Тип урока: изучение нового материала |
Педагогические задачи: способствовать формированию понятия «литературная сказка»; создать условия для ознакомления с авторской сказка Д. Н. Мамина-Сибиряка « Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; обучения работе с повествовательным текстом (определение темы, главной мысли, основного содержания произведения; характеристика героев сказки; сравнение литературной и народной сказок); поиску жанровых особенностей сказки; работе с книгой. |
Планируемые результаты |
Предметные: познакомятся с авторской сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка; научатся называть специфические особенности жанра литературной сказки; выделять главную мысль произведения под руководством учителя; характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков; ориентироваться в тексте, восстанавливать последовательность текста |
Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание урока; осмысливают литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки) авторской сказки, её основных особенностей; понимают главную мысль; дают характеристику героям произведения; осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются в учебной и художественной книге регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях) |
Личностные: Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания |
Образовательные ресурсы: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, презентация «Творчество Д.Мамина –Сибиряка», ноутбук, мультимедийный проектор, аудиозапись сказки («Литературное чтение» аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климановой), иллюстрации с изображением зайца, волка; загадки; книги автора для выставки. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организация начала урока 1 мин | (Мотивирует к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку) Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так, что время не теряем И работать начинаем. | Показывают готовность к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, дневника). | Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации |
Актуализация знаний, мотивация 2 мин | Урок я хочу начать с загадок. - Отгадайте загадки, назовите сказку. 1.Сидит в корзине девочка У Мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несет ее домой. ( Русс. нар. сказка « Маша и Медведь») 2.Удивляется народ: едет печка - дым идет. А Емеля на печи ест большие калачи» (Русс. Нар. сказка « По щучьему велению») 3.«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке» - Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг о друга друга? - Чем отличаются литературные сказки от народных? | Отгадывают загадки Народная и литературная Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ и др. У авторских сказок есть автор. и т.д. | |
Введение в тему урока. Постановка учебной задачи 1 мин. | Прочитайте тему урока, записанную на доске. Подумайте и определите по теме что нас ждет на уроке? | Литературная сказка Д. Н. Мамина- Сибиряка « Сказка про храброго зайца- длинные уши, короткий хвост» | Знак-во с произведением, автором |
Сообщение темы и целей урока. 2 мин Презентация! ВЫСТАВКА КНИГ | -Что вы можете сказать по названию сказки? (Главным героем будет Заяц. Дается его описание). Что вы знаете о зайцах? - А почему храбрый? - Пока еще непонятно. - Прочитав произведение узнаем, почему он храбрый. - Автор этой сказки Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. ! (Портрет писателя) - А с его биографией .вас познакомит Азимова Самина Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет) в заводском посёлке (в Свердловская область) в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров. - Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”. Автор написал его для своей больной дочери Елены, которую он очень любил. | Из названия сказки ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только не понятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.) | |
Словарная работа (уточнение лексического значения выражений). 3 мин | - В этой сказке встретятся выражения, значение которых, вам уже знакомо, а также новые выражения, значение которых мы сейчас уточним. (на доске!) - Что не знаете – можно будет посмотреть в словаре. (показ Словаря фразеологизмов) Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил. Гонится по пятам – бежит след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться) Приложение 1 | ИНДИВ. ПОМОЩЬ детям с ОВЗ | |
Физминутка ( 1 мин) |
Работа по содержанию прослушанного. 1 мин Работа над текстом 8 мин | - Понравилась ли вам сказка? - Чем? - Почему это сказка, а не рассказ? (звери разговаривают). - Назовите главных героев. (заяц, молодые и старые зайцы, волк). - Кто вам понравился больше всего? - Какой момент сказки для вас самый интересный? - Каким изображен заяц в начале сказки? (трусливым) Прочитаем произведение. Будьте внимательны, следите. (читаем текст) Анализ произведения. - Что придавало зайцу силы? (хвастливые слова) - Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (они понимали, что волка не одолеть, а заяц просто хвастается) - А почему же волк убежал? (непонятное, неизвестное – страшно стало). - Чем закончилась сказка? – Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». – Как вы понимаете это выражение? – Какой эпизод в сказке вас рассмешил? – А когда вы волновались, переживали за зайца? – Как относится автор к своему главному герою? – Подтвердились ли наши предположения про храброго зайца? | ( Сказка понравилась) (веселая, интересная, смешная ситуация) В ней много смешных моментов. ИНДИВ. ПОМОЩЬ детям с ОВЗ Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели автор над зайцем посмеялся: не надо хвастаться, а то можно попасть в пасть волку и случай не поможет, зайцу повезло, что волк его не съел). | |
ФИЗМИНУТКА 1 мин | | |
Обобщение по прочитанному 1 мин 2 мин - подготовка 5 мин – выступления групп | Продолжаем работу над текстом. Работаем в группах. Вспомните правила работы в группе: - Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет. - Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого. - Назначаем того, кто будет отвечать. - Представляем результат. Приложение 2 1 группа - распределите данные слова, характеризующие героя, согласно сюжету сказки ТРУСЛИВЫЙ СМЕШНОЙ ГЛУПЫЙ БЕССТРАШНЫЙ ХРАБРЫЙ 2 группа – работа с пословицами Выберите пословицы, которые соответствуют сказке Не хвались языком, хвались делом. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Терпенье и труд всё перетрут. 3 группа – выборочное чтение к иллюстрациям. | Работа в группах. ИНДИВ. ПОМОЩЬ детям с ОВЗ ИНДИВ. ПОМОЩЬ детям с ОВЗ | |
Итог урока 1 мин | - С какой сказкой познакомились? - Какая это сказка? (литературная). Почему? (есть автор) - Кто автор этой сказки? - Как автор характеризует зайца? Какой он? - Чему учит сказка? | для зайцев он храбрый, а на самом деле он трусливый не надо хвастаться, а то в следующий раз можно и попасть волку в пасть | |
Рефлексия 4 мин | – Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? – В чём мудрость этой сказки? – Что же на уроке тебя удивило? – Какой урок ты взял для себя из этой сказки? – У кого были трудности, в чём? – Что нового и интересного узнали?- Вспомните содержание сказки и продолжите высказывание: | – Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы. – Не надо бояться никаких трудностей. Осуществляют самоанализ учебной деятельности | |
Подведение итогов 2 мин | Сегодня на уроке работали активно …… Постарайтесь в следующий раз… | | |
Дом.задание 1 мин | Прочитать сказку с. 183- 187 По выбору: найти понравившийся отрывок и пересказать его. По желанию: проиллюстрировать этот отрывок | | |
1. Внимательно читаем задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.
2.Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.
3. Назначаем того, кто будет отвечать.
4. Представляем результат.
А теперь бежим вприпрыжку.
Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет) в заводском посёлке (в Свердловская область) в семье священника и учительницы местной школы.
Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете.
Автор написал его для своей больной дочери Елены, которую он очень любил.
2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
3.Терпенье и труд всё перетрут.