Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе
по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»
Цели урока:
А) Образовательные:
-продолжить работу по формированию навыков чтения (правильность, выразительность, осмысленность, беглость);
-совершенствовать умение анализировать текст литературной сказки;
-учить понимать эмоциональное состояние героя и эмоциональный настрой произведения;
Б) Развивающие:
-развивать умение самостоятельно работать с текстом;
-развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
-развивать эмоциональность, артистичность;
В) Воспитывающие:
-воспитывать нравственные качества личности;
-воспитывать интерес к чтению;
-создать творческую атмосферу сотрудничества в классе.
Оборудование: выставка произведений Д.Н. Мамина – Сибиряка; книги других авторов, героем которых является заяц;
-мультимедийный проектор; -экран;
-компьютер(презентация); ноутбуки (у учащихся);
-индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Орг. Момент
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок чтения.
Тихо сели .Глазками все посмотрели.
Всё ль готово, всё ль в порядке.
Книжки, ручки и тетрадки.
Ребята прослушайте песню.
1слайд. О чём поётся в песне? (О сказке. ) А какие вы сказки знаете?
(литературные и народные). Какие мы сказки называем народными ? А почему литературными? Значит сегодня на уроке что мы буем читать?(сказку). О чём будет это сказка вы сейчас должны догадаться.
II. Проверка дом задания.
Домашнее задание было подготовить сообщение о каком – нибудь лесном звере, то есть рассказать какой он, о том как звери готовятся к зиме или как себя ведут (учащиеся зачитывают подготовленные дома стихи и маленькие рассказы о зверях).
Делая итог учитель зачитывает маленький рассказ о зайчике.
Зайчик:
«Нет на свете доли хуже моей, серенького зайки!
И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса ;
Отовсюду грозит мне беда; а защищаться - то нечем: лазить на дерево, как белка, я не могу. Бегать я таки мастер и прыгаю недурно; но хорошо, если придется бежать по ровному полю или на гору, а как под гору - то и пойдешь кувырком через голову: передние ноги не доросли. Все бы еще можно жить на свете, если б не трусость негодная. Заслышишь шорох, уши подымутся, сердчишко забьется, невзвидишь света. Ох, плохо мне, серенькому зайке! Хитришь, по кустикам прячешься, по закочкам слоняешься, следы путаешь...»
Учитель: Почему тревожится зайчик? (ответ учащихся)
Как вы думаете сегодня на нашем уроке кто будет главным героем? (ответ учащихся)
III. Переход к теме.
У: Да ребята. заяц часто является героем сказок. Вспомните какие вы знаете сказки с участием зайки? (ответ учащихся).
А вот сегодня мы познакомимся с необыкновенным зайцем.
Прочитайте название сказки с которым мы познакомимся сегодня на уроке.(слайд)
«Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Значит с каким зайцем мы познакомимся (с храбрым).
А действительно ли он храбрый мы узнаем прочитав сказку.
Вот ребята мы сказали что сказки делятся на народные и авторские. Значит наши сказку кто – то написал или народ или автор.
Так вот «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост» написал замечательный писатель Дмитрий Мамин – Сибиряк.
IV. Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка и его произведениями (рассказ учителя по слайду).
Ребята, а вы читали произведения этого писателя? Может кто – нибудь знаком с его сказками?(ответ учащихся).
V. Чтение сказки в целом (учителем).
VI. Чтение про себя. Учащиеся знакомятся сказкой читая её про себя.
Далее даётся работа : найти слова значение которых не понятны.
VII. Словарная работа. Слайд
душа в пятки – испытание сильного страха
приплелись – пришли медленно
подкрадываться – подойти тихонько
задал стрекача – поспешно убежал
бешеный – раздражённый, больной
язык примёрз - замолчал
VIII. Чтение сказки учащимися по цепочке.
а) Работа по содержанию сказки. Ученики задают друг – другу вопросы.
б) Ученикам даются индивидуальные листы с содержанием сказки (приложение1, где они делят сказку на части и отмечают карандашом. Затем листы собирает учитель, результаты работ оговариваются на следующем уроке перед проверкой домашнего задания).
IX. Работа с ноутбуками. Закрепление прочитанного.
Ученики включают ноутбуки , находят тест по содержанию сказки и работают самостоятельно.
X.Домашнее задание.
- подготовить пересказ
- нарисовать иллюстрации
- прочитать другие сказки Мамина - Сибиряка
Ученики выбирают задания по выбору ( при этом можно сделать не только одно задание)
XI. Подведение итогов.
У: Почему автор сказки назвал зайца храбрым?
Чему нас учит сказка?
Давайте оценим свою и работу своих товарищей на уроке.
Спасибо за урок.