kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с письмом, учить писать письмо.

Задачи урока: формировать умение определять тему и цель урока; познакомить детей с самыми простыми правилами написания письма, показать несколько формул вежливости с помощью которых можно начать и закончить письмо, написать письмо; приучать к коллективному и самостоятельному обсуждению заданий; формировать умение работать в паре; оценивать свою работу, результат; прививать положительное отношение к учебе.

Оборудование к уроку: учебники, тетради на печатной основе, конверты с карточками (на пару), таблицы наглядности, толковый словарь Ожегова.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

УУД: Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.

Проверь дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Учащиеся проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

  1. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

УУД: Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение анализировать и обобщать; умение работать с информацией из словаря.)

Задачи: совершенствовать каллиграфические умения,повторить изученный материал (изменяемые и неизменяемые слова названия-предметов

Чистописание: В беседе с  обучающимися анализирует строение букв, показывает их написание; обращает внимание на словарное слово (когда его говорят, пишут; какие трудности при написании)

з ззз д ддд зд здравствуйте  (Учащиеся анализируют строение букв, записывают слова и слияния в тетрадь, Работают со словом здравствуйте (отвечают на вопросы учителя)

Учитель загадывает загадки, предлагает записать в тетради слова - отгадки:
Это лакомство для всех,
Не банан и не орех,
Любят взрослые и дети.
Охлаждает всё на свете,
Очень вкусное оно,
Это, дети ...
(ЭСКИМО).

Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в … (ПАЛЬТО).

Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое,  как птица.
Если захочешь —
За море умчится. (ПИСЬМО)

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто – классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (КИНО).

Учащиеся отгадывают загадки, слова-отгадки записывают в тетрадь:

Эскимо, пальто, письмо, кино.

- Что общее у этих слов? Какое из них лишнее? (Обучающиеся анализируют слова. Все они заканчиваются на –о. Доказывают, что слово «письмо» лишнее, т. к. у него есть окончание).

- А что такое письмо? (Высказывают предположения.)

- Узнаем точное значение этого слова. Как это сделаем? (- Посмотрим в толковом словаре. (пытаются найти слово в словаре учебника, далее обращаются к Толковому словарю Ожегова и находят нужную статью, читают)

- Составьте предложение с этим словом. (– Ученики составляют предложения: Я пишу письмо. Я получил письмо)

  1.  Мотивация к деятельности.

Задачи: формирование положительной мотивации (УУД: Коммуникативные:  умение строить речевое высказывание; личностные: проявление познавательного интереса)

- Ребята, а вы получали письма? А сами кому-нибудь писали? (выслушивает ответы детей)

 - Сейчас мало кто пишет письма на бумаге.

 Проще позвонить по телефону, послать факс, отправить электронное письмо или SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. Это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость.

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы. Задачи: формирование потребности освоения нового

УУД: Познавательные: постановка проблемы. Личностные: проявление познавательного интереса

- Умеет ли  кто-либо из вас писать письма?

- Хотите научиться? (Учащиеся обмениваются мнениями.)

  1. Постановка темы и цели урока.

Задачи: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель; составлять план урока

УУД: Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение цели; планирование  работы. Познавательные: моделирование плана

- Сформулируйте тему урока. (Высказывают предположения: Тема урока: Письмо)

- Какой будет цель урока? (Цель: научиться писать письмо)

- Узнаем, как писать письмо; напишем письмо.

- Как мы это будем делать? (Определяют задачи урока. Обязательно нужно потренироваться, выполнить упражнения.)

  1. Открытие новых знаний.

Задачи: реализация оставленной цели.

УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение работать в паре. Познавательные: моделирование плана, поиск и выделение необходимой информации

- Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части. У вас на партах конверты. В них части письма. Попробуйте их разложить в нужном порядке.

(в процессе обсуждения учитель вывешивает на доске план письма (такие же карточки)

Учащиеся работают в парах. Обсуждают структуру письма. Составляют план текста письма.

  1. Приветствие
  2. Содержание письма
  3. Заключение.
  4.  Подпись и дата

- Маша и Миша тоже никогда не писали писем, но боятся показаться невежливыми и попросили Анишит Йокоповну научить их.

Давайте познакомимся с советами Волшебницы, проверим, правильно ли вы составили план.

- Найдите нужный материал в учебнике. (Находят материал во второй части учебника Русский язык. Обучающиеся работают с содержанием учебника, находят номер страницы, открывают учебник на нужной странице.

Учитель читает правило написания письма (жирный шрифт).  Ученики по цепочке читают примеры к правилу, отмечают новую информацию.

 - Какую задачу мы сейчас выполнили? (- Узнали, как писать письмо.)

  1. Динамическая пауза

Задачи: снятие напряжения

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли.

Быстро хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали

И ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились.

Вправо-влево десять раз-

Отдохнул уставший класс…

  1. Первичное закрепление.

Задачи: формирование умения написания письма

УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить письменное речевое высказывание. Личностные: проявление познавательного интереса.

- Какую задачу ставили в начале урока? (Научиться писать письмо.)

- Кто из вас сможет это сделать? Как?

- Начертите на полях «волшебную» линеечку. Оцените ваше умение  правильно написать письмо. (Прогностическая оценка)

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками в тетради. (Выполняют упражнение в тетради.)

Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать свою работу, обращая внимание на то, что чужие письма читать нельзя. Но в данном случае это можно считать исключением, поскольку это тренировочные упражнения. (По желанию ученики читают письма, обсуждают (ошибки, неточности), оценивают их.)

 Оцените работу. (Контроль и самооценка. Оценивают работу с помощью «волшебной» линеечки.)

- Какую задачу мы сейчас выполнили? (упражнялись в написании письма)

  1. Закрепление и коррекция новых знаний.

Задачи: применение новых умений.

УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание

- Письма писать – настоящее искусство, и не у всех это может получиться с первого раза. Вот какое письмо написал Кот Матроскин. Учитель предлагает выполнить упражнение  15.  (Выполняют упражнение в учебнике в соответствии с заданием, дают оценку.)

  1. Рефлексия.

Задачи: формирование умения оценивать работу на уроке

УУД: Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Познавательные: умение обобщать. Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.

- Что узнали на уроке?  Чему научились на уроке?

- Где сможете применить свои знания?

- А что было сложным?

- Что показалось самым интересным?

- Оцените свою работу. (Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.)

  1. Информирование обучающихся о домашнем задании.

Задачи: принятие домашнего задания

УУД: Личностные: проявление познавательного интереса

- Захотелось ли вам начать переписку?

- Напишите письмо членам клуба «Ключ и Заря», используя знания, полученные на уроке.

- Спасибо за урок.

 


 

 

Литература:

  1. М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова Русския язык: Учебник для 2 класса. - М., Академкнига/ Учебник.- 2010.
  2. Н. А. Чуракова,  М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова Русския язык: 2 класс. Методическое пособие. - М., Академкнига/ Учебник.- 2011.
  3. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2: 2 класс / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева; под ред. М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://galinataravkova.ucoz.ru/publ/stikhi_zagadki_dlja_malyshej_ot_ussuri/zagadka_155_ehskimo/23-1-0-1054
  2. http://www.stihi.ru/2012/12/23/5719
  3. http://serezhenka.my1.ru/publ/poehzija/svoi_zagadki_dlja_malyshej/zagadka_pro_kino/26-1-0-914
  4. http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat77-num1.html

http://yandex.ru/video/search?filmId=Z3M5I95ciUw&where=all&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 1. »

Конкурс методических разработок















Проект урока

по УМК «Перспективная начальная школа»















Учитель: Шахова Лариса Валентиновна,

МБОУ «СОШ №5

имени А. Е. Поромонова»











Вологда 2014

Предмет: русский язык

Тема учебного занятия: Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 1.

Место урока в теме: четвёртый урок развития и культуры речи во втором классе, первый по ознакомлению с жанром письма.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся с письмом, учить писать письмо.

Задачи урока: формировать умение определять тему и цель урока; познакомить детей с самыми простыми правилами написания письма, показать несколько формул вежливости с помощью которых можно начать и закончить письмо, написать письмо; приучать к коллективному и самостоятельному обсуждению заданий; формировать умение работать в паре; оценивать свою работу, результат; прививать положительное отношение к учебе.

Оборудование к уроку: учебники, тетради на печатной основе, конверты с карточками (на пару), таблицы наглядности, толковый словарь Ожегова.



Этапы урока, задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап.

Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.

Проверь дружок

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Проверяют рабочее место, настраиваются на работу.

Личностные:

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  1. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

Задачи: совершенствовать каллиграфические умения, повторить изученный материал (изменяемые и неизменяемые слова названия-предметов)

Чистописание:

В беседе с обучающимися анализирует строение букв, показывает их написание; обращает внимание на словарное слово (когда его говорят, пишут; какие трудности при написании)

з ззз д ддд зд здравствуйте

Учитель загадывает загадки, предлагает записать в тетради слова - отгадки:
Это лакомство для всех,
Не банан и не орех,
Любят взрослые и дети.
Охлаждает всё на свете,
Очень вкусное оно,
Это, дети ...
(ЭСКИМО).

Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в … (ПАЛЬТО).

Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица.
Если захочешь —
За море умчится. (ПИСЬМО)

Там можно посмотреть мультфильмы,

Журналы, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто – классно!

Там что-то не были давно,

Пора бы посетить … (КИНО).


- Что общее у этих слов?

- Какое из них лишнее?







- А что такое письмо?


- Узнаем точное значение этого слова. Как это сделаем?








- Составьте предложение с этим словом.

Анализируют строение букв, записывают слова и слияния в тетрадь, Работают со словом здравствуйте (отвечают на вопросы учителя)







Отгадывают загадки, слова-отгадки записывают в тетрадь:

Эскимо, пальто, письмо, кино.

































Обучающиеся анализируют слова. Все они заканчиваются на –о. Доказывают, что слово «письмо» лишнее, т. к. у него есть окончание.

Высказывают предположения.

- Посмотрим в толковом словаре. (пытаются найти слово в словаре учебника, далее обращаются к Толковому словарю Ожегова и находят нужную статью, читают)

– Ученики составляют предложения:

Я пишу письмо. Я получил письмо.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.

Познавательные: умение анализировать и обобщать; умение работать с информацией из словаря.

  1. Мотивация к деятельности.

Задачи: формирование положительной мотивации

- Ребята, а вы получали письма? А сами кому-нибудь писали? (выслушивает ответы детей)

- Сейчас мало кто пишет письма на бумаге.

Проще позвонить по телефону, послать факс, отправить электронное письмо или SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. Это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость.



Ученики говорят, что обычно они пишут и получают SMS- ки, общаются по телефону и т. п.















Коммуникативные: умение строить речевое высказывание.:

Личностные:

проявление

познавательного интереса

  1. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы. Задачи: формирование потребности освоения нового

- Умеет ли кто-либо из вас писать письма?

- Хотите научиться?

Обмениваются мнениями.

Познавательные: постановка проблемы.


Личностные: проявление познавательного интереса

  1. Постановка темы и цели урока.

Задачи: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель; составлять план урока

- Сформулируйте тему урока.

- Какой будет цель урока?


- Как мы это будем делать?



Высказывают предположения:

(Тема урока: Письмо

Цель: научиться писать письмо)

Определяют задачи урока.

- Узнаем, как писать письмо; напишем письмо.

Обязательно нужно потренироваться, выполнить упражнения.

Регулятивные:

постановка учебной задачи;

принятие и сохранение цели;

планирование работы.


Познавательные: моделирование плана


  1. Открытие новых знаний.

Задачи: реализация оставленной цели.

- Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части. У вас на партах конверты. В них части письма. Попробуйте их разложить в нужном порядке.

(в процессе обсуждения учитель вывешивает на доске план письма (такие же карточки)


- Маша и Миша тоже никогда не писали писем, но боятся показаться невежливыми и попросили Анишит Йокоповну научить их.

Давайте ознакомимся с советами Волшебницы, проверим, правильно ли вы составил план.

- Найдите нужный материал в учебнике.


Учитель читает правило написания письма (жирный шрифт)


- Какую задачу мы сейчас выполнили?

Работают в парах. Обсуждают структуру письма. Составляют план текста письма.

  1. Приветствие

  2. Содержание письма

  3. Заключение.

  4. Подпись и дата



Находят материал во второй части учебника Русский язык.

Обучающиеся работают с содержанием учебника, находят номер страницы, открывают учебник на нужной странице.



Ученики по цепочке читают примеры к правилу, отмечают новую информацию.

- Узнали, как писать письмо.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: умение работать в паре

Познавательные: моделирование плана






Познавательные: поиск и выделение необходимой информации



  1. Физкультминутка.

Задачи: снятие напряжения

Быстро все ребята встали,

Руки быстро вверх подняли.

Быстро хлопнули пять раз.

А теперь морганье глаз:

Быстро-быстро поморгали

И ногами постучали.

Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились.

Вправо-влево десять раз-

Отдохнул уставший класс…

Все, как птички, полетели

И за парты тихо сели.



  1. Первичное закрепление.

Задачи: формирование умения написания письма


- Какую задачу ставили в начале урока?

- Кто из вас сможет это сделать? Как?

Начертите на полях «волшебную» линеечку. Оцените ваше умение правильно написать письмо.

Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками в тетради.

Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать свою работу, обращая внимание на то, что чужие письма читать нельзя. Но в данном случае это можно считать исключением, поскольку это тренировочные упражнения.

Оцените работу.





- Какую задачу мы сейчас выполнили?


- Научиться писать письмо.



Прогностическая оценка




Выполняют упражнение в тетради.



По желанию ученики читают письма, обсуждают (ошибки, неточности), оценивают их.





Контроль и самооценка.

Оценивают работу с помощью «волшебной» линеечки.


Отвечают на вопрос учителя

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить письменное речевое высказывание



Личностные: проявление познавательного интереса

  1. Закрепление и коррекция новых знаний.

Задачи: применение новых умений.

Письма писать – настоящее искусство, и не у всех это может получиться с первого раза. Вот какое письмо написал Кот Матроскин. Учитель предлагает выполнить упражнение 15

Выполняют упражнение в учебнике в соответствии с заданием, дают оценку.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание


  1. Рефлексия.

Задачи: формирование умения

оценивать работу на уроке.

- Что узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Где сможете применить свои знания?

- А что было сложным?

- Что показалось самым интересным?

-Оцените свою работу.

Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточки успешности.

Регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Познавательные: умение обобщать

Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение

  1. Информирование обучающихся о домашнем задании.

Задачи: принятие домашнего задания

- Захотелось ли вам начать переписку?

- Напишите письмо членам клуба «Ключ и Заря», используя знания, полученные на уроке.

- Спасибо за урок.

Принимают задание


Личностные:

проявление

познавательного интереса





Литература:

  1. М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова Русския язык: Учебник для 2 класса. - М., Академкнига/ Учебник.- 2010.

  2. Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова Русския язык: 2 класс. Методическое пособие. - М., Академкнига/ Учебник.- 2011.

  3. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2: 2 класс / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева; под ред. М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. http://galinataravkova.ucoz.ru/publ/stikhi_zagadki_dlja_malyshej_ot_ussuri/zagadka_155_ehskimo/23-1-0-1054

  2. http://www.stihi.ru/2012/12/23/5719

  3. http://serezhenka.my1.ru/publ/poehzija/svoi_zagadki_dlja_malyshej/zagadka_pro_kino/26-1-0-914

  4. http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat77-num1.html

  5. http://yandex.ru/video/search?filmId=Z3M5I95ciUw&where=all&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо. Часть 1.

Автор: Шахова Лариса Валентиновна

Дата: 30.11.2014

Номер свидетельства: 137596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Развернутое тематическое планирование по русскому языку  2 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "razviernutoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "101235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402411223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства