Цель: познакомить обучающихся с письмом, учить писать письмо.
Задачи урока: формировать умение определять тему и цель урока; познакомить детей с самыми простыми правилами написания письма, показать несколько формул вежливости с помощью которых можно начать и закончить письмо, написать письмо; приучать к коллективному и самостоятельному обсуждению заданий; формировать умение работать в паре; оценивать свою работу, результат; прививать положительное отношение к учебе.
Оборудование к уроку: учебники, тетради на печатной основе, конверты с карточками (на пару), таблицы наглядности, толковый словарь Ожегова.
Ход урока:
- Организационный этап.
УУД: Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Задачи: подготовить обучающихся к изучению нового материала.
Проверь дружок
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Учащиеся проверяют рабочее место, настраиваются на работу.
- Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.
УУД: Коммуникативные: умение строить речевое высказывание. Познавательные: умение анализировать и обобщать; умение работать с информацией из словаря.)
Задачи: совершенствовать каллиграфические умения,повторить изученный материал (изменяемые и неизменяемые слова названия-предметов
Чистописание: В беседе с обучающимися анализирует строение букв, показывает их написание; обращает внимание на словарное слово (когда его говорят, пишут; какие трудности при написании)
з ззз д ддд зд здравствуйте (Учащиеся анализируют строение букв, записывают слова и слияния в тетрадь, Работают со словом здравствуйте (отвечают на вопросы учителя)
Учитель загадывает загадки, предлагает записать в тетради слова - отгадки:
Это лакомство для всех,
Не банан и не орех,
Любят взрослые и дети.
Охлаждает всё на свете,
Очень вкусное оно,
Это, дети ...
(ЭСКИМО).
Верхней одежде, чуть ниже колена,
Рады зимой и Серёжка, и Лена,
Тесно слегка, может быть, но зато,
Очень тепло всем ребятам в … (ПАЛЬТО).
Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица.
Если захочешь —
За море умчится. (ПИСЬМО)
Там можно посмотреть мультфильмы,
Журналы, клипы, кинофильмы.
Идём туда мы целым классом.
Там – хорошо, там просто – классно!
Там что-то не были давно,
Пора бы посетить … (КИНО).
Учащиеся отгадывают загадки, слова-отгадки записывают в тетрадь:
Эскимо, пальто, письмо, кино.
- Что общее у этих слов? Какое из них лишнее? (Обучающиеся анализируют слова. Все они заканчиваются на –о. Доказывают, что слово «письмо» лишнее, т. к. у него есть окончание).
- А что такое письмо? (Высказывают предположения.)
- Узнаем точное значение этого слова. Как это сделаем? (- Посмотрим в толковом словаре. (пытаются найти слово в словаре учебника, далее обращаются к Толковому словарю Ожегова и находят нужную статью, читают)
- Составьте предложение с этим словом. (– Ученики составляют предложения: Я пишу письмо. Я получил письмо)
- Мотивация к деятельности.
Задачи: формирование положительной мотивации (УУД: Коммуникативные: умение строить речевое высказывание; личностные: проявление познавательного интереса)
- Ребята, а вы получали письма? А сами кому-нибудь писали? (выслушивает ответы детей)
- Сейчас мало кто пишет письма на бумаге.
Проще позвонить по телефону, послать факс, отправить электронное письмо или SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. Это ещё один забытый способ не только общаться, но и дарить радость.
- Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной проблемы. Задачи: формирование потребности освоения нового
УУД: Познавательные: постановка проблемы. Личностные: проявление познавательного интереса
- Умеет ли кто-либо из вас писать письма?
- Хотите научиться? (Учащиеся обмениваются мнениями.)
- Постановка темы и цели урока.
Задачи: развитие умения самостоятельно формулировать тему урока, ставить цель; составлять план урока
УУД: Регулятивные: постановка учебной задачи; принятие и сохранение цели; планирование работы. Познавательные: моделирование плана
- Сформулируйте тему урока. (Высказывают предположения: Тема урока: Письмо)
- Какой будет цель урока? (Цель: научиться писать письмо)
- Узнаем, как писать письмо; напишем письмо.
- Как мы это будем делать? (Определяют задачи урока. Обязательно нужно потренироваться, выполнить упражнения.)
- Открытие новых знаний.
Задачи: реализация оставленной цели.
УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение работать в паре. Познавательные: моделирование плана, поиск и выделение необходимой информации
- Чтобы грамотно написать письмо, нужно знать его части. У вас на партах конверты. В них части письма. Попробуйте их разложить в нужном порядке.
(в процессе обсуждения учитель вывешивает на доске план письма (такие же карточки)
Учащиеся работают в парах. Обсуждают структуру письма. Составляют план текста письма.
- Приветствие
- Содержание письма
- Заключение.
- Подпись и дата
- Маша и Миша тоже никогда не писали писем, но боятся показаться невежливыми и попросили Анишит Йокоповну научить их.
Давайте познакомимся с советами Волшебницы, проверим, правильно ли вы составили план.
- Найдите нужный материал в учебнике. (Находят материал во второй части учебника Русский язык. Обучающиеся работают с содержанием учебника, находят номер страницы, открывают учебник на нужной странице.
Учитель читает правило написания письма (жирный шрифт). Ученики по цепочке читают примеры к правилу, отмечают новую информацию.
- Какую задачу мы сейчас выполнили? (- Узнали, как писать письмо.)
- Динамическая пауза
Задачи: снятие напряжения
Быстро все ребята встали,
Руки быстро вверх подняли.
Быстро хлопнули пять раз.
А теперь морганье глаз:
Быстро-быстро поморгали
И ногами постучали.
Быстро влево наклонились
И сейчас же распрямились.
Вправо-влево десять раз-
Отдохнул уставший класс…
- Первичное закрепление.
Задачи: формирование умения написания письма
УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение выполнять прогностическую самооценку Коммуникативные: умение строить письменное речевое высказывание. Личностные: проявление познавательного интереса.
- Какую задачу ставили в начале урока? (Научиться писать письмо.)
- Кто из вас сможет это сделать? Как?
- Начертите на полях «волшебную» линеечку. Оцените ваше умение правильно написать письмо. (Прогностическая оценка)
Попробуйте самостоятельно написать короткое письмо, пользуясь подсказками в тетради. (Выполняют упражнение в тетради.)
Учитель предлагает нескольким ученикам прочитать свою работу, обращая внимание на то, что чужие письма читать нельзя. Но в данном случае это можно считать исключением, поскольку это тренировочные упражнения. (По желанию ученики читают письма, обсуждают (ошибки, неточности), оценивают их.)
Оцените работу. (Контроль и самооценка. Оценивают работу с помощью «волшебной» линеечки.)
- Какую задачу мы сейчас выполнили? (упражнялись в написании письма)
- Закрепление и коррекция новых знаний.
Задачи: применение новых умений.
УУД: Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение строить речевое высказывание
- Письма писать – настоящее искусство, и не у всех это может получиться с первого раза. Вот какое письмо написал Кот Матроскин. Учитель предлагает выполнить упражнение 15. (Выполняют упражнение в учебнике в соответствии с заданием, дают оценку.)
- Рефлексия.
Задачи: формирование умения оценивать работу на уроке
УУД: Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения учебного материала. Познавательные: умение обобщать. Коммуникативные: умение аргументировать своё мнение.
- Что узнали на уроке? Чему научились на уроке?
- Где сможете применить свои знания?
- А что было сложным?
- Что показалось самым интересным?
- Оцените свою работу. (Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточке успешности.)
- Информирование обучающихся о домашнем задании.
Задачи: принятие домашнего задания
УУД: Личностные: проявление познавательного интереса
- Захотелось ли вам начать переписку?
- Напишите письмо членам клуба «Ключ и Заря», используя знания, полученные на уроке.
- Спасибо за урок.
Литература:
- М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова Русския язык: Учебник для 2 класса. - М., Академкнига/ Учебник.- 2010.
- Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова Русския язык: 2 класс. Методическое пособие. - М., Академкнига/ Учебник.- 2011.
- Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы №1, №2: 2 класс / Т.А. Байкова, О.В. Малаховская, Е.Р. Ерышева; под ред. М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Используемые интернет-ресурсы:
- http://galinataravkova.ucoz.ru/publ/stikhi_zagadki_dlja_malyshej_ot_ussuri/zagadka_155_ehskimo/23-1-0-1054
- http://www.stihi.ru/2012/12/23/5719
- http://serezhenka.my1.ru/publ/poehzija/svoi_zagadki_dlja_malyshej/zagadka_pro_kino/26-1-0-914
- http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat77-num1.html
http://yandex.ru/video/search?filmId=Z3M5I95ciUw&where=all&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE