- создать условия для повторения и обобщения знаний о спряжении глаголов.
- закрепить знания о глаголе.
- развивать познавательную активность, самооценку, интерес к предмету; умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для осознанного вхождения учащихся в учебную деятельность. |
Положительный настрой - Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте поприветствуем их. А теперь представьте, что у вас на ладошке сидит солнечный зайчик, улыбнитесь ему и подарите тихонько кому-нибудь из класса вашего зайчика. Я рада видеть ваши улыбки! Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир. - Итак, начинаем урок русского языка. Оценивать свою работу на уроке вы будете в Карточке личного контроля. | Приветствуют учителя, друг друга. | Взаимодействуют в малых группах (в парах) Прием «Предъявление требований» |
Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся. |
- Откройте тетради, запишите: число, классная работа Словарная работа - Расшифруйте загадки (анаграммы). НЕЛЕГДА (ЛЕГЕНДА) МЯТНИКПА (ПАМЯТНИК) РЕГОЙ (ГЕРОЙ) ТАРАБОТЬ (РАБОТАТЬ) - Какие слова запишем? Запишите слова. - Какое слово лишнее в этом ряду? -Почему? - О какой части речи пойдет разговор на уроке? - Да, сегодня мы вспомним все, что уже знаем о глаголе. Заполните I карточки личного контроля. | - Легенда, памятник, герой, работать. Записывают слова. -Работать - Это глагол, все остальные слова – существительные. Отвечают: Глагол - О глаголе. Заполняют карточку личного контроля. I этап | На листочках отпечатаны слова, прикреплены на доске Карточка личного контроля |
Выявление места и причины затруднения. Цель: создать условия для обсуждения затруднения. |
- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол. - Давайте проверим, как вы выполнили работу. Я- глагол | часть | речи | обозначаю | действие предмета | отвечаю на вопросы | что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д. | имею | начальную (неопределенную форму) | в предложении | чаще всего бываю сказуемым | имею грамматические признаки | время число лицо род (в прошедшем времени) вид спряжение | - Какой теме были посвящены наши последние уроки русского языка? Чему научились? | У детей карточка, они заполняют ее, работая в парах. Учащиеся отвечают на вопрос. После ответа открывается очередная строка таблицы. Спряжению глаголов. Правописанию безударных личных окончаний. Научились определять спряжение глаголов Карточка личного контроля II этап | Работа в парах Слайд |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: создать условия для проговаривания темы урока, постановки целей урока; построить проект выхода из затруднения. |
- Какова же тема сегодняшнего урока? - Сформулируйте цель урока. - Что мы будем делать, чтобы достичь поставленной цели? - Молодцы! | - Обобщение и систематизация знаний о глаголе, о новом признаке глагола - спряжении - Повторить, все, что мы знаем о глаголе, повторить, как определять новый грамматический признак глагола; Составление плана. Наблюдать Сделать вывод Проверить вывод Применить (знания) | Слайд Планирование |
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта; решение устной задачи. |
Проблемная ситуация. (текст на листочках) Тихо в лесу. Перелета..т с дерева на дерево пугливый рябчик. Смело беж..т волк по знакомому следу. Хорошо зна..ет он дорогу в свое логово. Сид..т на голом суку головастый совёнок. Серый часовой вид..т жизнь зимнего леса, слыш..т малейший шорох и хруст. - Сможем ли мы вставить пропущенные буквы в окончаниях глаголов? - Как надо действовать, чтобы правильно написать окончания глаголов? - Давайте повторим алгоритм. Открыли учебники с. 65 упр. 364 Давайте вспомним глаголы-исключения. - Выпишите в тетрадь глаголы, вставьте пропущенные буквы, определите спряжение глаголов. Образец устного рассуждения приводит ученик: Личный глагол перелета(е)т. Ставлю ударение в слове: перелета(е)т. Окончание безударное. Ставлю глагол в начальную форму: (что делать?) перелетать (Несов. вид) Начальная форма заканчивается на –еть, это не глагол-исключение. Вывод: глагол I спряжения, в окончании пишу -ет | По алгоритму. Читают стихотворения Один ученик работает у доски. Он записывает глаголы через запятую. Выделяет окончания. А остальные учащиеся записывают глаголы в тетрадь. Заполняют карточку личного контроля III этап | Наблюдение На слайде выводится алгоритм. |
Физминутка. Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся. |
Мы спряжения к глаголу подбирали И немножечко устали Потихоньку дружно встали И движения показали. -Как живёшь? – Вот так! (Дети поднимают большой палец) - Как идёшь? – Вот так! (Шаги на месте и т.д.) - Как бежишь? – Вот так! - Как плывёшь? – Вот так! -Как сидишь? – Вот так! - В какой форме употреблены глаголы в физминутке? Назовите глаголы I спряжения. Назовите глаголы второго спряжения. Как определяли спряжение глаголов? | Выполняют упражнения. | |
Обобщение затруднений. Цель: организовать усвоение детьми алгоритма при решении типовых заданий с проговариванием во внешней речи. |
– Продолжим работу. Работаем в парах. Пользуясь алгоритмом, вставьте букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов, укажите спряжение. На карточках: Распределите по группам глаголы. На какие группы вы будете распределять глаголы? Рису..те, свет..т, дыш..шь, думаете, любят, летает, колют, гонишь, бреешь, стелет, пилят, смотрят, | Отвечают. Заполняют карточку личного контроля.IV этап | Применяют Карточка личного контроля |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: выявить границы применимости нового знания и выполнить задание, в котором тренируется использование нового материала. |
Творческая работа -Откуда эти строки? Кто написал басню? - Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы. Плутовка к дереву на цыпочках________ , ________ хвостом, с вороны глаз________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.. - Определите спряжение глаголов, выделите окончания. 6 этап - Посчитайте, сколько баллов вы заработали за урок. Оцените себя. | Отвечают на вопрос учителя. Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях. Заполняют карточку личного контроля. V этап | Слайд С.Р. Карточка личного контроля |
Включение в систему знаний и повторение Цель: |
Работа в группах Составление синквейна По теме глагол Работа с сигнальными карточками (Ладошками) - Давайте проверим себя Определим глаголы Желтый цвет Глаголы I спр. Легко отличить от глаголов II спр. Только тогда, когда их личные окончания … (стоят под ударением) Голубой цвет Будь осторожен: не спутай – е или –и. Если у глагола безударное окончание, то (его надо поставить в н.ф. Если –ить – II спр., не ить – I спр. Фиолетовый цвет Глаголы-исключения Будьте внимательны! Несешь, кормит, гонит, Говорит, собирают, держит Бежишь, красит, гоняет Спешат, диктует, видит Поют, вянет, дышишь Идут, красишь, стелет | Выполняют. Заполняют карточку личного контроля. VI этап | Карточка личного контроля |
Рефлексия учебной деятельности. | | |
Над какой темой мы сегодня работали? Выучить правило на стр. 55, выполнить упр. 347 с. 56 (задание на выбор). | Отвечают, слушают, дополняют друг друга. Записывают задание в дневники. | Домашнее задание Итог урока Анализ самооценки учащихся |