Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
Регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений
Личностные: проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ход урока:
- Запишем дату и классная работа.
А) Словарная работа:
- Замените одним словом:
Домашнее животное, друг человека. (Собака)
Сооружение в виде ряда восходящих ступенек, служащее для того, чтобы подниматься и спускаться, (Лестница).
Белые и почти прозрачные полотнища ледяных кристаллов или может быть вашим персональным, надежным хранилищем в интернете (Облако)
Седьмой день недели (Воскресенье).
Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу (Овощи).
- Что общего у всех слов? (словарные слова)
– Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.(собака)
- Найдите слова, в которых количество звуков и букв различно. Докажите.
(Лагерь-6б, 5 зв.)[лагэр]
- Сколько согласных звуков в слове ЛАГЕРЬ? Что объединяет этот ряд звуков? (они звонкие).
- Посмотрите на первые звуки словарных слов. Если их соединить, то, что получится? (СЛОВО)
-В каком разделе мы изучаем слова и его значение? (Лексикология)
-Слов в русском языке много, а давайте попробуем их поделить на группы .
*Игра с мячом: к слову красивый подберите близкие по значению слова.
-Чем мы сейчас занимались? Как такие слова называются?(синонимы)
-Давайте вспомним определение , что такое омонимы?
-А сейчас ребята, давайте посмотрим на экран и попробуем подобрать к данным словам противоположные по значению слова.
Близкий- мириться-
Здоровый- сменятся-
Мир- разговаривать-
Радость-
-Ребята, а как такие слова называются? давайте вспомним определение!
Физминутка
Физкультминутка с использованием антонимов.
Встали – сели, подняли руки – опустили, наклоны вперёд – назад, повороты вправо – влево, три шага вперёд – три шага назад.
-Молодцы!
-Проверив ваше домашнее задание, я выбрала наиболее удавшиеся работы, давайте попробуем разгадать что нарисовано на ваших рисунках .
-Ребята, а как такие слова мы называем? (фразеологизмами)
-Давайте вспомним определение, что такое фразеологизм?
-А как называется раздел в русском языке изучающий состав слова?(лексикология)
-Ребята, посмотрите вот у нас получился кластер.
Слово
Лексическое значение
Синонимы Антонимы Омонимы Фразеологизмы
-Ребята, посмотрите, а что у нас получилось?
2. Самоопределение к деятельности.
-Ребята, если все это мы знаем, то тогда что будем делать сегодня на уроке?
( повторять)
4.Первичное восприятие учебного материала.
- Обратимся к учебнику на стр.93 упр.1
- Вспомним, что такое синонимы, антонимы и омонимы.
- Какими частями речи является каждая пара синонимов, антонимов омонимов?
-Скажите, а куда можно обратиться за помощью? (словари синонимов, антонимов, омонимов и фразеологизмов)
-Выполним упражнение в парах : 1 ряд :будет искать в стихотворении «антонимы»
2 ряд: подберите «синонимы» к каждому имени прилагательному в разных значениях.
3 ряд: будет вставлять омонимы в наши четверостишия.
В полях, не кошенных косой,
Всё утро дождик шёл косой.
3)Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Кругом снега, метель, занос.
Андрюша держится за нос.
Я вчера в густом лесу,
встретил рыжую лису.
На двери замка нет замка.
На ветке сидело со'рок соро'к.
-И так, давайте проверим, что у вас получилось? (выслушиваю ответы детей)
Рефлексия.
- Сегодня на уроке мы с вами что вспомнили ?
-Скажите, а вам пригодится этот материал? вот давайте и посмотрим!
-Ребята, у вас на столах лежат смайлики, ваша задача их раскрасить в тот цвет в который вы считает нужным:
«Зеленый» смайлик –если вы считаете, что очень поможет в жизни этот материал
«желтый» смайлик - если вы считаете, что не очень поможет в жизни этот материал
«Красный» смайлик – если вы считаете, что вас совсем не поможет в жизни этот материал.
-После того как вы это сделайте, давайте наши смайлики вывесим на доску! Посмотрим, всем ли пригодится наш материал?!
Закрепление изученного материала.
-ну, а сейчас я проверю: кто как понял наш материал, написав небольшую проверочную работу!
- Что мы сделаем в этом упражнении? ( Объясним смысл пословиц, спишем синонимы, антонимы, омонимы и подчеркнём фразеологизмы)
Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.____________________________
Вьюги да метели под февраль полетели.______________________________
В большом горе и маленькая радость велика.__________________________
Кому честь, тому и почёт.____________________________________________
Ученье — свет, а не ученье — тьма.____________________________________