Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.
– Дети, вам тепло? (Да!) – В классе у нас светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Это начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться! Постарайтесь все понять, Красиво, правильно писать.
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Мы продолжаем путешествие по стране "Имени существительного"
Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?
2. Актуализация знаний учащихся.
1. Словарно – орфографическая работа.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.
Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
-Прочитайте данные слова. Что вы можете сказать о данных словах? (Это словарные слова с непроверяемой безударной гласной. В данных словах пишется мягкий знак. Слова различных частей речи: существительные и глагол.)
-Назовите глагол. (Ездить)
-Назовите имена существительные. (Воробьи, тетрадь, пальто, коньки, корабль, картофель)
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? или Что?, обозначает предмет.)
-Что ещё знаете о существительном? ( Имена существительные изменяются по числам и имеют род)
-Какие различия в нахождении мягкого знака и его роли вы заметили? (В словах тетрадь, ездить, корабль, картофель- мягкий знак показывает мягкость согласного звука на конце слова; в словах – пальто, коньки –мягкость согласного звука в середине слова; в слове воробьи – записывается разделительный мягкий знак.)
-Запишите слова в три столбика. Допишите в каждый столбик самостоятельно по одному слову.
-Проверим правильность выполнения работы.
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?»
Прочитайте слова на доске: Нож, рожь, камыш, глушь, врач, ночь, вещь, плащ
-Что вы можете сказать об этих словах? (Все слова имена существительные)
-Что общего в звучании данных слов? (На конце слова слышится согласный шипящий звук)
-Почему в написании слов рожь есть Ь, а в записи слов нож Ь нет? (аналогично: глушь – камыш, ночь – врач, вещь – плащ) (?)
- Так в чем же проблема? (Почему в словах последний звук шипящий, но в словах: рожь, глушь, ночь, вещь в конце написали мягкий знак, а в словах нож, камыш, врач, плащ его нет?)
- Сформулируйте тему урока. (Мягкий знакна конце имён существительных после шипящих)
- Сформулируйте учебную задачу. (Учусь писать имена существительные с мягким знаком и без негона конце после шипящих)
Чистописание
ж ш ч щ ь
- А где можно узнать необходимую информацию? (В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить вам на этот вопрос, но мне, кажется, мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
- Давайте, выполним устный морфологический разбор данных слов. Найдем общие морфологические признаки и различные. (памятка)
( рожь и нож)
-Делаем сравнение, находим сходство (сущ., нач. ф., ед. ч)
- В чём различие? (Разный род имён существительных, склонение)
- Ваши предположения? (Написание Ь может зависеть от рода).
-Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужского рода. (Дети записывают: ж.р. м.р.
рожь нож
глушь камыш
ночь врач
вещь плащ
-Что вы заметили в записи имён существительных? (У имён существительных женского рода после шипящих на конце пишется Ь, а у имён существительных мужского рода Ь нет.)
5. Физминутка.
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
6. Первичное закрепление.Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи.
Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.
- Прочитайте правило в учебнике (с.105) Верны ли наши предположения? (Дети после прочтения, приходят к выводу, что предполагали правильно).
- Какую же ещё работу выполняет Ь знак в русском языке? (Мягкий знак в именах существительных после шипящих на конце показывает, что это имена существительные женского рода).
- Составим памятку написания Ь в существительных с шипящим на конце. (Работа в группах)
1. Определить часть речи.
2. Есть ли шипящий звук на конце слова?
3. Определить род.
4. Слово стоит в начальной форме?
5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.
Шипящий на конце слова
Часть речи
Сущ. ж.р. – ь
м.р. - ь
Физминутка
1. Словарно – логические упражнения:
-Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните Ь.
Чёрная птица, вестник наступающей весны (Грач)
Футбольное соревнование (Матч)
Предмет, на котором ездил Емеля (Печь)
Без него не откроешь замок (Ключ)
Его надевают в дождь (Плащ)
Маленький ребёнок (Малыш)
Добыча охотника. (Дичь)
Середина ночи. (Полночь)
Все предметы для запряжки лошадей. (Упряжь)
Тихая безветренная погода. (Тишь)
Мелкие деньги. (Мелочь)
Туш-тушь? (карточка №1, №2)
2. -Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
Карточки для с.р.
№3
Проверка
7.Итог урока. Рефлексия.
Формирование умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
-Мы с вами хорошо потрудились.
– Понравился ли вам урок?
– Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
– А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?