kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по сказке Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

3.Введение в тему.

1). Предварительная беседа.

- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».

Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)

4. Физкультминутка.

5. Изучение темы. Работа над сказкой.

1).Чтение сказки до конца.

- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2).Работа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)

- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?

- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).

- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?

- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).

- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

- Как сам заяц относился к своим словам?

-Прочитайте, как встретились заяц и волк.

-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)

 

 

3). Беседа по прочитанному. Обобщение.

- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)

- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)

- Как поступает заяц, увидев волка?

- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)

- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.

- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

- Можно ли считать финал развязкой и почему?

- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)

6. Итог урока.

-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке Мамина- Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». »

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».



Цели урока: развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к природе, к животным.



Ход урока.



1.Организационный момент.

2.Речевая разминка.

Загадки в пословицах и поговорках (на доске).

- Прочитайте их, отгадайте, о ком или о чём идёт речь.

Он от листа, а лягушка от него бежит.

Его ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

За двумя ими погонишься, ни одного не поймаешь. (Заяц).

- Молодцы, отгадали, а сейчас прочитаем их, вставив нужное слово, скороговоркой. ( Чтение учащимися хором под руководством учителя.)

3.Введение в тему.

1). Предварительная беседа.

- Прочитайте название сказки. Что мы можем по нему узнать? (Эта сказка называется «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Из названия ясно, что главным героем будет заяц. Даже даётся его подробное описание. Только непонятно, почему сказано, что он храбрый, ведь зайцы обычно трусливые.)

- А можем ли мы предположить, что это сказка из сборника «Алёнушкины сказки»? (Да, скорее всего эта сказка из сборника «Алёнушкины сказки». В присказке Мамин-Сибиряк упоминает о нём: «… вон косой заяц приковылял на своих валенках».)

2). Чтение сказки учителем до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут».

Дочитав до этих слов, учитель останавливается и спрашивает:

- Как вы думаете, что же будет дальше? (Слушаем предположения детей.)

4. Физкультминутка.

5. Изучение темы. Работа над сказкой.

1).Чтение сказки до конца.

- Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше. Оправдались ли наши предположения?

2).Работа после чтения.

- Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она весёлая, интересная. В ней столько смешных моментов.)

- Каким изображён заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки.)

- Как вы понимаете выражение «душа в пятки ушла»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно пугается, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

- Найди отрывок о том, как зайцы собрались на полянке. Представляешь ли ты эту картину? Какие слова-действия лучше всего передают, как двигались старые зайцы, маленькие зайчата, зайчихи? Помогают ли тебе эти слова представить старых зайцев и зайчих, маленьких зайчат?

- Найди отрывок о том, как развеселились зайцы, слушая, как хвастается заяц – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. - - ----- Подумай, придавали ли ему силы хвастливые слова? (Дети читают отрывки).

- Почему автор несколько раз повторяет слова «глупый и смешной»?

- Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? (Все смеялись над ним).

- Почему же они смеялись над ним? (Потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только всё хвастается).

- Как сам заяц относился к своим словам?

-Прочитайте, как встретились заяц и волк.

-Найдите предложения, которыми автор передаёт смертельный испуг зайца при встрече с волком.

- Как вы понимаете выражение «язык у хвастуна точно примёрз»? (Он не мог говорить, язык у него точно замёрз от страха, ведь он увидел волка.)

- Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я … я … я…».)





3). Беседа по прочитанному. Обобщение.

- Расскажите, что случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

- Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке? (Волка ноги кормят. Он хотел есть и пошёл искать добычу. А сыт он бывает благодаря своим ногам. Побегает, поймает добычу – будет сыт. Ещё к этой сказке подходит пословица: «Язык болтает, а голова отвечает.»)

- Какой момент в сказке вы считаете самым важным? Как называется этот остросюжетный момент в развитии действия? (Кульминация.)

- Как поступает заяц, увидев волка?

- Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что кажется, готов был выскочить из собственной кожи.)

- И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит». Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится.

- К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики?» (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него.)

- Обратимся к финалу. Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героя.

- Как вы думаете,стал ли заяц храбрецом? Докажите словами из текста.

- Можно ли считать финал развязкой и почему?

- Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

- Почему все зайцы в конце концов поверили в храбрость зайца? Как они стали к нему относиться? (Как к герою, который спас их от неминуемой гибели.)

6. Итог урока.

-Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал её Алёнушке? Чему учит нас эта сказка?



«Закрепление знаний

о типах склонений

имён существительных».



Цели урока:

совершенствование умения определять типы склонения имён существительных в начальной форме и в косвенных падежах по совокупности признаков (род, окончание в Именительном падеже);

воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда;

развитие логического мышления



Оборудование:

таблицы «Три типа склонения имён существительных»,

«Как определить склонение»,

гербарий «Рожь, ячмень, пшеница»,

дифференцированный текст по теме урока.



Ход урока.



1.Организационный момент.

2.Чистописание.

Пропишите две строчки:

хлх лхл

3.Словарная работа. (На доске)

Хлебороб, хозяйство, хлеб.


Учитель.

- Какое слово можно назвать лишним и почему?

Дети.

-Лишнее слово ХЛЕБ, т.к. состоит из одного слога, а ХЛЕБОРОБ и ХОЗЯЙСТВО – из трёх.

- Лишнее слово ХОЗЯЙСТВ, т.к. ХЛЕБОРОБ И ХЛЕБ оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.

- Лишнее слово ХЛЕБОРОБ, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет.

Учитель.

-Найдите и объясните орфограммы в этих словах.

ХЛЕБОРОБ – ХЛЕБ, ХЛЕБОРОБЫ; ХОЗЯЙСТВО – словарное слово, запоминаем «О».

4. Орфографическая разминка.

Учитель.

- Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.

На доске:

ХЛЕБОРОБ

Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастёт зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнёт жатву. Выйдут в поле комбайны, и польётся в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почётен труд хлебороба.


-Как вы думаете, много ли сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?

- Да!

- Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения.

( Учитель раздаёт индивидуальные карточки ученикам, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных).

5. Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

- Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имён существительных, будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о типах склонения имён существительных.

6.Определение склонения имён существительных в начальной форме.

Учитель.

- Какие растения выращивают хлеборобы?

(Пшеницу, рожь, ячмень, просо, овёс, гречиху).

- Распределите названия растений по склонениям!

(Читает карточку, название растения и информацию о нём, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике).


Ячмень.

Из ячменя получают перловую крупу, кормят скот, используют для приготовления пива.



Овёс.

Овёс выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно. Из овса получают крупу, овсяные хлопья.



Просо.

Из проса получают пшено – крупу для каши.




Рожь.

Из ржаной муки пекут чёрный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормилицами человека.

Гречиха.

Гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха - высококалорийная культура. В ней много белков, углеродов, жиров и витаминов. Из неё даже делают лекарство. А гречишный мёд очень полезен.

Пшеница.

Из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы.

На доске:


1 склонение

2 склонение

3 склонение

пшеница

гречиха

ячмень

овёс

просо

рожь


Учитель.

-Какие существительные относятся к 1, 2, 3-му склонениям?

Дети.

- К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями

а, - я.

- Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода без окончаний и среднего рода с окончаниями - о, - е.

- К 3-му склонению относятся существительные женского рода без окончаний.


7.Определение склонения имён существительных в косвенных падежах.

Учитель.

- Долгое время главным хлебом русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились учёным для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получить богатый урожай.

( На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение, падеж).


Пшеница.

Много земли засевает человек пшеницей. В нашей стране посевы добираются до Мурманской области. Из пшеницы получают муку для хлеба, манную и пшеничную крупу.


Рожь.

В начале осени поле засевают рожью. Скоро поле покрывается густым зелёным ковром. Рожь не боится трескучего мороза, засыпает под снегом на зиму, чтобы весной, как только пригреет солнышко, расправить листики, а в июле, августе порадовать людей урожаем.


Учитель.

- Как определить склонение имён существительных, если имя существительное стоит в косвенном падеже?

- (Надо поставить существительное в Именительном падеже единственном числе, затем воспользоваться таблицей «Как определить склонение»).

8. Списывание и выполнение задания.

Учитель.

- Почему же именно про хлеб говорят – «Хлеб – всему голова»?

Дети.

- Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе – нелёгкий человеческий труд. Поэтому необходимо относиться к хлебу уважительно, бережно. Между тем нелёгкий труд вложен в каждую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе.

(Один ученик читает стихотворение на доске).


Хлеб.

Люди хлеб в п … лях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,


Пашут каждую в … сну,

Поднимают целину.


Сеют, жнут, н … чей не спят …

С детства знай, как хлеб растят.



- Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Укажи склонение этих слов.

(Дети выполняют задание).

Проверка. Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.

(Полях – 2-е скл., весну – 1-е скл., ночей – 3-е скл.).

Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие.

Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб - это символ богатства и труда.

Прочитайте пословицы, записанные на доске.



ХЛЕБА КРАЙ – И ПОД ЁЛКОЙ РАЙ.

А ХЛЕБА НИ КУСКА – И В ТАРЕЛКЕ ТОСКА.




БЕЗ СОЛИ НЕВКУСНО,

БЕЗ ХЛЕБА НЕСЫТНО.




ХЛЕБ –

ВСЕМУ ГОЛОВА.






ХОЧЕШЬ ЕСТЬ КАЛАЧИ,

НЕ СИДИ НА ПЕЧИ.



БЕЗ ПЕЧИ ХОЛОДНО,

БЕЗ ХЛЕБА ГОЛОДНО.




- Выберите пословицу, которая вам больше всего нравится. Прочитайте её несколько раз, выучите.

- Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение имён существительных.


9. Самостоятельная работа.

Учитель.

- А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Склонение имён существительных»

Работа по вариантам.

(Индивидуальные задания по карточкам).

10.Итог урока.


Учитель.

- Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке.

11.Домашнее задание.


12.Резерв. Карточки.


- Составь из данных частей предложений пословицы


ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ

УМЕЛОМУ ХЛЕБОРОБУ


НЕ ЗЕМЛЯ ПЛОХА,


А СЕЯТЕЛЬ ПЛОХ

НЕ СЕЮТ СЕМЕНИ

ДОЖДЬ НЕ ПОМЕХА


Учитель.

- Напиши. В словах из словарика подчеркни буквы, написание которых надо запомнить. Определи склонения имён существительных.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тупикова Ольга Юрьевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Разработка  и презентация  урока  на тему " Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» "
    ["seo_title"] => string(134) "razrabotka-i-priezientatsiia-uroka-na-tiemu-d-n-mamin-sibiriak-skazka-pro-khrabrogho-zaitsa-dlinnyie-ushi-kosyie-glaza-korotkii-khvost"
    ["file_id"] => string(6) "123389"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414488724"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Тема: « Д. Н. Мамин- Сибиряк. « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост.» "
    ["seo_title"] => string(97) "tiema-d-n-mamin-sibiriak-skazka-pro-khrabrogho-zaitsa-dlinnyie-ushi-kosyie-ghlaza-korotkii-khvost"
    ["file_id"] => string(6) "220449"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434634901"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Урок литературного чтения.  Д. Н. Мамин-Сибиряк  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» "
    ["seo_title"] => string(121) "urok-litieraturnogho-chtieniia-d-n-mamin-sibiriak-skazka-pro-khrabrogho-zaitsa-dlinnyie-ushi-kosyie-glaza-korotkii-khvost"
    ["file_id"] => string(6) "104105"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402668061"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме:"Д.Н.Мамин-Сибиряк.Сказка про Храброго Зайца-Длинные уши,Косые глаза,Короткий хвост" "
    ["seo_title"] => string(163) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-po-tiemie-d-n-mamin-sibiriak-skazka-pro-khrabrogho-zaitsa-dlinnyie-ushi-kosyie-ghlaza-korotkii-khvost"
    ["file_id"] => string(6) "223569"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437857842"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»."
    ["seo_title"] => string(80) "d_n_mamin_sibiriak_skazka_pro_khrabrogo_zaitsa_dlinnye_ushi_kosye_glaza_korotk_1"
    ["file_id"] => string(6) "601886"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1646850773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства