Цели:познакомить с понятиями «окружность», «круг»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся чертить окружность; различать понятия «круг» и «окружность»; находить радиус и диаметр окружности; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.
Ходурока
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Окружность. Круг"»
Урок 60. Окружность. Круг
Цели:познакомить с понятиями «окружность», «круг»; закреплять знание таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся чертить окружность; различать понятия «круг» и «окружность»; находить радиус и диаметр окружности; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; вести диалог.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточки с задачами.)
• Сумма двух чисел 28, первое слагаемое 7. На сколько сумма больше этого слагаемого? Во сколько раз это слагаемое меньше суммы?
• Когда из бидона налили 5 кувшинов молока по 2 л в каждый, в нем осталось 9 л молока. Сколько литров молока было в бидоне?
2. Устный счет
— Назовите примеры с ответом 56.
52 + 453 + 265-978-2
26 + 2047 + 967-986-30
— Вставьте пропущенные знаки арифметических действий так, чтобы получились верные равенства.
005 = 525 О 25 =1
1 О 11 = 110О1=0
3. Геометрический материал
— Заполните таблицу.
а
6 см
5 см
3 м
5 м
b
7 см
6 м
2м
Р
14 м
S
40 см2
48 м2
III. Самоопределениекдеятельности
Сегодня Знайка — верный друг —
Расскажет про окружность нам и крут.
Есть у него помощник лихой,
Он чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Зацепился и ни шагу.
Что за друг у Знайки,
Подумай, отгадай-ка. (Циркуль.)
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работапотемеурока
Знакомство с новым материалом
Первый вариант
— Какие окружающие нас предметы имеют форму круга? (Ответы детей.)
— Как можно изобразить круг на бумаге? (Ответы детей.) Удобнее всего воспользоваться циркулем. Вот он, Знайкинпомощник.
(Учитель показывает разные виды циркулей: для работы надоске, ученический, чертежный.)
Циркуль имеет две ножки. Одна нужна для устойчивости, он зацепляется ею за бумагу, а вторая работает — чертит.
— Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой с грифелем очертите окружность.
(Учащиеся работают на альбомных листах. Учитель выполняет все действия вместе с детьми.)
— Закрасьте фигуру цветным карандашом. Напомните мне, как она называется. (Круг.)
— Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки.
Это центр круга.
— А сейчас найдите границу круга. Что это? (Линия, которую оставил грифель.)
Граница круга — это окружность.
— Начертите рядом окружность.
— Выделите точку, оставленную иголочкой. Это центр окружности.
— Обозначьте центр окружности буквой О.
— Возьмите линейку и соедините центр окружности с любой точкой на окружности.
Вы начертили радиус окружности.
Радиус — это еще и расстояние между ножками циркуля, между иголочкой и грифелем.
— А сейчас проведите отрезок через центр окружности так, чтобы его концы лежали на окружности.
Это диаметр окружности.
Второй вариант
— Послушайте стихотворение.
Мы живем с братишкой дружно,
Нам так весело вдвоем,
Мы на лист поставим кружку,
Обведем карандашом.
Получилось то, что нужно, —
Называется «окружность».
Мой брат по рисованию
Себя считает мастером,
Все, что внутри окружности,
Закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок,
По краю синий ободок.
Круг — тарелка, колесо,
Окружность — обруч, поясок.
Окружность — очертанье круга.
Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол,
Но найти его не смог.
Брат смеется — вот дела!
Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты
Не найдешь углов, их нету.
— Как вы поняли, что такое окружность? (Очертание, граница круга.)
— Приведите примеры окружностей. (Обруч, поясок, колечко, гайка и т. д.)
— Что такое круг? (Окружность с внутренней частью плоскости.)
— Приведите примеры кругов. (Тарелка, диск, крышка и т. д.) (У каждого ученика на парте круг из плотной цветной бумаги.)
— Возьмите круг, который лежит перед вами. Фломастером обведите его границу. Что вы нарисовали? (Окружность.)
— Сложите круг пополам так, чтобы половинки совпадали. Прогладьте линию сгиба. Сложите еще раз по другому сгибу. Два сгиба пересеклись. Отметьте фломастером точку, в которой пересеклись линии.
— Это центр окружности и круга. Обозначьте его точкой О.
— Красным фломастером проведите линию от центра до точки окружности.
Этот отрезок называется радиусом.
— Какие точки соединяет радиус? (Центр окружности и любую точку на окружности.)
— Фломастером обведите линию, которая проходит от одной точки окружности до другой через центр (линия сгиба).
Эта линия называется диаметром.
— Что такое диаметр? (Линия, которая соединяет две точки окружности и проходит через центр.)
2. Работа по учебнику
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 94 учебника.
— Чтотакое радиус? (Отрезок, который соединяет центр окружности и любую точку на окружности.)
— Чем различаются круг и окружность? (Окружность — это граница круга.)
№1(с.94).
— Прочитайте задание.
— Как вы будете чертить окружность? (Нужно поставить ножку циркуля с иголочкой на бумагу, ножкой с грифелем обвести окружность. Нужно следить, чтобы иголка не выходила из точки и ножки циркуля не двигались.)
— Что такое круг? (Окружность с внутренней частью.)
— Выполните задание.
№2 (с. 94).
— На сколько частей разделили первый круг? (На 4.)
— Какая доля закрашена? (Одна четвертая.)
— Какая доля закрашена на втором рисунке? (Одна восьмая.)
— Какая доля больше: одна восьмая или одна четвертая? (Одна четвертая.)
(Аналогично разбираются следующие два рисунка.)
№3(с. 95).
— Измерьте радиусы окружностей.
— Чему равен радиус первой окружности? (20мм.)
— Чему равен радиус второй окружности? (15мм.)
— Выполните задание.
— Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 96.
— Что такое диаметр? (Отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности.)
— Проведите диаметры в окружностях, которые вы начертили.
V. Физкультминутка
Паровоз кричит: «Ду-ду!
Я иду, иду, иду!»
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»(Ходьба с продвижением вперед.Движения согнутыми руками вперед и назад.)
VI. Закреплениеизученногоматериала Работапоучебнику
№4 (с. 95).
— Прочитайте задачу.
— Что примем за единицу? (Расход семян на 1 кг масла.)
— Заполните таблицу и решите задачу. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Самооценка.)
Расход семян на 1 кг масла
Количество масла
Общий расход семян
? (одинаковый)
6кг
30 кг
9
25 кг
Решение: 25 : (30 : 6) = 5 (кг).
Ответ: из 25 кг семян можно получить 5 кг масла.
№ 6 (с. 95).
(Первый столбик - коллективно, с комментированием, второй и третий столбики — самостоятельно. Проверка. Ответы записаны на доске: 46, 46, 65, 64, 1, 6. Самооценка.)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 95). Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведениеитоговурока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— Что такое круг, окружность?
— Как провести радиус, диаметр?
— При помощи какого приспособления чертят окружность?
Домашнеезадание
Учебник: № 5, задание на полях (с. 95). Дополнительное задание: нарисовать с помощью циркуля узор из кругов.