Тема: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Тема: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
«Школа России»). Тип урока: урок чтения и анализ литературного произведения. Цели: -познакомить обучающихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост», формировать умение анализировать образ главного героя и его поступков, совершенствовать навык правильного осознанного чтения целыми словами; - развивать умение находить и извлекать информацию из различных источников, выделять главную мысль изучаемого произведения, развивать умения выразительного чтения произведения, передавая интонацией настроение, умения отстаивать свою точку зрения, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; - прививать интерес к творчеству Д.Н.Мамина – Сибиряка, умения оценивать свои поступки и поступки других. Оборудование: -литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
« Ургубамахинская СОШ»
МО «Акушинский район»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛ.
НА ТЕМУ:
Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Составила- Магомедова Муслимат Абдулаевна, учитель нач. классов
Акуша 2020г.
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме «Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (по курсу «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий…,УМК «Школа России»). Тип урока: урок чтения и анализ литературного произведения. Цели: -познакомить обучающихся с произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост», формировать умение анализировать образ главного героя и его поступков, совершенствовать навык правильного осознанного чтения целыми словами; - развивать умение находить и извлекать информацию из различных источников, выделять главную мысль изучаемого произведения, развивать умения выразительного чтения произведения, передавая интонацией настроение, умения отстаивать свою точку зрения, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; - прививать интерес к творчеству Д.Н.Мамина – Сибиряка, умения оценивать свои поступки и поступки других. Оборудование: -литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/(Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.).- М.: Просвещение, 2012.-223с.: ил.- (Школа России). - толковый словарь и 5 словарей фразеологизмов; -карточки с вопросами и ответами по биографии; - картинки из сказок; - мультимедийный проектор; - «Цветик - семицветик» (лепестки с опорными словами, которые предполагают цели урока для детей (познакомимся со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца…,узнаем, почему зайчик храбрый, научимся понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, давать характеристики героям, докажем, почему это произведение называется сказкой и др.); Структура урока: I. Организационный момент. Проверка домашнего задания. II . Сообщение темы и цели урока. (Постановка целей). III. Изучение нового материала. IV. Анализ литературного текста. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. VII. Подведение итогов. 2 Ход урока: I. Организационный момент. Проверка домашнего задания Приветствие “Здравствуйте!” Учитель проговаривает вместе с обучающимися, а дети поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами);
· успеха (указательными); · большого (средними); · во всём (безымянными); · и везде (мизинцами); · Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью) · - Здравствуйте, ребята! -Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок. - С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Н. Мамин – Сибиряк). - Проверим, что вы запомнили о жизни и творчестве писателя. Задание: «Найди похожих» - На карточках зеленого цвета написаны по 2 вопроса. (Раздаю карточки 4 уч – ся на свой выбор. Дети выходят к доске.). На остальных написаны ответы. Вы должны найти ответ на поставленный вопрос и встать рядом с задающими вопрос. Учащиеся с карточками зеленого цвета выходят к доске и зачитывают вопросы по очереди. Учащиеся с ответами встают рядом с задающими вопрос. 1 ученик зачитывает 1 вопрос: - Какая настоящая фамилия Мамина – Сибиряка? Ответ у 2 человек: настоящая фамилия Д.Н. Мамина – Сибиряка Мамин. 2 вопрос: - Какое произведение Мамину – Сибиряку принесло самую широкую известность? Ответ у 2 человек: самую широкую известность получили «Аленушкины сказки», переведенные на многие языки мира. 2 ученик зачитывает 1 вопрос: - Где и когда родился Д.Н. Мамин – Сибиряк? Ответ у 2 человек: Мамин – Сибиряк родился на Урале в 1852 году. 2 вопрос: - Как называл писатель детскую книжку? Ответ у 2 человек: Мамин-Сибиряк называл детскую книжку "живой нитью", которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. 3 ученик зачитывает 1 вопрос: - Какое любимое занятие было в семье писателя? Ответ у 2 человек: в семье Маминых любимым занятием считалось семейное чтение книг. 2 вопрос: 3 - Для кого сочинял писатель сказки, которые вошли в сборник «Аленушкины сказки»? Ответ у 2 человек: свои сказки Мамин-Сибиряк сочинял сказки для больной дочери, которую он растил и воспитывал один. 4 ученик зачитывает 1 вопрос: - Для кого были предназначены детские произведения Мамина – Сибиряка? Ответ у 2 человек: детские произведения очень разнообразны и предназначены для детей разного возраста. 2 вопрос: - С чем связаны рассказы и сказки Мамина – Сибиряка? Ответ у 2 человек: рассказы и сказки связаны с романами и повестями о горнозаводском Урале. -Молодцы, ребята, мы повторили домашнее задание, разделились на 4 группы для дальнейшей работы. (Дети, которые правильно ответили на все вопросы, получают оценки). Рассаживаемся по группам. II . Сообщение темы и цели урока. (Постановка целей ) - Какие бывают сказки? (Народные и авторские). - Что вы знаете о народной и авторской сказке? - С какими писателями, сочиняющие сказки, вы знакомы? - Давайте отгадаем, о какой сказке идет речь? - Я, Мышка – норушка! - Я, Лягушка – квакушка! - Я, Зайчик – побегайчик! Теремок - Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, А от тебя, заяц, и подавно уйду! Колобок. - Иду – иду на пятах, Несу косу на плечах, Хочу лису посечи, Ступай, лиса, с печи! Лиса и заяц. - Что общего у этих произведений? (Это русские народные сказки). - Какой персонаж есть во всех этих сказках? (Заяц). - Каким мы видим зайца в сказках, определите по картинкам. Работа в группах: на партах картинки из сказок, опишите характер зайца. (Трусливый, добрый, пугливый, всего боится..) -Вы, наверное, уже догадались, о каком герое пойдет речь сегодня на уроке? (О зайце). - Молодцы! Да, у Мамина – Сибиряка есть тоже сказка о зайце (показ названия на экране). - А теперь прочитаем её название хором.(Дети читают). - Предположите, о ком пойдет речь в сказке? (Сказка про зайца.) - Только вот непонятно, почему он храбрый, если все зайцы обычно трусишки? - От каждого урока мы что- то ждем. А, что вы ожидаете от сегодняшнего? Давайте постараемся определить, чем мы будем заниматься на уроке? Задание 2. «Цветик – семицветик» На доске цветок без лепестков (лепестки прикреплены на доске и видны только опорные слова). На каждом лепестке записаны опорные слова с предполагаемым началом целей урока. (познакомимся со сказкой Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца…» и ее героями, узнаем, почему зайчик храбрый, научимся понимать поступки героев, их эмоциональное состояние, будем учиться давать характеристики героям, выразительно читать подумаем, почему это произведение называется сказкой, постараемся не подвести товарищей и др.). -Правильно ли я вас поняла? (Задача учителя обобщить высказывания обучающихся и выстроить их примерно таким образом) III. Изучение нового материала. 2. Знакомство с текстом (первичное восприятие текста). Чтение текста учителем. -Сейчас вы внимательно послушаете сказку и ответите на вопросы: - Почему это произведение можно назвать сказкой? - Каким вам показался главный герой на первый взгляд? Дети следят за чтением учителя. Дочитав до слов «Кричат зайцы про волка, а волк- тут как тут», учитель останавливается и задает вопрос. -Как вы думаете, что же будет дальше? (Предположение детей) -Дочитав сказку до конца, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения? - Вот мы и прослушали данное произведение. Так почему же все -таки автор называет его сказкой? (Звери разговаривают, заяц волка не боится., ….) Физминутка. Проверка качества первичного восприятия текста - Вам понравилась сказка? - Вы сказали, что заяц вам показался смешным, глупым, а что вам показалось самым смешным? -Что запомнилось сразу? 3.Вторичное восприятия текста. Словарная работа -Перед вами на экране слова, которые втретились, прочитайте их, пожалуйста, сначала шепотом, потом по слогам, затем громко целыми словами: вспорх- нет взо- брал- ся встрях- нул- ся храбрый – расхрабрившийся бодрый – приободрился сила – обессилел б. Вторичное чтение текста. (про себя). - В сказке автор использует слова и образные выражения, а может быть ктонибудь из вас их заметил? душа в пятки ( вместе по словарю ищем, лежит закладка) задал стрекача(вместе по словарю ищем, лежит закладка ) язык примерз (1 группа самостоятельно ищет) гонится по пятам(2 группа самостоятельно ищет) замертво свалился (3 группа самостоятельно ищет) не смел дохнуть (4 группа самостоятельно ищет) Работа в группах самостоятельно с фразеологическим словарем. Каждая группа дает пояснение своему выражению. Параллельно на экране справа появляются пояснения данных выражений и остаются во время вторичного восприятия текста. душа в пятки не мог говорить от страха задал стрекача догонял язык примерз упал от усталости гонится по пятам задержал дыхание замертво свалился очень быстро бежал не смел дохнуть сильно испугался IV. Анализ литературного текста. 1. Деление текста на части. - Предположите, сколько частей будет в этом тексте. Сейчас мы подберем название к каждой части. - Каким описан заяц в начале сказки? Найдите ответ в тексте.(Всего боялся, душа в пятки,…) - Почему заяц вдруг заявил, что никого не боится?(Надоело ему бояться) -Какое название подойдет к 1 части? (Надоело бояться) - Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. («-Никого я не боюсь! –крикнул ….») - Подумайте, придавали ли ему силы хвастливые слова?( «…-кричал расхрабрившийся окончательно Заяц.») - Как вы относитесь к хвастовству? (Это плохо,…) - Найдите и зачитайте в этой части слова, которые можно заменить выражением: 6 очень удивились тому, что услышали. (Слушают и своим собственным ушам не верят). - Почему смеялись над ним молодые и старые зайцы? («Они побыли в лапах у лисы и отведали волчьих зубов». Они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается). Дети все ответы подтверждают чтением текста из учебника. 2.Работа над иллюстрацией к сказке. (творческая работа с текстом по результатам анализа) - Рассмотрите иллюстрацию к сказке - Какой эпизод изобразил художник? - Найдите отрывок и прочитайте его по ролям. - Как вы думаете, какие чувства испытывает заяц в этот момент? -А какой заголовок подойдет к этой части сказки? (Ай, да косой!) ФИЗМИНУТКА. - Покажите позу и движения зайца: * вначале сказки *когда увидел волка *когда поверил в свою храбрость - Что случилось в сказке дальше? - Почему волк решил съесть именно этого зайца? (Потому что он смеялся больше всех над волком). - Зачитайте выразительно, о чем подумал волк, когда увидел зайца.(«Э, брат, ……с.185). - Найдите слова в этой части, которыми можно заменить выражение: Появился, как только о нем вспомнили. (А волк – тут как тут) - Можно ли такими словами назвать следующую часть сказки? - Что случилось с зайцем, когда он заметил волка? («Тут язык у хвастуна точно примерз»). - А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало). -А какое название подойдет к этой части сказки? (Задал стрекача). - Чем закончилась сказка? (Заяц начал верить, что он действительно никого не боится). 1.Надоело бояться. 2.Ай, да косой! 3.Волк тут как тут. 4.Задал стрекача. 3.Работа в группах. - Найдите, пожалуйста, слова, которые описывают действия героев. Дайте характеристику героям (эмоциональное состояние). 1 группа – Действия зайца (Крикнул во весь лес, расхрабрился, взобрался на пенек, уселся на задние лапки, увидел волка, точно примерз, подпрыгнул кверху, упал со страху, перевернулся, задал стрекача, бежал, выбился из сил, обессилел, замертво свалился, вылез, встряхнулся, начал верить, что никого не боится.) 7 2 группа– Действия других зайцев (Собрались, сбежались, приплелись, все слушают, ушам не верят, хихикнули, засмеялись, сделалось весело, начали кувыркаться, прыгать, скакать, разыгрались, не видят, веселятся пуще прежнего, не могли прийти в себя, спрятались, убрали, завалились, начали выглядывать, начали искать, нашли, закричали в один голос) 3 группа – Действия волка. (Ходил, проголодался, подумал, слышит, остановился, понюхал воздух, начал подкрадываться, близко подошел, начал выглядывать, бежал в другую сторону, ему показалось, убежал). 4 группа – Найти в толковом словаре значение слов «храбрость» и «трусость» -А теперь мы поделимся информацией друг с другом и посмотрим, как менялось настроение героев на протяжении всей сказки. - Зачем же писатель придумал эту сказку про храброго зайца и рассказал ее Аленушке? (автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел); -В жизни тоже, прежде чем что-то сделать, надо прогнозировать результаты своих поступков. V. Рефлексия.
- Мы вспомнили содержание сказки, а теперь продолжите высказывание: Меня рассмешило то, что… Мне понравилось то, что… Меня взволновало то, что… Меня обрадовало то, что… VI.Домашнее задание: Слайд № 8. 1. Восстановить план и пересказать сказку 2. Перечитать сказку и подобрать пословицы «о храбрости» и «трусости» Задание по выбору обучающихся. VII. Подведение итогов. - С какой сказкой познакомились? - Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор) - Кто автор этой сказки? (Мамин – Сибиряк). - Как автор характеризует зайца? Какой он? (для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый). - Чему учит сказка? (не надо хвастаться, прежде чем что-то сделать, надо подумать о результатах своих действий и как не попасть в такую ситуацию ). - Удалось ли нам выполнить те учебные задачи, которые ставили в начале урока и оправдались ли ваши ожидания? («Цветик- семицветик»). 8 Дети еще раз проговаривают цели урока. - А теперь оцените свою работу на уроке («Смайлики») Желтый – работал хорошо, все было понятно, не подвел товарищей, ожидания оправдались; красный – поработал не в полную силу, не все ожидания оправдались, еще надо поработать; синий – работал плохо, было скучно, к сожалению, ожидания не оправдались, но я постараюсь в следующий раз. Выставление оценок. - Урок окончен. Спасибо за работу.
Самоанализ урока
1.Тема урока: Д.Н. Мамин –Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост»
Урок был проведён по программе Школа России.
2. Тип урока: урок открытия новых знаний.
3. Цель урока – Достижение планируемых результатов посредством технологии продуктивного чтения.
Планируемые результаты:
предметные – - воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя;
- отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции;
- определять жанр произведения;
- предполагать содержание по заглавию, иллюстрации;
- вычитывать текстовую информацию.
- объяснять выбор автором заглавия;
- вести диалог с автором по ходу чтения текста: прогнозировать события, которые будут происходить в тексте, проверять себя по тексту;
- находить в тексте материал для характеристики героя.
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;
- создавать письменный текст.
В уроке я отразила универсальные учебные действия
Регулятивные-прогнозировать; осуществлять оценку результатов деятельности.
Коммуникативные УУД- задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли; работать в группе.
Личностные УУД - оценивать поступки героев.
Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».
4.Урок я провела в конце 2 четверти. Это второй по счету урок в разделе Литературные сказки. Усвоению материала этого урока предшествовало знакомство с писателями, произведения которых мы будем изучать в этом разделе, дети готовили сообщения.
5. Учащиеся моего класса имеют хорошие учебные возможности. В классе трое учащихся ударники, двое учеников имеют за четверть две тройки и двое учатся на «3». При планировании данного урока я учла возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников своего класса.
Коммуникативные: с полнотой и точностью выражать свои мысли.
Методы: словесный. наглядный.
III Усвоение новых знаний.
Познавательные: определение темы урока,
Коммуникативные: задавать вопросы; с полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: прогнозирование по названию и иллюстрации.
Методы: словесный,
Наглядный.
Цели мы на этом уроке не ставили, я не стала терять на это время.
IV Первичная проверка понимания текста.
Личностные: оценивать поступки героев.
Познавательные: проводить доказательство; извлекать необходимую информацию; осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: с полнотой и точностью выражать свои мысли; работать в группе.
Регулятивные: осуществлять оценку результатов деятельности (работы в группе)
Методы: словесный, практический.
V Самостоятельная работа и проверка по эталону
Личностные: Самоопределение.
Познавательные: строить логическое рассуждение, умозаключение Регулятивные: Контроль и самооценка.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый
Форма контроля: индивидуальная
На этом этап я создала проблемную ситуацию, которая была успешно разрешена детьми. Дети должны были расставить события в правильном порядке.
VI Рефлексия.
Личностные: оценивать поступки героев.
Познавательные: осознанно строить речевое высказывание, умозаключение.Коммуникативные: умение с точностью выражать свои мысли.
Метод: словесный
Учащиеся адекватно оценили достигнутые результаты. У некоторых детей вызывает затруднения высказывать своё мнение, делать умозаключение. Работу с этими учениками в дальнейшем буду строить через индивидуальную работу.
VII Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Личностные: оценивать поступки героев.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: Планирование.
Метод: словесный
7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока соответствовала временным рамкам.
Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:
информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
технология продуктивного чтения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется правильная читательская деятельность;
здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, была использована физминутка, работа в группах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения технических средств обучения, была учтена дозировка домашнего задания.
8. Отбор материалов и технических средств были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.
9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:
- «открытие» ребёнка на общение
- «соучастие» ребёнка в процессе
- «возвышение» ребёнка
Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.
10. В целом урок я считаю удавшимся, так как:
1) достигнуты цель урока и запланированные достижения;
2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.
3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.
4)Я сама в целом осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей.