Просмотр содержимого документа
«Тема:" Понятие о частях речи"»
Урок 103. ПОНЯТИЕ О ЧАСТЯХ РЕЧИ
Цели: познакомить учащихся с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формировать умение распознавать части речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какой интересный случай вы описали в своем рассказе?
2–3 ученика читают написанные рассказы, остальные высказывают свое мнение.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
ночь – 3
вьюга – 5
объяснил – ?
– Определите, какую цифру нужно поставить вместо вопросительного знака. Обоснуйте свой ответ. (В слове ночь три звука, поэтому стоит цифра 3. В слове вьюга пять звуков, отсюда цифра 5. В слове объяснил 8 звуков, значит, вместо вопроса нужно писать цифру 8.)
– Сегодня мы составим цепочку из букв алфавита, в которую войдут буквы, занимающие места под номерами данных цифр: 3, 5, 8. Какие это буквы? (В, д, ж.)
Вдж Жвд Джв Вдж …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Изучение нового материала.
Беседа по вопросам:
– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из слов.)
На доске записано предложение:
Старая волчиха жила в лесу под корнями большой ели.
– Прочитайте предложение.
– Назовите слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (Кто? волчиха, что? лес, что? корни, что? ель.)
– Что обозначают данные слова и как они называются? (Слова, отвечающие на вопрос кто? или что?, обозначают предметы и называются именами существительными.)
– Найдите в предложении слова, которые отвечают на вопросы какая? какой? (Какая? старая, какой? большой.)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы какой? какая?какое? какие?, и как они называются? (Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак предмета и называются именами прилагательными.)
– Найдите в предложении слово, которое отвечает на вопрос что делала? (Что делала? жила.)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делала? что сделала? и т. д., и как они называются? (Слова, отвечающие на вопросы что делала? что сделала?, обозначают действие предмета и называются глаголами.)
– Какие слова в предложении не названы? (Не названы слова в, под.)
– Что вы о них можете сказать? (В, под – это предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении.)
– Имена существительные, имена прилагательные, глаголы и предлоги – это части речи. Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи. Как определить, к какой части речи относится то или иное слово? (Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.)
– Прочитайте правило на с. 3–4.
– Какая часть речи не встретилась в предложении? (Местоимение.) С местоимениями мы познакомимся на следующем уроке.
V. Закрепление нового материала.
1. Упражнение в распознавании частей речи. (Упр. 368, 370.)
2. Исключение лишнего слова из цепочки слов.
На доске записаны цепочки слов:
б..рёза, пч..ла, лё..кий, м..лина;
р..чистый, р..ка, п..лезный;
раз..яснить, д..н..сти, н..п..вать, р..зьба;
от, у, п..хучий, под;
п..ч..рка, п..рина, п..тнать, р..жок.
– Прочитайте цепочки слов.
– Найдите в каждой цепочке лишнее. Ответ обоснуйте.