kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с различными этикетными формулами; показать необходимость соблюдения правил

речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости»»

Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости»

Создать условия для ознакомления с различными этикетными формулами; показать необходимость соблюдения правил

речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником; учить правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации; способствовать развитию умения соотносить содержание высказывания с его темой и главной мыслью; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые

предметные 
результаты

Познакомятся с понятиями «язык» и «речь», с историей появления вежливых слов; научатсясоблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; различать устную и письменную речь; различать диалогическую речь

Метапредметные УУД

Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения

с помощью фактов и дополнительных сведений; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг

с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные 
результаты

Проявлять интерес к изучению языка и целенаправленной познавательной деятельности; осознавать эстетическую ценность русского языка, потребность сохранять чистоту языка

Организационная структура урока

II. Актуализация знаний.



Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают подчеркнутые строчки в рабочей тетради:

На доброе слово

Не надо скупиться…

Со словом обидным

Нельзя торопиться…


– Расскажите о происхождении слова «человек».

– С какими словарями работали?

Объясняют значение словарного слова «человек».

(См. РМ, Приложение 2.)

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте фразы. Запишите слоги и фразы, соблюдая правила каллиграфии.

Выполняют чистописание. Записывают с доски:

Ри-ри-ри – на собеседника смотри!

Зя-зя-зя – перебивать нельзя!

Да-да-да – будь внимателен всегда!

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Прочитайте по слогам словарное слово, записанное на доске. (См. РМ, Приложение 3.)

– Запишите его в свои словарики, используя прием крестослова. Написание каких букв надо запомнить?

Читают слово «пожалуйста» по слогам. Записывают слово в тетрадь, подчеркивают непроверяемые орфограммы.

Записывают словарное слово в свои словарики, используя прием крестослова

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Отгадайте ребус. Что означает слово-отгадка?

– Какие бывают слова?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова-отгадки.



– Прочитайте тему урока.

Слово – одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. 
В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава, значения, морфологического строения, словообразовательного характера, участия в той или иной парадигме, принадлежности к какой-либо части речи, роли в предложении, стилистической функции, происхождения.


– Сегодня на уроке мы будем учиться использовать в речи вежливые слова. Я предлагаю провести урок в виде путешествия в Страну вежливости. Вы, конечно, уже знаете много вежливых, волшебных слов. Для чего они нужны?

– Вежливые слова помогают общаться, мы учимся слушать друг друга, чтобы радостней и приятней было людям, чтобы не обижать, не огорчать других, быть добрыми, уважительно относиться друг другу. Эти слова учат хорошим манерам, правильному поведению.

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом.

Игра «Доскажи словечко».

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. Проводит игру «Доскажи словечко».

– Доскажите слово в стихотворении.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого … («спасибо»).

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … («спасибо»).

– Какие слова благодарности вы еще знаете?

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … («добрый день»).

– Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

– Какие слова приветствия знаете еще?

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь,…

(«здравствуйте»).

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

Отвечают на вопросы игры «Доскажи словечко».

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают об истории происхождения вежливых слов.

Спасибо. Говоря «спасибо», мы выражаем благодарность кому-либо за что-либо. Но не все помнят, что в старину слово «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него всё было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.

Здравствуйте. Речевое приветствие «здравствуйте» является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу XVII века из описательных оборотов «повелеваю тебе здравствовати», «здравия тебе желаю» и т. д. С конца XVII века стали использоваться и другие приветствия: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер».

Прощай. Это слово означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». «Прощайте», высокое по стилю слово, звучит категорично. С начала прошлого века в оборот вошло более мягкое по

– Поэтому людям приятно слышать это приветствие.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

– Какие слова извинения вы знаете?

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … («прости, пожалуйста»).

– Когда мы сказали «прости», значит, мы что сделали? (Извинились.)

– Как можно еще извиниться?

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … («до свидания»).

– Что означают эти слова: «до свидания»? (Мы надеемся увидеть вас еще раз.)

– Какие слова прощания вы еще знаете?

– Какие волшебные слова вы используете, когда просите о чем-то? («Пожалуйста», «будьте добры», «будьте любезны», «прошу вас».)

– Это слова просьбы. Итак, все волшебные слова можно разбить на несколько групп:

1. Приветствие.2. Прощание.3. Извинение.

4. Благодарность.5. Просьба.

– Давайте соберем эти группы.

тону «до свидания». В практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе). Говорят часто и «Привет!», «Пока». По форме произносимых этикетных выражений можно судить об уровне воспитанности человека, его настроении, характере межличностных взаимоотношений.

Извините. Есть такая пословица: «Слово ранит, слово лечит». И это действительно, так. Доказательством тому служит слово «извините». Это простое русское слово значит «Простите мою вину». В речи можно использовать именно «извините», а не «извиняюсь», как часто можно услышать. «Подумаешь, какая разница», – скажет кто-нибудь. А разница есть: в первом случае человек обращается с просьбой простить к другому, 
а во втором – как бы сам себя прощает.

Работа

по учебнику

(упражнение 3)

– Выполните упражнение в учебнике. Прочитайте текст.

– Выскажите мнение: почему эти слова иногда называют волшебными словами русской речи?

– В чем волшебная сила этих слов? Почему они так необходимы?

– Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения

Выполняют упражнение. Отвечают на вопрос. Выписывают слова в заданном порядке

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Как надо произносить вежливые слова, чтобы они не потеряли своей волшебной силы? Давайте прочитаем их с правильным выражением.

– Да, многое зависит от интонации, от выражения лица говорящего.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Работа

по учебнику

(упражнение 4)

– Прочитайте задание. Подумайте, как могли вести разговор люди.

– Рассмотрите рисунки. Определите их тему.

– Наблюдали ли вы какую-нибудь из этих ситуаций в жизни?

– Какая ситуация изображена на первом рисунке?

Работают по учебнику, выполняют задания.





– Девочка резко открывает дверь, и у мальчика падают книги.

– Какие вежливые слова можно использовать

в первой ситуации?

– Какая ситуация изображена на втором рисунке?

– Какие вежливые слова можно использовать во второй ситуации?

– Составьте по любому рисунку текст, включив

в него диалог. Работу выполняйте в парах.

– Расскажите текст так, чтобы вызвать у слушателей интерес к его содержанию.

– Запишите самостоятельно два предложения из составленного текста. (См. РМ, Приложение 4, 5.)

– «Извини», «прости».


– Мальчик уступает женщине место в автобусе.

– «Пожалуйста», «спасибо», «благодарю»

VI. Дальнейшая работа 
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.


Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит тест по теме «Наша речь» (см. ресурсный материал).

– Выберите верный ответ.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работают со словарями.

Выполняют тест.

Ключ: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – г.

(См. РМ, Приложение 6.)




VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какой должна быть речь человека? Какую роль в общении выполняет язык?

– Назовите вежливые слова. С какой целью мы употребляем эти слова в речи?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

– Спасибо, ребята. С помощью вежливых слов вы подарили друг другу радость общения. Вы показали, что много знаете. Что же самое главное, полезное поняли на сегодняшнем уроке?

– В жизни чаще нужно пользоваться этими волшебными словами.


– Не стесняйтесь чаще говорить добрые слова. Дарите друг другу улыбки. Давайте поблагодарим друг друга за сотрудничество на уроке.

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Жестами, улыбками, рукопожатиями благодарят друг друга и учителя

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 7 в рабочей тетради; подготовить сообщение на тему «Волшебные слова нашей речи»; объяснить значение слова «вежливость»

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Язык и речь. Формулы вежливости»

Автор: Ибрагимова Гидаят Гасайниевна

Дата: 26.11.2019

Номер свидетельства: 528856

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Язык и речь. Формулы вежливости."
    ["seo_title"] => string(32) "iazyk_i_rech_formuly_vezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "586282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1630858984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 1. "
    ["seo_title"] => string(92) "razvitiie-riechi-s-eliemientami-kul-tury-riechi-azbuka-viezhlivosti-kak-pisat-pis-mo-chast-1"
    ["file_id"] => string(6) "137596"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417374532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов"
    ["seo_title"] => string(68) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-russkomu-iazyku-dlia-10-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "290645"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455008236"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Конспект урока по теме  "Человек-созидатель""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekturokapotiemiechielovieksozidatiel"
    ["file_id"] => string(6) "298631"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456353999"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по теме «Обращение. Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_obrashchieniie_priedlozhieniia_s_obrashchieniiem_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "379077"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484340949"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства