Просмотр содержимого документа
«Тема: " Люблю природу русскую. Осень"»
Тема. Люблю природу русскую. Осень
Цели: познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.
Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.
Кончается лето
Кончается лето,
кончается лето,
И солнце не светит,
а прячется где-то.
И дождь-первоклассник, робея немножко,
В косую линейку линует окошко.
Понравилось вам стихотворение?
О чем рассказывает нам автор?
Как автор называет дождь? Почему? Прочитайте стихотворение медленно.
Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).
Введение в тему урока
Какое время года наступает после лета?
Какое время года вам больше всего нравится?
Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 65, с чем мы познакомимся. Чему мы должны научиться?
Чему мы будем учиться?
Работа по теме урока
Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе?
Проверим наши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.) Какие высказывания встретились вам в тексте? Прочитайте.
Что вы узнали об Александре Сергеевиче Пушкине?
Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.
В фольклоре много упоминаний об осени — после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно, очень важные для людей вещи зачастую укладывались в довольно шутливые формы. Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Загадки об осени
Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.
Что помогло вам отгадать их?
Какие яркие признаки отражены в загадках?
Кроссворд «Деревья»
(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)
Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое?
С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Весной зеленела, Летом загорела,
Осенью красные Кораллы надела. (Рябина.)
Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)
Есть у родственницы елки Неколючие иголки.
Но в отличие от елки Опадают те иголки. (Лиственница.)
У меня длинней иголки, Чем у елки.
Очень прямо я расту В высоту. Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна.)
Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой, А летом с бритой головой. (Пень.)
Зелена, а не луг, Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза.)
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
(Ключевое слово: листопад.)
Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?
Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
Подведение итогов урока
Какой раздел учебника мы начали изучать?
Домашнее задание
Составить небольшой рассказ на тему «За что я люблю осень» или «Почему мне нравится осень»