора в) корова г) тузик
Критерии оценивания задания:
0 баллов – задание выполнено не верно;
2 балла – задание выполнено верно. б.
2. Подчеркни слово, которое не надо писать с большой буквы.
а) Волга б) Пушок в) Оля г) Мама
Критерии оценивания задания:
0 баллов – задание выполнено не верно;
2 балла – задание выполнено верно. Б б.
3.Подчеркни слово, которое всегда пишется с большой буквы.
а) надежда б) имя в) лена г) город
Критерии оценивания задания:
0 баллов – задание выполнено не верно;
2 балла – задание выполнено верно. б.
4.Подчеркни группу слов, где допущена ошибка.
а) берег Невы б) Дядя Петя в) Мария Ивановна г) хмурый ноябрь
Критерии оценивания задания:
0 баллов – задание выполнено не верно;
2 балла – задание выполнено верно. б.
5.Подчеркни группу слов, где указаны только имена собственные.