kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема. н. а. некрасов «не ветер бушует над бором.».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса на тему:  Н. А. Некрасов "Не ветер бушует над бором."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема. н. а. некрасов «не ветер бушует над бором.».»

Литературное чтение. Урок 41 09.12.2015

ТЕМА. Н. А. НЕКРАСОВ «НЕ ВЕТЕР БУШУЕТ НАД БОРОМ...».

ЦЕЛИ: продолжить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова,

  • обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;

  • помочь учащимся понять тему текста и специфику его литературной формы (жанра);

  • исследовать содержание произведения;

  • вывести детей на позицию автора;

  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;

  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;

  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;

  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, видео «Не ветер бушует над бором…»,видео «Снежная королева» - отрывок; репродукции картины К. Юона «Волшебница-зима», музыка П.И. Чайковского «Времена года», словарь настроений, солнышки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1.

-   У нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

  1. Речевая разминка

  • Отгадывание загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима.)

  • А что зима нам принесет с собой мы узнаем, когда расшифруем анаграммы:

розмо тельме гавью падснего

  • Игра «Молния»

Зимой река покрылась льдом.

Дети катаются на коньках.

На мягком снегу отпечатались следы птиц.

  1. Подготовка к восприятию стихотворения А. Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»

- Ребята, вы наверное, догадались о чем пойдет речь на уроке? (О зиме.)

Зима – красавица. Порой шаловливая, порой тихая, словно сон. Светит солнышко , и в его лучах, будто волшебные огоньки переливаются снежинки. Вокруг, куда ни посмотришь, бело, красиво.

  • Работа по картине К. Юона «Волшебница-зима»

Многие известные художники посвящали зиме свои картины.

Русский живописец Константин Юон очень любил природу, любил зиму. Поэтому существует множество картин передающих взгляд художника на зиму. Перед вами картина К. Юона «Волшебница – зима».

- Как вы думаете, почему художник назвал зиму «волшебницей». (Эта картина рассказывает о зимних радостях, о зимних забавах – катании с горы на санках, катании на коньках, лыжных походах, а также рассказывает о белоснежной сказке, преобразившей землю, укрывшей под снегом все скучное, серое).

  • Слушание фрагмента из произведения П. И. Чайковского «Времена года»

- Зиме посвящали музыку композиторы. Вот как представил зиму известный композитор П. И Чайковский. Я предлагаю послушать фрагмент произведения «Времена года», который называется «Декабрь» ( с эпизодами вальса в произведении чередуются быстрые фрагменты, которые вновь переходят в более спокойную мелодию и передают безмятежность людей, собравшихся возле елки).

  • И конечно же многие поэты посвящали этой теме стихи.

- Мы продолжаем изучать творчество А. Н. Некрасова, но сначала вспомним, что мы знаем о жизни поэта.

  • Сообщения детей

  1. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня нас ждет встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…»

  • Работая над произведением мы с вами:

  • Определим жанр произведения

  • Тему

  • Исследуем содержание

  • Представим главных героев

  • Охарактеризуем главного героя

  • Будем учиться читать выразительно

  1. Работа над содержанием произведения

  • Целевая установка

- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос . В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.  Кому будет сложно, можете воспользоваться «Словарём настроений». Приготовились к слушанию (прослушивание аудиозаписи).

  • Слушание

  • Проверка восприятия

- Вам понравилось произведение?

- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное)

  • Определение темы и жанра произведения.

  • Самостоятельное чтение («жужжащим способом»)

  • Чтение вслух «цепочкой»

  1. Работа с первой строфой.

  • Целевая установка.

- Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

  • чтение

  • проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе). Как он его называет? (Мороз-воевода).

- Как понимаете значение этого слова?  

– Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в  каком значении он используется в этом тексте:  как начальник войска или начальник большого владения?

- В этой строфе есть еще непонятные слова, значения которых нам следует объяснить  

бор – сосновый лес;  (дозором) дозор – обход для осмотра; (владенья),   владенья – своя собственность.

- Мороз-воевода, каким вы его себе представили . Он здесь показан? (мощным, сильным, суровым).

- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает - с ветром, бушующим над бором, - с шумом горных ручьёв).

  1. Работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

-Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

- Найдите и зачитайте повторы. («и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

  1. Работа с четвертой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

- Ребята, а можно услышать мороз? (да) А как?

Прочитаем две строфы и обратим внимание на те слова, которые это подтверждают.

-Услышали мороз? Что он делает?

-Зачитайте слова, которые помогают услышать мороз (идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).

- Портрет реального или сказочного героя нарисовал нам автор? Почему вы так думаете?

- Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

- Ребята, а встретились ли вам непонятные слова? (палицей)

-Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

-Найдите в 1 строчке синонимы (идёт – шагает).

-Какие слова говорят о его внешнем виде? (косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.

-А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).

  • Динамическая пауза.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша, как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам

Снега хватит нам и вам.

  1. Работа с 6 – 9 строфами

Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню.

  • Читаем выразительно песню мороза.

  • В песенке мороза встретились непонятные слова, объясним их значение.

гнёт – тяжесть, груз; (обозы) - несколько повозок с грузом; (казна) – деньги, имущество; (не скудеет) – не беднеет.

-А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд). Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора.

-Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Читаем хором последние четыре строчки?

- О чем идет речь?

-Действительно ли царство мороза в алмазах, жемчуге, серебре?

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная)

  • Характеристика главного героя. Работа с карточками ( поставьте + рядом с подходящими, на ваш взгляд , для него чертами характера)

  1. Итог.

Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

- Тема произведения - …,

- Жанр произведения - …

- Главный герой - …

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас? (что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг и увидишь чудо).

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы.

Некрасов нам говорит: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном  увидишь необычное».
- Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль?

Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова : «Не ветер бушует над бором…»

  1. Домашнее задание: выучить песенку мороза.

  2. – Вот и подошёл к концу урок. Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы? На столах у вас разные солнышки - весёлые и грустные, возьмите на память то, которое соответствует вашему настроению. Покажите своё настроение. Я очень рада, спасибо за работу.

  3. Оценивание.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема. н. а. некрасов «не ветер бушует над бором.».

Автор: Жанна Михайловна Кузнецова

Дата: 03.10.2020

Номер свидетельства: 559030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Знакомство с поэтом Н.А. Некрасовым и его стихотворением «Не ветер бушует над бором.» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»)."
    ["seo_title"] => string(80) "znakomstvo_s_poetom_n_a_nekrasovym_i_ego_stikhotvoreniem_ne_veter_bushuet_nad_bo"
    ["file_id"] => string(6) "647478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710879671"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Н.А.Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»"
    ["seo_title"] => string(50) "naniekrasovslavnaiaosiennievietierbushuietnadborom"
    ["file_id"] => string(6) "268839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450704589"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Н.А.Некрасов. Не ветер бушует над бором..." "
    ["seo_title"] => string(103) "plan-konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-n-a-niekrasov-nie-vietier-bushuiet-nad-borom"
    ["file_id"] => string(6) "118696"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413216035"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Разработка урока по литературе для 5 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "razrabotka-uroka-po-litieraturie-dlia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212113"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761620"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Глагол. Повторение изученного в 6 классе "
    ["seo_title"] => string(46) "glaghol-povtorieniie-izuchiennogho-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "191040"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264653"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства