План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Н.А.Некрасов. Не ветер бушует над бором..."
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе "Н.А.Некрасов. Не ветер бушует над бором..."
Тип урока - урок изучения новой темы. Вид урока - урок-исследование. На уроке использованы технологии развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии. Использованы структуры Сингапурского обучения. Формы обучения - фронтальная, групповая работа, работа в парах и индивидуальная работа. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. На уроке изучается отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос". Ставятся задачи - обеспечить осознанное восприятие детьми стихотворения, развивать аналитико-синтезирующее мышление, развивать и обогащать речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы: структуры Сингапурского обучения, исследовательские.
Формы обучения: фронтальная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная.
Ход урока.
I. Приветствие. Создание ситуации успеха.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
II. Проверка домашнего чтения
Выразительное чтение рассказа Л.Н.Толстого «Лев и собачка», ответы на вопросы.
III. Постановка учебной задачи
1. Подготовка к восприятию.
- Отгадайте загадку:
Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес (мороз).
- Какой бывает мороз? (трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему?
(бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами).
Слайд №1.
- Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима.
- Художники писали о зимней природе, композиторы посвящали зиме музыку и песни. И, конечно же, поэты этой теме уделяли внимание.
- Назовите русских поэтов, которые писали о зиме (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин, А.А.Фет и др.)
- А теперь вспомните, пожалуйста, кто из татарских поэтов воспевал зиму?
(Г.Тукай, Һ. Такташ, Р.Миңнуллин, Ш. Галиев и др.)
КОНЭРС (распределение по разным углам в зависимости от выбранного ответа)
- Выберите карточку с фамилией известного поэта и вставайте в соответствующий угол. Образуйте пару. По моему сигналу в течение 10 секунд начинайте обсуждение: почему ты так думаешь? Первым начинает говорить ученик выше ростом.
Прослушивание ответов.
( - Я помню наизусть стихотворение Ш.Галиева «Кар бөртеге”, в котором поэт воспевает красоту снежинки.
Я люблю стихотворения известного татарского поэта Г.Тукая о зиме: “Буран”, “Кышкы кич”,”Җир йокысы”.
Я читал стихотворение Һ.Такташа “Алсу”, в начале которого автор любуется зимой.)
- Сегодня мы познакомимся с русским поэтом, воспевавшим зиму, которого вы не называли.
IV. Решение учебной задачи
1. Сообщение учителя о Н.А.Некрасове. Слайд №2.
Н.А.Некрасов - великий русский поэт, жил в середине 19 века. Детство он провел в деревне близ Волги. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в тоже время простым языком.
Н. А.Некрасов был в Казани – столице нашей республики.
2. Сообщение темы урока.
- Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз - воевода»
3. Определение круга вопросов по тексту.
- Чему мы будем учиться, работая над этим произведением?
Ответы детей:
- определим тему,
- исследуем содержание,
- представим главных героев,
- картины, нарисованные автором ,
- будем учиться читать выразительно это произведение, опираясь на своё отношение к прочитанному.
4. Работа с текстом стихотворения
Словарная работа. Слайды 4, 6
Первичное восприятие текста.
а) целевая установка
- А теперь мы прослушаем отрывок из поэмы «Мороз – Красный нос» В начале урока вы рассказывали о своих зимних настроениях, а какое настроение передаётся в этом отрывке, попробуйте это понять во время прослушивания.
б) чтение отрывка учителем.
в) проверка восприятия
- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное).
- Какое же настроение вы почувствовали? (бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное).
Физминутка. КЛАССБИЛДИНГ ( повторение вслед за лидером движений под музыку)
V. Формирование умений и навыков
Определение темы и жанра произведения.
(жанр произведения – стихотворение, т.к. оно написано в ритмической форме Это произведение о зимней природе)
Вторичное чтение
Откройте учебник на стр. 169-ой. Мы продолжаем работу с текстом произведения. У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Слайд 3.
Работа с первой строфой
а) целевая установка
- Заколдован невидимкой дремлет лес под сказку сна. И вдруг… Прочитаем хором 1 строфу и узнаем, что нам сообщает автор?
б) чтение хором
в) проверка восприятия
- О чём же говорит Некрасов в этой строфе? ( о морозе).
Как он его называет? (Мороз-воевода).
- Мороз-воевода, каким вы его себе представили?
(мощным, сильным, суровым).
- Чтобы показать силу и мощь мороза, автор его сравнивает
- с ветром, бушующим над бором,
- с шумом горных ручьёв
- Какое настроение вызывает эта строфа? (сердитое, хмурое, задумчивое, мрачное).
г) Нам необходимо прочитать выразительно эту строфу. Для этого вспомним правила выразительного чтения.Слайд №5.
Выразительное чтение. Соблюдаем…(интонацию). А именно: (тон, темп, силу голоса, ритм,паузы, логическое ударение). Мы работаем в группах под девизом…(«Мы слушаем, насслушают»). Первую строфу в своей группе читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 1.Постарайтесь прочитать так, чтобы ребята представили появление мороза.
Ну что, представили появление мороза? (ответы).
Работа со второй и третьей строфами
- Всё стихло. Мороз осматривает, охраняет свои владения. Как он это делает, узнаем, прочитав 2 и 3 строфы.
2-ю строфу читают дети под №2, 3- ю - №3
(чтение)
- Ребята, как вы думаете, мороз хороший хозяин?
Чтоб нам ярче было видно, что мороз хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор.
(читают дети, у кого на столах карточки с цифрой 2).
работа с четвёртой и пятой строфами
- Великолепен вид зимней природы.
- Ребята, а можно услышать мороз? (да)
- А как? Прочитайте про себя следующие 2 строфы и подчеркните слова, которые это подтверждают.
(чтение с пометами).
Услышали мороз? Что он делает?
- Зачитайте слова, которые подчеркнули
(идёт, шагает, трещит, играет, бьёт, поёт).
- О чём говорят эти слова?
(Мороз показан как живой).
Когда неодушевлённый предмет наделяется чертами живого существа, в литературе такое изобразительное средство называется олицетворением.
- Ребята, а встретились ли вам непонятные слова?
(палицей)
- Значение этого слова найдём в конце учебника на странице 220 (читают).
- Найдите в 1 строчке синонимы
(идёт – шагает).
- А кто может показать, как шагает мороз? (уч-сявыходит и показывает).
- Какие слова говорят о его внешнем виде?
(косматая борода), т.е….(лохматая, взъерошенная).
Слова-прилагательные, которые делают предмет ярче, красивее, выразительнее, в литературе называются эпитетами.
- Какую картину представили? (шествие мороза).
- Какое настроение ощутили в этих строках? (торжественное, ликующее).
- А как природа реагирует на появление мороза? (природа с радостью, любовью его встречает и это видно: яркое солнце играет).
- Читаем выразительно эти 2 строфы, показав голосом, как шагает мороз,
3 картина (читают дети, укого на столах карточки с цифрой 3).
Не забываем о выразительном чтении (читают).
Работа с 6 - 9 строфами
- Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А мороз поёт хвастливую песню. Читаем выразительно песню мороза. Дети, у которых на столах карточки с цифрой 4, читают первые две строфы песни, а последние строфы читают ребята, у которых карточки с цифрой 5.
- Какая предстала картина? (радостная, счастливая, мороз восхищается своим царством и богатством).
- Какое настроение почувствовали в этих строках? (радостное, светлое, счастливое). Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт»,
- А как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки – это…(под лёд).
- Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства - это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.
- Ребята, так какая же зима у Некрасова? (живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего какбудто можно дотянуться, дотронуться).
Да, она созвучна настроениям поэта, и мы это увидели.
А о каком морозе нам рассказал поэт? (о морозе-воеводе)
VI. Закрепление.
1. РАУНД ТЭЙБЛ (выполнение письменной работы по кругу на одном листе бумаги)
- Командиры, возьмите лист со словом Мороз-воевода и напишите по кругу в группе по одному слову, которое характеризует главного героя стихотворения.
Проверка. Слайд №8.
Тестирование (задания на карточках)
Н.А.Некрасов – это великий русский
А) писатель
Б) поэт
В) баснописец
2. Жанр произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) стихотворение
Б) рассказ
В) басня
3. Тема произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) осень
Б) лето
В) зима
4. Главный герой произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) ветер
Б) Мороз-воевода
В) Дед Мороз
5. Мороз-воевода в произведения «Не ветер бушует над бором…» -
А) заботливый
Б) жадный
В) жалкий
3. Выразительное чтение отрывка детьми.
- А теперь прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно использовать мимику и жесты (читаем).
VII. Подведение итогов
1. Рефлексия.
- Наша работа подходит к концу. В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Давайте посмотрим, на все ли вопросы мы ответили.
- Тема произведения - …,
- Жанр произведения - …
- Главный герой - …
- Автор рассказывает о …,
- Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?