kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Н.А.Некрасов. Не ветер бушует над бором..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - урок изучения новой темы. Вид урока - урок-исследование. На уроке использованы технологии развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии. Использованы структуры Сингапурского обучения. Формы обучения - фронтальная, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. На уроке изучается отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос". Ставятся задачи -  обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, развивать аналитико-синтезирующее мышление, развивать и обогащать речь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Н.А.Некрасов. Не ветер бушует над бором..." »

Урок литературного чтения по теме «Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») 3 класс


Цель: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведением.


Задачи:


1. Обучающая:

а) познакомить с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос»

б) обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, помочь понять тему текста

2. Развивающая:

а) развивать аналитико-синтезирующее мышление (умение анализировать, обобщать в процессе работы над произведением, делать выводы)

б) развивать и обогащать речь

3. Воспитательная:

а) воспитывать интерес к поэтической литературе

б) воспитывать чувство прекрасного, любовь к русской природе


Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентации, аудиозапись, карточки.


Тип урока: урок изучения новой темы.

Вид урока: урок – исследование.

Технологии: развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.

Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
















Ход урока.

I. Приветствие. Создание ситуации успеха.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

II. Проверка домашнего чтения

Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.

III. Постановка учебной задачи

1. Подготовка к восприятию.

- Отгадайте загадку:

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес (мороз).

- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)

- Вам нравится морозная погода? Почему?

(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).


Слайд №1.

- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.

- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И, конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.

- Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)

- А теперь вспомните, пожалуйста, кто из татарских поэтов воспевал зиму?

(Г.Тукай, Һ. Такташ, Р.Миңнуллин, Ш. Галиев и др.)


КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)

- Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.

Прослушивание ответов.

( - Я помню наизусть стихотворение Ш.Галиева «Кар бөртеге”, в котором поэт воспевает красоту снежинки.

  • Я люблю стихотворения известного татарского поэта Г.Тукая о зиме: “Буран”, “Кышкы кич”,”Җир йокысы”.

  • Я читал стихотворение Һ.Такташа “Алсу”, в начале которого автор любуется зимой.)


- Сегодня мы познакомимся с русским поэтом, воспевавшим зиму, которого вы не называли.


IV. Решение учебной задачи


1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове. Слайд №2.

Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.

Н. А.Некрасов был в Казани – столице нашей республики.


2. Сообщение темы урока.

- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз - воевода»


3. Определение круга вопросов по тексту.

- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?

Ответы детей:

- определим тему,

- исследуем содержание,

- представим главных героев,

- картины, нарисованные автором ,

- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.


4. Работа с текстом стихотворения

Словарная работа. Слайды 4, 6


  1. Первичное восприятие текста.

а) целевая установка

- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.

б) чтение отрывка учителем.

в) проверка восприятия

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).

- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).


Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)


V. Формирование умений и навыков


  1. Определение темы и жанра произведения.

(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)

  1. Вторичное чтение

Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.


Работа с первой строфой

а) целевая установка

- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?

б) чтение хором

в) проверка восприятия

- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).

Как он его называет? (Мороз-воевода).


- Мороз-воевода, каким вы его себе представили?

(мощным, сильным, суровым).

- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает

- с ветром, бушующим над бором,

- с шумом горных ручьёв

- Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).

г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения. Слайд №5.


Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм, паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, нас слушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1. Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.

Ну что, представили появление мороза? (ответы).


Работа со второй и третьей строфами

- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.

2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю - №3

(чтение)

- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?

Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.

Найдите и зачитайте повторы.

(«и нет ли где»), т.е. заглянет в каждый уголок.

Каким настроением проникнуты эти строки?

(возвышенным, бодрым).

Прочитаем, показав настроение 2-ой картины, соблюдая тон, темп, ритм

(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).


работа с четвёртой и пятой строфами

- Великолепен вид зимней природы.

- Ребята, а можно услышать мороз? (да)

- А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.

(чтение с пометами).

Услышали мороз? Что он делает?

- Зачитайте слова, которые подчеркнули

(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).

- О чём говорят эти слова?

(Мороз показан как живой).

Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.

- Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?

(палицей)

- Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).

- Найдите в 1 строчке синонимы

(идёт – шагает).

- А кто может показать, как шагает мороз? (уч-ся выходит и показывает).

- Какие слова говорят о его внешнем виде?

(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).

Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.


- Какую картину представили? (шествие мороза).

- Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).

- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).


- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,

3 картина (читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 3).

Не забываем о выразительном чтении (читают).


Работа с 6 - 9 строфами


- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.

- Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).

- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,

- А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).

- Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться).

Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.

А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)


VI. Закрепление.

1. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)

- Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.

Проверка. Слайд №8.

  1. Тестирование (задания на карточках)

  1. Н.А.Некрасов – это великий русский

А) писатель

Б) поэт

В) баснописец

2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) стихотворение

Б) рассказ

В) басня

3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) осень

Б) лето

В) зима

4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) ветер

Б) Мороз-воевода

В) Дед Мороз

5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -

А) заботливый

Б) жадный

В) жалкий


3. Выразительное чтение отрывка детьми.

- А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).


VII. Подведение итогов

1. Рефлексия.

- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.

- Тема произведения - …,

- Жанр произведения - …

- Главный герой - …

- Автор рассказывает о …,

- Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?


  1. Домашнее задание. Слайд №9

- Домашнее задание выберите по желанию:

- выполнить рисунок Мороза-воеводы

- сочинить о нём сказку

- прочитать отрывок выразительно

4. Выставление оценок.


Использованные источники.

  1. Учебник «Родная речь» 3 класс, 1 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; М. «Просвещение» 2005г., с.169-170, 220.

  2. С.В.Кутявина «Универсальные поурочные разработки по литературному чтению», М. «Вако» 2006г., с. 105-106.

  3. М.Р.Львов «Работа над изобразительными средствами языка художественных произведений», М. «Просвещение» 1985г., с. 35-41.

  4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», Москва, 2005г., с.56, 86, 90, 134, 171, 439, 726.

  5. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко, Л.И.Соловьёва «С любовью к природе», М. «Педагогика», 1976г., с.55, 57, 59, 61.



































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Валиуллина Люция Равиловна

Дата: 13.10.2014

Номер свидетельства: 118696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства